Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.
Задачами курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.
Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
Объективные предпосылки экономической интеграции бывших
советских республик……………………………………………..……..……5
Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24
Заключение…………………………………………………………….……...30
Библиографический список………………………………….……………....32

Файлы: 1 файл

макро (курсовая)!!!!!!!!!!!!.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
="justify">     Способ достижения этой цели, т.е. функция моделируемой системы региональной экономической интеграции, должен включать ряд составляющих. Так, участие Республике Беларусь в системе региональной экономической интеграции европейских стран СНГ позволит достичь указанной цели лишь в том случае, если сделать ее экономику достаточно открытой для связей с третьими странами, будет стимулировать участие нерезидентов в развитии национальных хозяйств и резидентов - во внешнеэкономических отношениях, а также поощрять совместное завоевание рынков третьих стран, совместное присоединение к общепринятым правилам осуществления международных экономических отношений, станет способствовать вхождению национальных хозяйств в мировую экономику, особенно в информационное, телекоммуникационное, лицензионное, патентное, научно-техническое, транспортное пространство, в мировой финансовой рынок и рынок высококвалифицированной рабочей силы, в мировой наукоемкое производство товаров и услуг. Вместе с тем в условиях глобализации система региональной экономической интеграции с участием Республики Беларусь должна сохранить протекционизм за счет создания более, благоприятных условий развития на территории региона и повышения гибкости нетарифных барьеров в отношении третьих стран. Кроме того, при глобализации в процессе региональной интеграции возникает необходимость минимизации потерь от глобальных потрясений, что также вынуждает снижать степень открытости региона с участием нашей страны.

     Главными субъектами мировой экономики в условиях глобализации являются ТНК как носители индустриальных отношений. Именно поэтому переход стран СНГ, Центральной и Восточной Европы к современной экономике рыночного типа предполагает формирование в них не только системы рыночных институтов, но и элементов индустриальной системы. ТНК во многом определяют ход мирового экономического развития и нивелируют регулирующее воздействие национальных правительств. Поэтому национальные хозяйства развиваются более успешно, если согласуют свою политику в отношении глобальных ТНК, организуют интеграционные группы и их суб- и межрегиональные образования, на межгосударственном уровне стимулируют разрастание системы региональной   экономической   интеграции   путем   поддержки   сфер, способствующих развитию своих ТНК (рынки труда и капитала, малый и средний инновационный бизнес, сфера - деловых й финансовых услуг, транспортные, коммуникационные, энергетические, информационные сети, наука, образование.)

     Кроме того, функция системы региональной экономической интеграции напрямую зависит от структуры системы, т.е. от характера внутренних связей между ее элементами, которыми являются субъекты, объекты и инфраструктура регионально-интеграционных отношений на всех уровнях.

     На микроуровне в интеграционной группе, состоящей из России, Украины, Молдовы и Беларуси (далее по тексту РУМБ), субъекты экономической интеграции - это предприятия, индивиды, индивидуальные предприниматели, ассоциации производителей и потребителей, экономические субъекты третьих стран и др., тем не менее многие из них в системе региональной экономической интеграции пока остаются недостаточно активными. В результате их взаимодействия постепенно формируются и другие субъекты углубления региональной экономической интеграции - ТНК как носители элементов индустриальной системы. Со временем они станут локальными центрами интеграции и развития региона, которые по мере развития транспортных, энергетических, информационные и коммуникационных систем будут активно взаимодействовать с другими экономическими субъектами: покупателями, рабочей силой, поставщиками и посредниками. ТНК зададут направления и будут стимулировать интеграцию и развитие всех других экономических субъектов региона, подтолкнут их к взаимодействию в создании и продвижении на иностранные рынки конкурентоспособных товаров и услуг, т.е. создадут предпосылки для вхождения экономики РУМБ в мировую экономику на основе стратегии экспортоориентированного роста.

