Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.
Задачами курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.
Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов.
Введение…………………………………………………………………..…..3
Объективные предпосылки экономической интеграции бывших
советских республик……………………………………………..……..……5
Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24
Заключение…………………………………………………………….……...30
Библиографический список………………………………….……………....32
- Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
- «Эффект домино». После этого как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами.
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающихся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи:
- Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности.
- Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседними, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом..
- Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих ( стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики.
- Содействие структурной перестройке экономике. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитьге страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.
- Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.
С 2000 г. в большинстве государств Содружества
начался стабильный экономический рост,
однако все еще недостаточный, чтобы полностью
преодолеть спад 90-х годов прошлого столетия
и восстановить дореформенный уровень
по основным макроэкономическим показателям.
Данные приведены в таблице 1.1. [15. с.19-20]
Таблица 1.1 - Индексы основных макроэкономических показателей государств Содружества в 2007 г., % к 1991 г.
|
* Данные за 2005 г., ... - Данные отсутствуют.
Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.
Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылками интеграции были:
- Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран;
- Географическая близость интегрирующих стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
- Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
- Демонстрационный эффект;
- «Эффект домино»;
Задачи интеграции:
- Использование преимуществ экономики масштаба;
- Создание благоприятной внешнеполитической среды;
- Решение задач торговой политики;
- Содействие структурной перестройке экономике;
- Поддержка молодых отраслей национальной промышленности;
Основные теории:
- традиционная, представители которой исходили только из экономических предпосылок в рамках таможенного союза;
- теория, представители которой считают, что интеграционные группировки создаются странами-членами для достижения общих целей;
- теория,
по которой страны стремятся к интеграции
по причине ограниченности факторов производства;
ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализации производства - развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.
В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:
Мировая торговля - это сфера международных товарно-денежных
отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.
Продавцами и покупателями выступают как государственные организации, а также отдельные люди. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным - при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.
Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной. Последняя представляет собой товарообмен между предприятиями, организациями, фирмами, расположенными в приграничных районах, и их иностранными партнерами из сопредельных государств.
Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособность продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию товара в других странах. Она -складывается из материально-технической базы внешней торговли - складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструктурой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.[7. с. 82]
Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные фирмы также создают собственный торговый аппарат для сбыта свой новой продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающая роль в мировой торговле играю ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.
Мировой рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Поэтому все государства различным образом регулируют внешнюю торговлю, в законодательном порядке устанавливая определенные правила и условия внешнеторговой политики.
Исторически сложились две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли[9. с. 92-110].
Протекционизм - это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.
Таможенный тариф - это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово-политических отношений с ними.
Нетарифные ограничения - это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.
Широкое распространение получили импортные квоты - максимальные объемы отдельных видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Импортная квота привлекательнее для государства, чем таможенная пошлина, потому что повышение ставок пошлин регламентируется международными торговыми соглашениями, правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще установить определенные импортные квоты, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенных товаров.