Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа
В современном мире нет экономики, которая не связана с внешним миром и не обменивается с другими странами товарами, услугами, инвестициями и финансовыми обязательствами. С этой точки зрения полностью «закрытой экономики» (ОЭ) не существует. Интенсивность международных связей постоянно возрастает по мере усложнения структуры производства, потребления, развития финансовых рынков. Причем относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. В странах с численностью населения более 100 млн чел. отношение валового внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта товаров и услуг) к ВВП редко превышает 50%, а странах с населением около 10 млн чел. и меньше оно составляет 100% и более (последнее относится и к Беларуси). Это закономерно, т.к. чем меньше экономика, тем меньше в ней отраслей, уже внутренний рынок, поэтому крупные производители просто не в состоянии обойтись без связей с партнерами из других стран и внешних рынков сбыта. Но важно то, что при достижении определенного уровня интенсивности внешнеэкономических связей поведение экономики не может достаточно точно описываться только на основе методологического аппарата, адекватного экономике, характеризующейся невысокой относительной интенсивностью внешнеэкономических связей.
Задание по курсовому проектированию……………………………………………2
Реферат……………………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………...5
Основная часть……………………………………………………………………….6
1.Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики…………………………………………………………………………….6
1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс страны………………………………………………………………………………...6
1.2 Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Модель «доходы-расходы» в системе внешнего равновесия в открытой экономике…………………………………………………………………………...12
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике. Особенности стабилизационной политики государства при использовании гибкого и фиксированного обменных курсов………………………………………………..22
1.4 Белорусская экономическая модель: сущность и этапы построения. Анализ основных инструментов ее осуществления………………………………………35
2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики……………………………………………………………..……………44
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………….……….44
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM………………………………………………………………………………...…48
Заключение…………………………………………………………………………61
Список использованных источников……………………………………………..63
– депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;
кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличится сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;
денежного мультипликатора.
Для расчета данных мультипликаторов составляется Таблица 2.3.
Таблица 2.3 – Моделирование кредитного, депозитного и денежного
мультипликатора
Банк | Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. | Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. | Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. | Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. | Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. | Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. | Денежная масса MH+D, млрд. руб. |
1 | 2,912 | 7,488 | 0,899 | 6,589 | 0,614 | 5,975 | 10,400 |
2 | 1,673 | 4,302 | 0,516 | 3,786 | 0,353 | 3,433 | 5,975 |
3 | 0,961 | 2,472 | 0,297 | 2,175 | 0,203 | 1,973 | 3,433 |
4 | 0,552 | 1,421 | 0,170 | 1,250 | 0,116 | 1,134 | 1,973 |
5 | 0,317 | 0,816 | 0,098 | 0,718 | 0,067 | 0,651 | 1,134 |
6 | 0,182 | 0,469 | 0,056 | 0,413 | 0,038 | 0,374 | 0,651 |
7 | 0,105 | 0,269 | 0,032 | 0,237 | 0,022 | 0,215 | 0,374 |
8 | 0,060 | 0,155 | 0,019 | 0,136 | 0,013 | 0,124 | 0,215 |
9 | 0,035 | 0,089 | 0,011 | 0,078 | 0,007 | 0,071 | 0,124 |
10 | 0,020 | 0,051 | 0,006 | 0,045 | 0,004 | 0,041 | 0,071 |
Далее
