Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.
Задачами курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.
Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
Объективные предпосылки экономической интеграции бывших
советских республик……………………………………………..……..……5
Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24
Заключение…………………………………………………………….……...30
Библиографический список………………………………….……………....32

Файлы: 1 файл

макро (курсовая)!!!!!!!!!!!!.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

    После завершения в основном цивилизованного развода и раздела общесоюзной собственности, по мере укрепления государственного суверенитета интересы и политика государств Содружества расходятся все дальше. Это особенно заметно в области внешней политики, политики безопасности, выборе внешнеэкономических связей.

    Содружество имеет вполне определенные цели, задачи и функции, хотя каждое государство-участник по-своему понимают их- смысл. Мало кто из государств доволен Содружеством. Вместе с тем выходить из него пока не спешат даже наиболее реальные претенденты — члены альянса ГУУAM и Туркменистан. Для большинства из них это запасный вариант в осуществлении своих стратегических планов, геополитической ориентации и интеграционных устремлений.

    Постсоветские государства хотят сохранить и углубить взаимовыгодные экономические отношения в рамках Содружества, и прежде всего с Россией. Спектр их конкретных интересов простирается от надежд на выгодные поставки энергоресурсов, на сохранение рынков сбыта своей продукции до получения военно-технической и иной помощи.

    Вместе  с тем в январе 2008 г., в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями в рамках ЕврАзЭС о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, подписан ряд соглашений и в основном завершено формирование правовой основы Таможенного союза. К концу 2010 г. его члены должны завершить формирование единой таможенной территории и единого регулирующего органа - Комиссии Таможенного союза. Она будет наделена надгосударственными полномочиями, и ее акты будут актами прямого действия для органов государственного управления государств - членов Союза. По мере своей готовности Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и другие государства Содружества могут войти в этот Союз[15. с. 28-29].

    Для многих государств участие в СНГ выглядит в большей мере как тактический шаг, а не следствие принципиального выбора интеграционных устремлений. Однако сложившаяся структура народного хозяйства, географическая безопасность, исторические и культурные факторы еще долгое время будут оказывать влияние на уровень отношений постсоветских государств между собой.

    Совершенно очевидно, что в ближайшее время для государств СНГ нет альтернативы, равнозначной интеграции в рамках Содружества. Исчезают перспективы получения значительной финансово-экономической помощи со стороны высокоразвитых государств, а также международных финансовых институтов. Осознаются реальные возможности независимого экономического развития. Не случайно стремление государств Содружества к интеграции корректируется с возможностью их существования в качестве самостоятельного объекта международного права.

    Сохранение Содружества для многих государств-участников отчасти обусловлено и состоянием общественного мнения, в той или иной степени поддерживающего политику интеграции. Это и стремление скрыть свою реальную или потенциальную зависимость от России. Это и возможность стимулировать поступление экономической и другой помощи, прежде всего от США, Турции, государств Западной Европы, стремящихся не допустить дальнейшего сближения постсоветских государств с Россией.

    Для России роспуск СНГ также имел бы тяжелые политико-психологические последствия, поскольку был бы воспринят как вторичный распад Российской империи. Кроме того, это означало бы для нее утрату пусть даже не совершенного, но все же созданного механизма, при помощи которого она может объединять партнеров по СНГ и в той или иной степени оказывать на них влияние.

    Место и роль Содружества в формирующейся системе межгосударственных отношений постсоветских государств будет зависеть прежде всего от двух обстоятельств: от темпов осуществления в государствах рыночных и демократических преобразований; от желания их конструктивного взаимодействия.

    Существующие в Содружестве принципы интеграции предполагают такие отношения между участниками, когда любой из них может отказаться от участия в сотрудничестве в той или иной сфере деятельности, по тому или иному вопросу взаимодействия. Отсутствуют общие и обязательные для всех решения. Более того, никто не может обязать участников Содружества выполнять уже подписанные ими соглашения и решения, в которых по текущим политическим, экономическим и другим соображениям они не заинтересованы. Государства не собираются делегировать созданным межгосударственным институтам какие-либо надгосударственные полномочия, соглашаясь лишь на определенную координацию действий в отдельных областях сотрудничества.

    Такое положение дел в ближайшем будущем будет соблюдаться и поддерживаться в Содружестве, поскольку не противоречит стратегическим целям и отвечает политической конъюнктуре большинства государств-участников. Сейчас почти невозможно на основе отдельных внешнеполитических и внешнеэкономических векторов государств выработать единый курс Содружества.

