Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 22:06, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса, определении их роли в движении международного капитала и изучении деятельности Nestle как крупнейшего в мире концерна по производству продуктов питания.
Имея один из данных признаков, фирма попадает в категорию транснациональных корпораций: реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок; в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы; собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Введение...............................................................................................................3
I Общая характеристика транснациональных корпораций.............................4
II Характеристика транснациональной корпорации Nestle.............................5
III Состояние хозяйственной деятельности....................................................
IV Перспективы и задачи транснациональной корпорации Nestle................
Заключение.........................................................................................................
Список изученных источников.........................................................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.И. МЕЧНИКОВА
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра международных отношений
Курсовая работа на тему
“Транснациональная корпорация Nestle и ее позиции в инвестиционных процессах”
Студентки III курса 3 группы
Чуприны О.Н.
Одесса - 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
I Общая характеристика транснациональных
корпораций....................
II Характеристика транснациональной
корпорации Nestle........................
III Состояние хозяйственной деятельности..................
IV Перспективы и задачи транснациональной корпорации Nestle................
Заключение....................
Список изученных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы “Транснациональная корпорация Nestle и ее позиции в инвестиционных процессах”.
Актуальность темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.
Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса, определении их роли в движении международного капитала и изучении деятельности Nestle как крупнейшего в мире концерна по производству продуктов питания.
Имея один из данных признаков, фирма попадает в категорию транснациональных корпораций: реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок; в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы; собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
ТНК играют важную роль в современном мировом хозяйстве, которую оценивают при помощи следующих показателей:
– ТНК контролируют примерно 2/3 мировой торговли;
– на них приходится около 1/2 мирового промышленного производства;
– на предприятиях ТНК работает примерно 10% всех занятых в не сельскохозяйственном производстве (из них почти 60% работают в материнских компаний, 40% – в дочерних подразделениях);
– ТНК контролируют примерно 4/5 всех существующих в мире патентов, лицензий и ноу-хау.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка изученной литературы и источников.
I Общая характеристика транснациональных корпораций
Термин “Транснациональная корпорация” возник в качестве компромисса в ходе переговоров о мандате деятельности ООН в вопросе ограничения деятельности международных монополий в развивающихся странах. “Группа 77” еще в 1974 г. постаралась терминологически отделить свои многонациональные компании от специфически западных, которые по формальным признакам напоминали некоторые фирмы развивающихся стран (например, Бразилии, Венесуэлы, Индии), но отличались двумя важными чертами: первое — источник происхождения капитала (капитал происходил из одной страны и соответственно приставка “транс” как нельзя лучше отражала направление их операций по отношению к штаб-квартире — головной компании), второе — по масштабам финансовой и технологической базы, возможностям политического, правового и любого иного прикрытия операций. Впоследствии это политическое дистанционирование постепенно стиралось, и международные монополии всех стран стали называться транснациональными.
По определению ООН,ТНК— это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.
При этом эксперты ООН относят к международно-оперирующим корпорации, которые осуществляют любую производственную и (или) сбытовую деятельность, главное, чтобы их деятельность была вынесена за пределы национального государства. Однако это определение не является исчерпывающим, поскольку не учитывает важнейших признаков этого современного международного хозяйствующего субъекта, отличающего его от других субъектов МЭ и МЭО. Поэтому, прежде чем сформулировать дефиницию ТНК, определим ее основные признаки.
Принято считать, что прообразом современных транснациональных компаний является орден тамплиеров, который был основан в 1118 году. Ведь он в 1135 году начал собственное банковское дело, которое охватило не одно государство. Первой же настоящей транснациональной компанией стала Британская Ост-Индийская компания. Ее основание датируется 1600 годом и связано с королевой Елизаветой I. Ее указом компании были предоставлены монополистические права на осуществление торговли в Индии. Управление нею осуществлял губернатор и совет директоров. В итоге коммерческая корпорация со временем была наделена военными и правительственными функциями, что дало возможность сыграть решающую роль в колонизации не только Индии, но и других восточных государств. Она имела собственные войска, которые вели полноценные военные действия с целью захвата других стран. Свои огромные полномочия ТНК утратила лишь в 1858 году, когда все ее административные полномочия передавались британской короне. В итоге, в 1874 году Британская Ост-Индийская компания ликвидировалась.
