Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:46, контрольная работа
Среди дисциплин, изучающих общество, исторически сложился свой особый, достаточно узкий набор понятий и методов анализа. Одни проблемы воспринимались как только «экономические», другие - как только «социологические», третьи — как только «политические» и т.д. Как результат между социальными дисциплинами выросли трудно преодолеваемые методологические преграды. Накопление научных знаний об обществе шло параллельными, редко пересекающимися путями.
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………...4
2.1. История возникновения……………………………………………………..4
2.2. Экономическая теория дискриминации…………………………………..4
2.3. Теория человеческого капитала……………………………………………5
2.4. Экономический анализ преступности…………………………………….7
2.4.1. Разделение труда в семье……………………………………………….8
2.4.2. Анализ "брачного" рынка………………………………………………9
2.4.3. Экономическая теория рождаемости…………………………………11
3.Заключение……………………………………………………………………….12
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО АГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
Кафедра экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений»
Тема: Теория «экономического империализма» Г.Беккера.
Вариант: 19.
Выполнил: студент 792 гр., Рябцева.Д.А.
Проверил:
А.В. Таненкова
Барнаул, 2014
Содержание
2.1. История возникновения……………………………………………
2.2. Экономическая теория дискриминации…………………………………..4
2.3. Теория человеческого капитала……………………………………………5
2.4. Экономический анализ преступности…………………………………….7
2.4.1. Разделение труда в семье……………………………………………….8
2.4.2. Анализ "брачного" рынка………………………………………………9
2.4.3. Экономическая теория рождаемости…………………………………11
3.Заключение………………………………………………
1.Введение.
Среди дисциплин, изучающих общество, исторически сложился свой особый, достаточно узкий набор понятий и методов анализа. Одни проблемы воспринимались как только «экономические», другие - как только «социологические», третьи — как только «политические» и т.д. Как результат между социальными дисциплинами выросли трудно преодолеваемые методологические преграды. Накопление научных знаний об обществе шло параллельными, редко пересекающимися путями.
Нельзя сказать, чтобы такое положение считалось удовлетворительным. Предпринимались, и не раз, попытки создать единую науку об обществе (это пытались сделать О. Конт и К. Маркс), но они оканчивались неудачно.
Одной из самых заметных тенденций в развитии экономической науки последних десятилетий стало растущее распространение ее методов и моделей на проблемы, традиционно относившиеся к компетенции других социальных дисциплин. «Экономический империализм» — такое название закрепилось за этим новым явлением.
2.1.История возникновения.
Впервые оно заявило о себе на рубеже 50—60-х годов, когда экономисты-неоклассики осознали, что аппарат микроэкономического анализа имеет намного более широкую применимость, чем предполагалось ранее.
«Вторжению» экономической теории подверглись политология и социология, антропология и психология, история и правоведение, религиоведение и демография. Результатом «имперских» устремлений экономистов стало рождение целого семейства новых дисциплин, таких, как теория общественного выбора, экономика семьи, экономика права, новая экономическая история и др. Было создано немало работ строящихся на синтезе экономических и биологических представлений. Плодотворность экономического подхода к социальным явлениям была продемонстрирована на примере та
ких форм деятельности, как голосование на выборах, лоббизм, дискриминация, войны и революции, образование, преступность, брак, планирование семьи, и даже посещение церкви.
Наибольший вклад в раздвижение границ традиционного экономического анализа внесли ученые трех исследовательских центров — Чикагского университета (Г Беккер, Р. Коуз, Р. Познер, Дж. Стиглер), Вирджинского политехнического института (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок) и Лос-Анджелесского университета (А. Алчиан, Г. Демсец, Дж. Хиршлейфер). Далее подробно рассмотрим экономические идеи Гарри Беккера, представителя Чикагского университета, потому как он наиболее полно иллюстрирует в своих исследованиях теорию «экономического империализма», за что и был удостоен Нобелевской премии в 1992 году.
2.2. Экономическая теория дискриминации
Первым серьезным трудом Г.
