Теория и практика антиинфляционных мероприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности инфляции в различных странах.
Задачи курсовой работы, исходя из поставленной цели, следующие:
- дать понятие, определить сущность инфляции, рассмотреть причины и последствия инфляционных процессов,
- изучить типы инфляции и рассмотреть способы ее измерения,
- рассмотреть особенности инфляции в различных странах.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и причины возникновения инфляции. 4
1.1 Инфляция как экономическая категория. 4
1.2. Причины и последствия инфляции. 5
1.3 Типы инфляции и способы ее измерения 9
Глава 2. Особенности инфляции в различных странах. 13
2.1 Уровни и виды инфляции в различных странах. 13
2.2 Специфика инфляции. 16
2.3 Особенности инфляционных процессов в странах с командной, смешанной и переходной экономикой. 21
Глава 3. Теория и практика антиинфляционных мероприятий. 27
Заключение 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курс-Особенности инфляции в различных странах.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

    Важнейшее звено в системе борьбы с избыточным спросом - усиление налогового пресса, ужесточение налогов. Мера, широко использующаяся современным российским правительством, несмотря на продолжающийся спад производства, а, следовательно, расширение безработицы и консервацию кризисного состояния, стагнацию.

    На  экономику платежного спроса влияет повышение процентных ставок, благодаря  которому государство воздействует на поведение владельцев денежных доходов, побуждая их увеличивать сбережения за счет текущего спроса.

    В отличие от дефляционной политики, направленной против факторов инфляции спроса, “политика доходов” направлена против факторов инфляции издержек, предполагает контроль над зарплатой и ценами. Здесь возможно применение различных средств. В частности, параллельное их замораживание, или допущение роста в заранее заданных пределах.

    Для этой же цели служит конверсия производства и государственная политика поддержки  товарности экономики. То есть введение льготного налогообложения предприятий, продающих побочные продукты производства; банков, обрабатывающих коммерческую информацию и т.д.

    Уменьшению  значения факторов, генерирующих инфляцию издержек, служит стимулирование научно-технического прогресса посредством кредитных и налоговых регуляторов. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новую технику и передовые технологии (например, в Японии и Южной Корее), инфляция находится под контролем и не представляет серьезной угрозы для экономики.

    Снижению  опасности развития инфляции издержек способствует поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, в которых совершается  движение от натурального к товарному  производству. Примером может служить  мировой рынок информационных услуг.

    Оба указанных направления антиинфляционной политики использовались ведущими капиталистическими странами как средство борьбы с галопирующей инфляцией в 60-70гг. Дефляционная политика применялась во всех странах, в то время как “политика доходов” в ограниченном числе стран, в том числе в США и Англии. Однако, искомые результаты не были получены, галопирующая инфляция сохранялась и периодически усиливалась во всех развитых странах, что обусловлено взаимосвязанными причинами: недостаточной решительностью в проведении политики, ростом влияния факторов издержек (резкое удорожание на мировом рынке сырья и энергоносителей) и отрицательным отношением к политике такого рода предпринимательских кругов.

    Монетаристский  подход предполагает использование в борьбе с инфляцией более жестких мер дефляционной политики. Особое значение придается полной ликвидации дефицита государственного бюджета и поддержанию рестрикционной денежно-кредитной политики. Отрицая борьбу с инфляцией издержек, монетаристы считают наиважнейшей задачей формирование и воспроизводство конкурентно-рыночных начал, стимулирование производства и предложения товаров.

    На  практике антиинфляционная политика сочетает описанные меры монетаристского  характера с “политикой доходов”, а также с рекомендациями структуралистов, считающих необходимым совершенствование экономики для стимулирования экономического роста, ликвидации диспропорций, роста эластичности и мобильности факторов производства.

    Исходя  из опыта борьбы с инфляцией в  развивающихся странах, можно выделить два подхода в реализации антиинфляционной программы стабилизации экономики: ортодоксальная - программа монетаристского толка, предусматривающая широкое использование рыночных регуляторов (свободные цены при ограничении заработной платы и поддержании стабильного курса национальной валюты, либерализация деятельности предприятий на национальном и мировом рынках) наряду со свертыванием хозяйственной деятельности государства. Один из ярчайших примеров ортодоксальной программы - комплекс мер, предложенных Международным валютным фондом (ВМФ) и принятых в России в качестве основы программы перехода к рыночной экономике.

    Гетеродоксальная  программа предполагает более активное регулирующее воздействие государства, в том числе временное замораживание или сдерживание прироста цен и зарплаты, участия в создании рыночной инфраструктуры, поддержку жизненно важных отраслей производства, регулирование внешнеэкономических торговых и валютных операций.

    На  практике в различных странах  используются смешанные программы борьбы с высокой инфляцией, сочетающие рекомендации обоих названных направлений. Вот, например, каким образом выглядела антиинфляционная политика США периода Р. Рейгана. Она предусматривала в первую очередь сокращение социальных программ и государственных хозяйственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета, стимулирование производства посредством совершенствования налоговой системы и последовательное проведение жестко-ограничительной кредитно-денежной политики.

    В конечном счете в “рейгономике” сочетались методы и концепции как монетаристов, так и кейнсианцев. В результате удалось в полной мере победить галопирующую инфляцию, снизив ее темпы до 4-6% в год. На фоне интенсивно развивающегося научно-технического прогресса и роста производительности общественного труда.