     Не следует подходить к СНГ с завышенными требованиями и ожиданиями. Содружество выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся межхозяйственные, научные и культурные связи

    Подлинная интеграция постсоветских государств, новая структура связей и состав участников более реально определится только на основе взаимной выгоды, развития рыночных отношений как внутри, так и между государствами. Пока же в ближайшей перспективе сотрудничество между государствами Содружества будет осуществляться преимущественно на двусторонней и субрегиональной основе в рамках созданных группировок внутри   СНГ.   Иначе  говоря,  будут  продолжаться  попытки  реализовать концепцию и модели "разноскоростной" интеграции. В мирохозяйственную систему связей, различные региональные системы безопасности постсоветские государства будут входить преимущественно поодиночке.

    Форсировать интеграцию постсоветских государств — значит заведомо 
обрекать себя на неудачу, демонстрировать преобладание текущих 
политических, военных и других конъюнктурных интересов над экономической 
целесообразностью.

    СНГ является основой международно-правовой структурой, позволяющей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы. Участие в Содружестве не противоречит целям социально-экономического развития, укрепления независимости и соответствует геополитической ориентации большинства бывших советских республик. Успех интеграционного объединения напрямую зависит от того, сможет ли оно дать каждому из участников столько выгод и преимуществ, чтобы компенсировать связанные с интеграцией издержки.

     В течение 15 лет в Содружестве предпринимаются попытки обеспечить тесное экономическое взаимодействие стран, различающихся по уровню индустриализации производства, социально-экономическим условиям жизни населения, степени демократизации общества и рыночного реформирования экономики. В то же время нормальный процесс экономической интеграции на рыночной основе предполагает близость не только их географического положения, но и технико-экономического развития, существенное социально-экономическое и политическое сходство. Тогда возникают наиболее благоприятные условия для интеграции, опирающейся на функционально-технологическое разделение труда формирование общего экономического пространства, объединение научно-технических возможностей. Для государств, характеризующихся технической отсталостью и аграрно-сырьевой структурой экономики, засильем государственно-бюрократического аппарата, неразвитостью финансовых рынков и кредитно-банковской инфраструктуры, нерешенностью проблем собственности и т.д., экономическая интеграция малоперспективна.

     В настоящее время степень интеграционного взаимодействия государств Содружества в целом соответствует уровню их индустриального развития, рыночного реформирования экономики, демократизации общественных отношений. Очевидно, ускоренное преобразование СНГ в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. В формате всего Содружества реально лишь создание Зоны свободной торговли. В этой связи особую актуальность приобретает развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта и коммуникаций, а также в социальной сфере и вопросах трудовой миграции[8. с. 4-10].

     Важнейшей предпосылкой успешной интеграции является высокий уровень правовой культуры в государствах-участниках, критерием которой служит реальное верховенство закона. Когда законность игнорируется внутри страны, нет никакой гарантии, что она станет соблюдать нормы международного права, в том числе международные договоры, соглашения об условиях и сроках создания зоны свободной торговли, таможенного союза и т.п. Сохранение, а порой и усиление элементов авторитаризма во многих 'государствах Содружества, пренебрежительное отношение к законам собственной страны предопределяют аналогичное отношение и к международным правовым актам, в том числе договоренностям интеграционного характера.

     Опыт интеграционного взаимодействия участников Содружества показывает, что правовое пространство СНГ в целом не отвечает требованиям, необходимым для формирования здесь межгосударственных отношений, базирующихся на строгом соблюдении международного права и, в частности, на принципе верховенства международных норм над национальными. В исполнении принятых в рамках Содружества многосторонних договоров и соглашений продолжает доминировать принцип целесообразности. Государства-участники придерживаются этих соглашений либо в пределах, в каких находят их выгодными для себя, либо в той мере, в какой их могут принудить к исполнению взятых обязательств посредством внешнего экономического или политического давления. Это создает определенный предел доверия, а по сути - предел интегрирования, дальше которого государства Содружества идти не рискуют. Не случайно и то, что в основе механизма реализации решений, принятых высшими органами Содружества -Советом глав государств и Советом глав правительств, лежит добровольное и необязательное выполнение государствами взятых на себя обязательств, использование только национальных механизмов контроля за их исполнением.

     Государства Содружества должны объединять прежде всего экономические интересы, общие конкретные цели и задачи, которые они намерены и могут решать в его рамках. Поэтому перспективы Содружества Независимых Государств как интеграционной структуры на постсоветской пространстве будут определятся ходом экономических и политическим реформ в государствах-участниках, уточнением стратегии и изменением организационно-правовых механизмов функционирования этого объединения.

    В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств определены приоритетные направления экономического сотрудничества, направленные на содействие развитию национальных экономик, тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание принципиально новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств Содружества. Прежде всего, это:

- разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции;

- развитие взаимодействия  в области транспорта

- углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов

- многостороннее  сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита 
углеводородов;

- разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов

- создание эффективных  механизмов платежно-расчетных отношений;

- создание финансово-промышленных  групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества[15. с. 24]; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Информация о работе Международное движение капитала