Беккера в области «экономического империализма»
стала книга «Экономика дискриминации»
[Becker G. The Economics of Discrimination. Chicago, 1957]. Дискриминация,
по Беккеру, порождается специфическими
предпочтениями некоторых агентов, не
желающих вступать в контакты с представителями
другой расы, национальности, религии
и т.д. Таким образом, предприниматели,
работники и потребители могут проявлять
озабоченность не только уровнем доходов,
количеством и качеством товаров и услуг,
достающихся им на рынке, но и личностными
характеристиками тех, от кого или совместно
с кем они их получают. Для оценки экономического
значения подобной предубежденности Беккером
было введено понятие "рыночный коэффициент
дискриминации". Его величина помимо
распределения и интенсивности самих
антипатий будет также зависеть от степени
конкурентности товарных рынков и рынка
труда, доступности образования. Существенно, что такие предубеждения
могут налагать издержки не только на
дискриминируемых, но и на дискриминаторов.
Так, чтобы привлечь работников лишь своей
расы, предприниматель будет вынужден
предлагать им заработную плату выше рыночной,
так как фактически он будет находиться
на более узком рынке рабочей силы, чем
предприниматель-
2.3.Теория человеческого капитала.
Основой для этой теории стала следующая крупная работа Беккера "Человеческий капитал" [Вескеr G. Human Capital. N.Y., 1964]. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, поиск информации. Начальной точкой для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Помимо теоретического обоснования Беккер первым осуществил и практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись "потерянные заработки", т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы (потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15% превышающем показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.
Продолжив исследовать проблемы человеческого капитала, вскоре Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов [Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analitical Approach. In: Весker G. Human Capital (2nd ed.). Chicago, 1975, p. 94--144.]. Для этого он обратился к аппарату кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Выведенная им индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон: 1) длительное обучение часто сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; 2) чем больше уже накоплено учащимися человеческого капитала, тем дороже обходится ему потеря заработков; 3) поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; 4) с увеличением объема вложений повышается степень риска. Но существует и обратная тенденция, которая на определенном участке может менять наклон этой кривой на положительный. Ведь полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником а, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний. Чем одареннее человек, тем выше расположена кривая спроса (при тех же затратах он способен приобретать больший объем знаний и навыков).
2.3. Экономический анализ преступности
Статья Беккера "Преступление и наказание: экономический подход" [Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach. - "Journal of Political Economy", 1968, vol. 76, No. 2.] явила миру теорию, что преступники - не психопатологические типы и не жертвы социального угнетения, а рациональные агенты, предсказуемым образом реагирующие на имеющиеся возможности и ограничения. Выбор преступной профессии следует понимать как нормальное инвестиционное решение в условиях риска и неопределенности. Отсюда вытекает, что уровень преступности должен зависеть от соотношения сопряженных с нею выгод и издержек (как денежных, так и неденежных). Он будет определяться разностью доходов от легальной и нелегальной деятельности, вероятностью поимки и осуждения, тяжестью наказания и т.д. Если так, то, например, высокий процент рецидивизма не должен удивлять, поскольку ожидаемая продолжительность тюремного наказания учитывается преступниками заранее, в момент выбора сферы деятельности. Беккер установил, что, когда речь идет об индивидуумах с выраженной склонностью к риску (а именно к этой категории относится большинство преступников), повышение вероятности задержания оказывается намного более эффективным средством предупреждения преступности, чем увеличение сроков заключения. Экономический подход к преступности завоевал широкую популярность и стал применяться при анализе самых различных разделов законодательства и, более того, даже при вынесении судебных решений.
2.4. Экономика семьи
Экономике семьи посвящено наибольшее число работ Беккера, в том числе "Трактат о семье" [Becker G. A Treatise on the Family. Cambridge, 1981.]. Не осталось, наверное, ни одного из аспектов жизни семьи, не истолкованных в свете экономического подхода. Это разделение труда между полами, действие механизмов брачного рынка, выбор между количеством детей и их "качеством", и динамика разводов, и роль альтруизма, и эволюция института семьи в длительной исторической перспективе. Остановимся лишь на некоторых темах, занимающих важное место в исследованиях Беккера.