рассматривается процесс
Таблица 2.4 – Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Процентная
ставка
r |
Величина спроса на деньги (M/P)d | Величина предложения денег (M/P)S | Номинальный доход
Y |
3 | 521,739 | 521,739 | 850,754 |
6 | 521,739 | 521,739 | 1169,122 |
9 | 521,739 | 521,739 | 1487,489 |
12 | 521,739 | 521,739 | 1805,856 |
15 | 521,739 | 521,739 | 2124,224 |
18 | 521,739 | 521,739 | 2442,591 |
21 | 521,739 | 521,739 | 2760,958 |
24 | 521,739 | 521,739 | 3079,326 |
27 | 521,739 | 521,739 | 3397,693 |
30 | 521,739 | 521,739 | 3716,060 |
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляется табл. 2.5. Основой для ее составления являются данные табл. 2.1 и 2.4
Таблица 2.5 – Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
3 | 2062,760 | 861,553 |
6 | 1917,930 | 1192,480 |
9 | 1773,100 | 1523,408 |
12 | 1628,280 | 1854,336 |
15 | 1483,450 | 2185,264 |
18 | 1338,620 | 2516,192 |
21 | 1193,790 | 2847,119 |
24 | 1048,970 | 3178,047 |
27 | 904,140 | 3508,975 |
30 | 759,310 | 3839,903 |
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой
Таблица
2.6 – Прогноз показателей
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 10,5 | 1088,0 | 300,2 | 150,0 | 1554,3 | 316,2 | 423,4 | 521,7 | 1554,3 |
2 | 11,3 | 1133,6 | 286,9 | 180,0 | 1619,5 | 305,8 | 405,9 | 521,7 | 1619,5 |
3 | 12,2 | 1188,4 | 270,9 | 216,0 | 1697,7 | 293,3 | 384,9 | 521,7 | 1697,7 |
4 | 13,4 | 1254,1 | 251,7 | 259,2 | 1791,6 | 278,2 | 359,6 | 521,7 | 1791,6 |
5 | 14,7 | 1332,9 | 228,8 | 311,0 | 1904,2 | 260,2 | 329,4 | 521,7 | 1904,2 |
Государственные
расходы увеличиваются на 20% по сравнению
с предыдущим периодом, налоги и
уровень цен при этом принимаются
на уровне базового периода.
Рисунок
2.4- Стимулирующая фискальная политика
на графике IS-LM
Таблица
2.7 – Прогноз показателей национальной
экономики при проведении сдерживающей
фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 10,57 | 1088,0 | 300,23 | 150,0 | 1554,3 | 316,29 | 423,48 | 521,73 | 1554,31 |
2 | 10,15 | 1048,31 | 307,3 | 172,5 | 1520,0 | 321,77 | 433,29 | 521,73 | 1520,09 |
3 | 9,67 | 1002,6 | 315,46 | 198,3 | 1480,7 | 328,08 | 444,57 | 521,73 | 1480,73 |
4 | 9,12 | 950,13 | 324,8 | 228,1 | 1435,4 | 335,33 | 457,54 | 521,73 | 1435,47 |
5 | 8,49 | 889,74 | 335,6 | 262,3 | 1383,4 | 343,67 | 472,46 | 521,73 | 1383,41 |
Налоги
(Т) больше на 15%, чем в предыдущем.
При этом государственные расходы
и уровень цен остается на уровне
базового периода.
Рисунок
2.5- Сдерживающая фискальная политика
на графике IS-LM
Сдвиг кривой IS вправо(влево) обусловлен изменением таких компонентов как С, I, G и налогов T (В нашем случае увеличивались государственные расходы). Все, что увеличивает расходы: оптимизм предпринимателей и потребителей, усиливающий их желание увеличивать расходы при любой ставке процента, что ведет к росту потребительских (с 1088,0 до 1332,9) и инвестиционных расходов; рост государственных налогов (с 150,0 до 311,0), увеличение трансфертных выплат сдвигает кривую IS вправо и наоборот. Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение госрасходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение госрасходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево что сокращает доход и уменьшает ставку процента.
Суть
кредитно-денежной (монетарной) политики
состоит в воздействии на экономическую
конъюнктуру посредством
Таблица 2.8 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 10,57 | 1088,0 | 300,23 | 1080,0 | 1554,3 | 316,29 | 423,48 | 521,73 | 1554,31 |
2 | 9,90 | 1113,9 | 311,6 | 1296,0 | 1591,3 | 327,41 | 529,40 | 626,0 | 1591,3 |
3 | 9,10 | 1145,10 | 325,26 | 1555,2 | 1635,8 | 340,75 | 656,50 | 751,3 | 1635,85 |
4 | 8,13 | 1182,46 | 341,64 | 1866,2 | 1689,2 | 356,76 | 809,02 | 901,56 | 1689,2 |
5 | 6,98 | 1227,29 | 361,3 | 2239,4 | 1753,2 | 375,98 | 992,05 | 1081,87 | 1753,27 |