Еще одним неотъемлемым звеном в истории развития ТНК является Голландская Ост-Индийская компания. Она была создана в 1602 году и стала монополистом в торговле с Цейлоном, Китаем, Японией и Индонезией. Главным вкладом в историю было то, что данная корпорация являлась акционерным обществом, что было новшеством во всем мире. Она предлагала своим участникам долевую ответственность и долевое разделение прибыли. Изначально до 1644 года дивиденды выплачивались привезенными товарами, а после натурой. Прекратила свое существование ТНК в 1798 году.
Впоследствии ТНК появлялись во всем мире и стали очень распространенным типом организации бизнеса.
Украина, как принимающая ТНК страна, не заняла надлежащего места в их деятельности. Невзирая на определенные естественные преимущества, она имеет один из самых низких показателей привлечения прямых иностранных инвестиций среди стран Центральной и Восточной Европы, СНГ. Прямые иностранные инвестиции за тринадцать лет независимости составляли лишь 5,3 млрд. дол. Например, Чехия за такое время получила свыше 20 млрд. дол. Ежегодные инвестиции в Польшу составляют 4—5 млрд. дол., тогда как в Украину — 0,5 млрд. За объемами иностранных инвестиций на душу населения Украина уступает даже Албании и Казахстану.
Среди компаний, которые вложили прямые заграничные инвестиции в украинскую экономику, ведущее положение занимают американские корпорации. За последние 10 лет их прямые капиталовложения достигли 898 млн. дол. (16,8% от общего объема ПЗИ вовлеченных в Украину). За компаниями США идут инвесторы из Кипра – 603 млн. дол. (11,3%), Большой Британии – 511 млн. дол. (9,6%), Нидерландов – 399 млн. дол. (7,5%), Британских Виргинских островов – 337 млн. (6,3%), Российской Федерации – 323 млн. (6,0%), Германии – 312 млн. (5,8%), Швейцарии – 312 млн. (5,1%), Австрии – 273 млн. (3,9%), Республики Корея – 171 млн. (3,2%).
Украина как промышленное государство транснациональным корпорациям неинтересная. Такой вывод можно сделать просмотрев список глобальных корпораций, представленных на отечественном рынке: Coca-Cola, Samsung, Toyota, Nestle, Nokia, Metro Cash&Carry, Hewlett-Packard, British American Tobacco и некоторые другие ТНК. Большие промышленные концерны, такие как, например, Westinghouse, ExxonMobil или General Electric, на украинском рынке отсутствует. Исключение — Mittal Steel, для которой ее украинский актив — Криворожсталь — промежуточное, а не конечное звено производственной цепи.
Несмотря на все это, существуют мнения, ставящие под сомнение целесообразность создания транснациональных корпораций. Однако, «практика - критерий истины», и на практике транснациональные корпорации несомненно доказали свое право на существование.
Степень транснационализации компаний можно охарактеризовать индексом транснациональности:
Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо) : 3, где Iтр — индекс транснациональности; Аз — зарубежные активы; Ао — общие активы; Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; По — общий объем продаж товаров и услуг; Шз — зарубежный штат; Шо — общий штат работников компании.
II Характеристика транснациональной корпорации Nestle
Nestlé S.A. (Nestle Strategische Allianz - Нестле С. А., Стратегическое объединение Нестле) — швейцарская компания, крупнейший в мире производитель продуктов питания. Также Nestle специализируется на выпуске кормов для домашних животных, фармацевтической продукции и косметики. Главный офис компании находится в швейцарском городе Веве.
Председатель совета директоров — Петер Брабек-Летмате, главный управляющий — Пол Бюльке.
Компания была основана в 1866 году швейцарским фармацевтом Анри Нестле. Экспериментируя с различными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, он создал продукт для искусственного кормления младенцев, не получающих материнского молока. Его основной целью было помочь в решении проблемы детской смертности, вызванной недостаточным и неправильным питанием. Анри Нестле, осознавая важность торговой марки в продвижении товара на рынке, решил использовать в качестве торгового знака свой фамильный герб — гнездо с птицами.
В 70-х годах XIX века борясь с конкурентами, компания выпустила на рынок собственную марку сгущенного молока. В 1875 году житель города Веве Даниель Петер придумал способ получения молочного шоколада путём соединения молока и какао-порошка и основал компанию, которая быстро стала мировым лидером в производстве шоколада и позже вошла в состав корпорации Nestle.