    Интересен опыт латиноамериканских стран 80-х  годов, где отмечалась сильнейшая гиперинфляция. Из всех этих стран, победивших опасное  социально-экономическое явление, только в 2-х - Боливии и Чили - достижение стабилизации приписывают полному или преимущественному использованию ортодоксально-монетаристских методов.

    В отношении Боливии подобная оценка правомерна, поскольку действительно  ее правительство использовало хорошо известные монетаристские методы: конфискационное денежная реформа в сочетании с другими ограничениями в кредитно-денежной сфере, уменьшение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений во внешнеэкономической сфере. Успехи монетаризма в борьбе с инфляцией не сопровождались адекватным процветанием экономике страны. Дж.Сакс, оценивая ситуацию, отметил, что Боливия привыкла быть нищей страной страдающей от гиперинфляции, в результате проведенной системы антиинфляционных мер она осталась нищей страной, но без гиперинфляции.

    Аналогичный результат был получен во всех других странах, где предпринималась попытка победить высокую инфляцию с помощью ортодоксально-монетаристских методов, что еще раз свидетельствует о необходимости их сочетания с другими мерами немонетаристского характера.

    Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку устранение всех факторов, генерирующих инфляцию, не представляется возможным. Отсюда очевидно, что устранение инфляции абсолютно  нереально. Большинство стран и  не ставит такой задачи, ограничиваясь стремлением сделать ее умеренной, подконтрольной, неспособной заключать в себе разрушительные моменты.

    Значительный  опыт в проведении антиинфляционных мер в западной практике демонстрирует  целесообразность сочетания долговременной политики с краткосрочной. Схематично весь комплекс мер можно представить следующим образом.

    В долговременную политику входит решение  следующих взаимосвязанных задач:

    - во-первых, погашение инфляционных ожиданий населения, нагнетающиеся текущим спросом. Для чего антиинфляционная политика правительства должна быть понятной населению, вызывать его доверие.

    Параллельно осуществляется содействие эффективному функционированию рынка (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление таможенного контроля и т.д.), что значительно преобразует потребительскую психологию;

    - во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (поскольку его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

    - в-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции;

    - в-четвертых, ослабление влияния внешних факторов, к числу которых в первую очередь следует отнести уменьшение инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

    Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. В данном случае успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. Для этого государство предоставляет предприятиям, производящим побочные товары и услуги, определенные льготы. Оно может приватизировать часть собственности, ему принадлежащей, увеличив таким образом поступления в государственный бюджет, и облегчить тем самым проблемы преодоления его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных инвесторов. Росту предложения может содействовать и товарная интервенция за счет увеличения импорта.

    Говоря  об антиинфляционной борьбе, нельзя не сказать об ее издержках. С позиции  общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. вызвать рост безработицы и спад производства.  
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя заключительную черту, можно сделать  два вывода или ответа на две основные проблемы, затронутых в этой работе.

    Первое: Инфляция в небольших проявлениях не так уж страшна, как её воспринимает основная часть населения России. Даже галопирующую инфляцию не стоит бояться – её надо остерегаться и в такие моменты мелким фирмам и предпринимателям принимать правильные решения и предпринимать правильные действия. Об этом достаточно подробно изложено в данной работе. Возникновение инфляции зависит в большей степени от правительства страны. А вот борьба с инфляцией или хотя бы снижение её темпов роста целиком и полностью в руках правительства, и от их грамотных и целенаправленных решений и действий зависит экономическое состояние страны.

    Второе: Возникновение инфляции в России – закономерный результат социалистического строя и неграмотных действий Правительства России. Последствия этого мы видим каждый у себя в городе, на своей улице, в своём доме. Большая часть населения ушла за черту бедности, многие как мелкие, так и крупные предприятия не выжили и разорились. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: «Финансы и статистика», 2008 г. 363 с.
  2. Белоусов А.М. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления. // «Экономист». 2009г. №4.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н.  Международные экономические отношения. - М.: «Финансы и статистика», 2007 г. 208 с.
  4. Булатов А.С. Экономика. - М.: Высшая школа, 2006г. 299 с.
  5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы мировой экономики: Учебное пособие. - М.: Ростов н/Д: 2007. 263 С.
  6. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. Пособие. – Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2008 г. 298 с.
  7. Илларионов А. Природа российской инфляции. // «Вопросы экономики». 2009г. №3.
  8. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: «Международные отношения», 2007 г. 219 с.
  9. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2006. 531 с.
  10. Любимов Л.Л., Липсиц И.В Основы экономики: учебное пособие. М.: Просвещение, 2008 г. 290 с.
  11. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11 – го изд.  – М.: Республика, 2005. – 400 с.
  12. Национальная  экономика  России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник. – М.: Экономика, 2007. 230 с.
  13. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.// «Экономист». 2009. №8.
  14. Ойкен В. Основы региональной экономики / Пер. с нем.– М.: Юрист, 2006. 262 с.
  15. Региональная экономика: Учебник. / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. 245 с.
  16. Родионова И. А. Региональная экономика. - М.: Аспект Пресс, 2006 – 354 с.
  17. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Финансы, 2007 г. 419 с.
  18. Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Региональная экономика. – СПб., 2006. 299 с.
  19. Супрунович Б.П. Международные экономические отношения. Учебное пособие. - М.: Экономика, 2005 г. 338 с.
  20. Теория переходной экономики. / Под ред. В.В. Герасименко. – М.:МГУ, 2008г. 299 с.

Информация о работе Теория и практика антиинфляционных мероприятий