2.4.1. Разделение труда в семье
Практически все общества прибегают к жесткому разделению труда между полами, когда женщины специализируются на деятельности в домашнем секторе, а мужчины - в рыночном. Обычно такую специализацию объясняют действием либо биологических, либо социокультурных (таких, как дискриминация) факторов. Эффективность человеческих инвестиций прямо зависит от продолжительности периода, в течение которого они используются: у того, кто занят своей профессиональной деятельностью полный день, уровень отдачи образования будет много выше, чем у того, кто уделяет ей лишь половину дня, а, допустим, другую посвящает домашним заботам. Поэтому достаточно небольших исходных различий между полами, будь то биологического происхождения (когда, скажем, женщины обладают лучшими возможностями в выкармливании детей) или социального (когда в некоторых профессиях предпочтение отдается мужчинам), чтобы побуждать их специализироваться на накоплении человеческого капитала какого-то одного типа - повышающего производительность либо преимущественно дома, либо преимущественно на рынке. Беккер подчеркивает, что конечным результатом подобной специализации, обусловленной вполне рациональными соображениями, может оказаться жесткая система разделения труда и устойчивый разрыв в производительности и оплате труда мужчин и женщин.
2.4.2. Анализ "брачного" рынка
Заключение брака интерпретируется Беккером по аналогии с созданием партнерской фирмы: люди вступают в брак, если ожидаемый объем выпуска совместно производимых ими потребительских благ превосходит арифметическую сумму выпусков, которые они могут производить порознь. Взаимодополняемость мужского и женского труда создает достаточно сильный стимул для образования таких союзов. (Вопреки общепринятому мнению, Беккер утверждает, что экономическим интересам женщин больше отвечала полигамия, а не моногамия, так как она намного увеличивала спрос на женщин, усиливая тем самым их позиции на брачном рынке.)
Поскольку потенциальные партнеры не идентичны, а информация о них несовершенна, созданию семьи обычно предшествует поиск (иногда очень длительный). Он может вестись как экстенсивно (увеличение числа контактов), так и интенсивно (лучшее знакомство с имеющимися кандидатами). Поиск на брачном рынке аналогичен поиску на рынке труда, и рациональные агенты прекращают его, когда ожидаемая полезность от вступления в брак оказывается для них выше как ожидаемой полезности от холостой жизни, так и дополнительных издержек, сопряженных с продолжением поиска лучшей пары.
Процесс "сортировки" на брачном рынке, "разбивки" соискателей на отдельные супружеские пары происходит так: 1) когда какие-то личностные характеристики являются комплементарными (взаимодополняемыми) в семейной жизни, сильнее тенденция к заключению браков между похожими друг на друга партнерами; 2) когда какие-то характеристики оказываются субститутами (взаимозаменяемыми), сильнее тенденция к заключению браков между непохожими друг на друга партнерами. Так, на брачном рынке предпочтение отдается партнерам, близким по росту, цвету кожи, образованию, коэффициенту интеллектуальности, социальному происхождению, но отличающимся по уровню заработков. Вывод не очевидный, но согласующийся с имеющимися данными. Действительно, чем выше потенциальные заработки жены, тем дороже обходится ее неучастие в рабочем процессе и тем экономически нерациональнее (а значит, и неустойчивее) брак. Противоречит распространенному мнению и тот факт, что состоятельные люди раньше вступают в брак и реже разводятся. Беккер связывает это с тем, что они женятся на лучших по личностным характеристикам женщинах, так что прирост благосостояния от образования семьи оказывается у них выше, чем у остальных.
Аналогичным образом разводы происходят тогда, когда полезность от сохранения брака оказывается ниже ожидаемых выгод, связанных с его расторжением. Несовершенством информации на брачном рынке объясняется, почему большинство браков распадаются в первые годы совместной жизни. Чем длительнее брак, тем ниже вероятность развода, так как супруги накапливают специальный - по отношению к данной семье - человеческий капитал (навыки, привычки, установки), и ее распад сопровождается для них большими потерями. Увеличение числа разводов в развитых странах, по мнению Беккера, вызвано прежде всего возросшей активностью женщин на рынке труда, что резко понизило для них издержки, связанные с жизнью вне брака или с попытками повторного создания семьи.
Информация о работе Теория «экономического империализма» Г.Беккера