     Взаимодействие государственных институтов (республиканских и региональных органов власти, министерств, ведомств, служб и т.д.), некоммерческих общественных организаций, обслуживающих домохозяйства и не финансируемые государством (профсоюзы, партии, организации потребителей, церковь), деятельность совместных органов власти как субъектов институционального уровня региональной экономической интеграции обеспечат координацию национальной политики, систем права и других институтов с целью стимулирования пространственного разрастания системы региональной экономической интеграции. Это позволит: регулировать инновационную сферу экономики; повысить адаптивность экономических субъектов к изменяющимся условиям; устранить трансграничные барьеры в движении товаров, услуг, капиталов, технологий; создать условия, привлекающие субъектов (их капиталы, технологии) из дальнего зарубежья регионально-интеграционную систему отношений в процесс формирования в странах РУМБ ТНК как носителей индустриальных отношений.

      Развитие региональной экономической интеграции на межгосударственном уровне целесообразно синхронизировать с развитием ее микро- и макроуровней, а также с внутринациональной экономической интеграцией. Необходимо оптимально сочетать государственное и межгосударственное регулирование, а на этапе зрелости системы региональной экономической интеграции усиливать наднациональное регулирование. Важно достичь относительного единства методологии, принципов и целей интеграции стран-партнеров. Цели и методы региональной экономической интеграции должны периодически пересматриваться в соответствии с изменением внутренней и внешней среды региона.

     Важно разработать приоритеты общей внешней политики по отношению к странам дальнего зарубежья, а также программы совместного развития и включения рынков товаров, капиталов, рабочей силы, сфер науки и образования, малого и среднего инновационного бизнеса, высокотехнологичного промышленного производства, сферы услуг и объектов энергетической, транспортной, коммуникационной, информационной инфраструктуры стран РУМБ в соответствующие им мировые сферы, способствовать вовлечению экономических субъектов из дальнего зарубежья в регионально-интеграционные отношения стран СНГ для согласования этого процесса с процессом их вхождения в мировую экономику.

     По мере взаимодействия микро- и межгосударственного уровней интеграции, которое на микроуровне выражается в лоббировании экономическими субъектами своих интересов, а на межгосударственном - в стимулировании развития и  дифференциации регионально-интеграционных отношений на микроуровне, а также по мере развития каждого из этих уровней будет происходить выравнивание макроэкономических характеристик участников РУМБ, синхронизация их динамики, постепенное формирование единой экономической системы региона, т.е. будет развиваться макроуровень интеграционных отношений[13. с. 56-62].

     В целом такое изменение системы региональной экономической интеграции на функциональном (микро и макро) и институциональном (в том числе межгосударственном) уровнях обеспечит постепенную подготовку участвующих в ней национальных хозяйств к подписанию соглашения о зоне свободной торговли и к развитию регионально-интеграционных отношений на межрегиональном уровне - между РУМБ и европейскими интеграционными группами. Здесь субъектами институционального подуровня межрегиональной интеграции выступают сами интеграционные группы и их институты власти, национальные институты власти, а также общественные организации. Объектами такого взаимодействия будут торговля товарами и услугами, научно-техническое сотрудничество, транснационализация (создание ТНК с участием экономических субъектов из Европы и СНГ).

     При глобальной интеграции можно также различить институциональный и функциональный уровни взаимодействия. На институциональном субъектами выступают РУМБ и международные организации. Их взаимодействие в области международного права и регулирования международных экономических отношений позволит создать более благоприятную институциональную среду для развития функционального уровня отношений между субъектами системы -региональной экономической интеграции, глобальными ТНК и их альянсами.

     Итак, в условиях экономической глобализации подготовку к вхождению Республики Беларусь в мировую экономику может обеспечить такая модель системы региональной экономической интеграции, в которой наряду с СНГ будут функционировать две группы с различной специализацией - ЕврАзЭС и РУМБ. ТНК стран РУМБ, в том числе с участием субъектов из дальнейшего зарубежья, зададут направление, подтолкнут развитие всех других экономических субъектов региона и создадут экономические предпосылки для развития функционального уровня интеграционного взаимодействия Республики Беларусь с мировой экономикой на основе стратегии экспортоориентированного роста. В РУМБ постепенно произойдет подготовка европейских стран СНГ к подписании соглашения о зоне свободной торговли к сотрудничеству с ЕС и ЦЕФТА, а также с другими регионами мира. Предлагаемая модель позволит не только комплексно подготовить Беларусь к вхождению в мировую экономику в условиях глобализации и адаптироваться к изменившимся внешним условиям, но и разрешить целый ряд внешних и внутренних проблем, противоречий, в целом оптимизировать возможные эффекты интеграции.

