Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:19, реферат
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских корпораций постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления корпорациями является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью корпораций.
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ФИЛИАЛ
Реферат
по дисциплине
Теория организации
на тему
Бизнес – процессы
в корпорации.___________________
______________________________
______________________________
______________________________
студента___2___ курса, группы ______2МТ1д_______ _______очной_________ формы обучения
(номер курса)
специальности _______080507________ «__________Менеджмент организации_____________»
Горбенко Татьяна Викторовны
(фамилия,
имя, отчество студента
Волгоград, 2009.
Введение.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских корпораций постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления корпорациями является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью корпораций.
Сегодня на российских корпорациях доминирует применение структурного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры корпорации, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а их взаимодействие – через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.
Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью корпораций являются следующие:
Это основные недостатки структурного подхода. На самом деле их гораздо больше.
По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру корпорации, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Основными чертами такой реорганизации являются:
Определение процессного подхода.
Процессный подход впервые был предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они, во-первых, рассматривали эти функции как независимые друг от друга, во-вторых, не ориентированные на управление бизнес-процессами корпорации.
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью корпораций понимается ориентация деятельности корпораций на бизнес-процессы, а системы управления корпораций на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами корпорации.
В рамках процессного подхода любая корпорация рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.
Бизнес-процесс – это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры корпорации.
Каждый бизнес-процесс имеет свои границы и определенные роли.
В процессном подходе используются следующие ключевые роли:
1. Владелец процесса (Process owner). Он должен знать бизнес-процесс, отвечать за его ход и результат в целом, измерять и совершенствовать эффективность процесса. Кроме того, владельцу процесса необходимо обладать коммуникативностью, энтузиазмом, способностью влиять на людей и проводить изменения.
2. Лидер команды (Team leader). В его обязанности процесса входит быть хорошим работником, обладать знаниями о бизнес-процессе и иметь позитивные личные качества.
3. Коммуникатор (Facilitator). Он должен, как правило, вести совместно с лидером подготовку совещаний, участвовать в них, обучать команду различным методам работы, анализировать вместе с лидером итоги совещаний команды.
4. Внешний консультант (External consultant). Он обязан иметь независимый взгляд, владеть знаниями, навыками и методиками, а также выступать в роли «Эксперт», «Врач» или «Участник процесса».
5. Координатор (Coordinator). Задачи координатора процесса – отвечать за согласованную работу всех частей бизнес-процесса и обеспечивать связь с другими бизнес-процессами. Важной задачей является и обеспечение сохранности потенциально полезной информации (книги, учебные пособия, методики). Координатор должен обладать хорошими административными способностями и пониманием стратегических целей корпорации.
6. Участник команды (Team member). В практике такую команду часто называют группой или отделом инжиниринга, контроллинга, технологов, системных аналитиков. Участники команды получают поддержку и методическое обеспечение от консультанта и коммуникатора, вместе с лидером используют методику для моделирования, анализа и оценки бизнес-процессов, участвуют в совещаниях. Они объединяют специалистов различных уровней иерархии в хорошо сбалансированную команду.
Процессные команды и их формирование.
Существует несколько типов процессных команд: ситуационная, виртуальная и ситуационный менеджер.
1. Ситуационная команда обычно работает на постоянной основе и выполняет периодически повторяющуюся работу.
2. Виртуальная команда, как правило, создается для разработки нового продукта или услуги.
3. Ситуационный менеджер – это высококвалифицированный специалист, способный до 90% объема работ выполнить самостоятельно.
Формирование процессных команд – одна из важнейших проблем всех без исключения корпораций. Подготовка такой команды требует много времени, средств и умения управлять персоналом.
Программа подготовки специалистов для аналитической работы включает:
Классификация бизнес-процессов.
Одним из первых основных этапов построения процессной организации и управления деятельностью корпорации является выделение и классификация бизнес-процессов.
Для этого целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить: собственников корпорации, топ-менеджеров, специалистов, наиболее знающих проблемы и технологии корпорации, претендентов в процессную команду и внешних консультантов. Наличие внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов.
Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
1. Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента, и, обеспечивающих получение дохода для корпорации. Эти процессы производят «Выходы» процессов Как правило, основных бизнес-процессов в корпорации немного (не более десяти).
2. Обеспечивающие бизнес-процессы – это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы корпорации. В отличие от основных количество обеспечивающих процессов достигает нескольких десятков.
3. К бизнес – процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта или услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы.
4. Бизнес – процессы управления – это бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов корпорации. В основе построения технологии выполнения процессов управления лежит концепция контроллинга, которая позволяет сформировать полный цикл управления корпорацией, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий.
Проведение выделения
и классификации бизнес-