Начало Первой мировой войны нанесло серьёзный удар по деятельности компании. Но, несмотря ни на что, война вызвала большой спрос на молочные продукты, что произошло во многом за счёт увеличения правительственных заказов. Чтобы справиться с ними, Nestlt приобрела ещё несколько действующих фабрик в США. К концу войны компании принадлежали 40 фабрик, а объём производства по сравнению с 1914 годом увеличился почти вдвое. C окончанием Первой мировой войны для компании наступил период экономического кризиса. В 1921 году Nestle впервые понесла убытки. Это вынудило руководство компании расширить традиционный ассортимент производимой продукции. Производство шоколада стало вторым по значимости видом деятельности компании. Nestle стала регулярно выпускать новые виды продуктов питания.
С началом Второй мировой войны прибыль Nestle резко упала (с $20 млн в 1938 году до $6 млн в 1939 году). Чтобы преодолеть проблемы с распространением продукции в Европе и Азии, компания открыла новые фабрики в развивающихся странах, в том числе в Латинской Америке.
Однако война ускорила распространение Nescafe, так как он стал основным напитком американских солдат и офицеров, несших службу в Европе и Азии. К 1943 году объём производства Nescafe достиг одного миллиона коробок в год. Так же, как и во время Первой мировой войны, уровень производства и продаж в условиях военной экономики значительно увеличился: общий оборот возрос со $100 млн (в 1938) до $225 млн (в 1945). Кроме того, компания заняла лидирующее положение в мировом кофейном бизнесе.
III Состояние хозяйственной деятельности
Ассортимент продукции Nestlé за время существования компании насчитывает более 2000 товарных знаков продуктов широкого потребления.
"Nestle Украина" - одна из крупнейших компаний в отечественной сфере производства продуктов питания. Прежде всего, "Nestlе" закрепляет свои позиции и распространяет свое присутствие в Украине за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активной поддержки и продвижения торговых марок, отладки национальной сети сбыта.
Корпорация "Nestle" сегодня владеет более 500 фабриками и предприятиями в 86 странах. В декабре 1994 года Societe pour l’Exportation des Produits Nestle S.A. открыло свое представительство в Киеве, чтобы вести активную маркетинговую и рекламную поддержку таких известных (в том числе - всемирно) брендов, как "Nescafe", "Nesquik", "Maggi", "Coffee-mate", "Purina", детского питания, готовых завтраков, специального питания, мороженого.
В 1998-м "Nestlе" приобрела контрольный пакет акций одного из крупных кондитерских производителей Украины - львовской кондитерской фабрики "Світоч". Для достижения международных стандартов качества при участии "Nestlе" на фабрике были внедрены новейшие производственные технологии, автоматизированы производственные процессы, реконструированы существующие и установлены новые производственные линии, обеспечена национальная дистрибуторская и маркетинговая поддержка торговой марки.
В мае 2003 года в Киеве основана компания "Nestle Украина" с целью ведения коммерческой деятельности и развития дистрибуторской сети. Сейчас в ней работает свыше 3 тыс. человек. С 1994 года "Nestle" инвестировала в украинскую экономику более $200 млн.
В декабре 2003-го "Nestlе" приобрела 100% акций ОАО "Волыньхолдинг" - довольно молодой луцкой компании, выпускающей продукцию под известной торговой маркой "Торчин Продукт". ТМ "Торчин" - один из лидеров на украинском рынке холодных соусов (майонез, кетчуп, горчица, соусы).
Объем продаж компании "Нестле Украина" в 2013 году составил 1,947 млрд.грн., что на 20% больше соответствующего показателя 2012-го. Как сообщил директор по связям с общественностью компании Геннадий Радченко, объем продаж кофе и напитков вырос на 15% и составил 552 млн.грн. На отечественном рынке кофе общая доля "Nescafe", по собственной оценке компании, выросла с 24,8% до 25,5%. Кондитерских изделий компании под ТМ "Nestlе" и "Світоч" продано на 521 млн.грн. (рост по сравнению с 2012 годом - 15%). Объем продаж под ТМ "Торчин" и "Maggi" составил 616 млн.грн. (рост - 21%). Продуктов детского и специального питания "Nestle" в 2013-м было продано на 56 млн.грн. (рост - 25%).
В 2013 году объем продаж компании Nestlé увеличился на 2.7%, составив 92.2 млрд. швейцарских франков, на что оказала влияние отрицательная курсовая разница с показателем 3.7%. Органический рост составляет 4.6%, что состоит из 3.1% реального внутреннего роста и 1.5% ценообразования. Приобретение за вычетом изъятия капиталовложений, добавили 1.8% к продажам.
Информация о работе Транснациональная корпорация Nestle и ее позиции в инвестиционных процессах