      Для достижения указанных результатов необходимо следующим образом изменить систему региональной интеграции с участием Республики Беларусь:

- развивать все уровни экономической интеграции европейских стран СНГ в экспортоориентированных наукоемких отраслях и сфере услуг; способствовать опережающему развитию всех уровней экономической интеграции европейских стран СНГ по сравнению с интеграцией Беларуси с ЦЕФТА и ЕС с целью подготовки белорусской экономики к последней; после этапа подготовки сотрудничество интеграционной группы, состоящей из России, Украины, Беларуси и Молдовы, с ЦЕФТА и ЕС целесообразно осуществлять в форме межрегиональной интеграции;

- снизить негативное влияние дезинтеграционных тенденций на систему региональной экономической интеграции с участием Республики Беларусь за счет оптимизации сочетания интеграции, внутринациональных рыночных преобразований и начала вхождения в мировую экономику, что выражается: в закреплении начатых и стимулировании дальнейших рыночных преобразований в интеграционных программах; дополнении системного перехода к рыночным институтам процессом формирования индустриальной системы; предварительной подготовке экономики европейского субрегиона СНГ к вхождению в мировую экономику;

- в ходе экономической интеграции сделать акцент на формировании транснациональных экономических субъектов европейских стран СНГ и элементов, способствующих их развитию (рынки труда, капитала, услуг, малый бизнес, транспортные, коммуникационные, энергетические, информационные сети, наука и образование);

- разработать программы совместного развития и включения рынков труда, капитала, услуг, сферы малого инновационного бизнеса, -транспортных, коммуникационных, энергетических, информационных сетей, науки и образования в соответствующие им мировые сферы, а также привлечь экономических субъектов из дальнего зарубежья (из этих сфер) в систему региональной интеграции России, Украины, Беларуси, Молдовы.

    На  данном этапе развития СНГ можно  сказать, что в плане сближения, развития интеграционных процессов  центростремительные силы отнюдь не перевешивают центробежные. Для будущего развития интеграционных процессов в СНГ необходимо в дальнейшем согласовать целый ряд важнейших проблем. Важнейшей проблемой развития СНГ являются существенные различия в заявленных внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях государств-участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТСОВЕТСТКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

    В настоящее время существуют различные подходы в оценке роли СНГ как международно-правового объединения постсоветских государств, возможностей и перспектив их интеграционного взаимодействия в рамках Содружества.

    Сегодня   Содружество   Независимых   Государств   по  своей   сути  - политический клуб, позволяющий сблизить и согласовать интересы государств-участников, в гораздо меньшей степени - оборонный альянс, и совсем в небольшой - эффективное экономическое сообщество.

    Лидеры многих постсоветских государств рассматривают СНГ как модель сотрудничества, приемлемую для переходного этапа, периода укрепления их государственного суверенитета, реформирования экономических и общественных отношений. Специфика условий и особенностей постсоветской интеграции, разное понимание целей и задач, основных принципов и темпов интеграционных процессов в отдельных сферах сотрудничества не способствуют трансформации Содружества в более эффективное региональное объединение с соответствующими механизмами взаимодействия.

    В Содружестве нет высоких общих идеалов, притягательных идей, единой объединяющей цели, которые бы звали к интеграции. Содружество не является в настоящее время ни сообществом общепризнанных ценностей, ни сообществом постоянных интересов. У каждого государства СНГ свои проблемы, до которых остальным в общем-то дела нет. Трудно выделить в межгосударственных отношениях какой-либо постоянный, взаимовыгодный экономический интерес.

Информация о работе Международное движение капитала