Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире нет экономики, которая не связана с внешним миром и не обменивается с другими странами товарами, услугами, инвестициями и финансовыми обязательствами. С этой точки зрения полностью «закрытой экономики» (ОЭ) не существует. Интенсивность международных связей постоянно возрастает по мере усложнения структуры производства, потребления, развития финансовых рынков. Причем относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. В странах с численностью населения более 100 млн чел. отношение валового внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта товаров и услуг) к ВВП редко превышает 50%, а странах с населением около 10 млн чел. и меньше оно составляет 100% и более (последнее относится и к Беларуси). Это закономерно, т.к. чем меньше экономика, тем меньше в ней отраслей, уже внутренний рынок, поэтому крупные производители просто не в состоянии обойтись без связей с партнерами из других стран и внешних рынков сбыта. Но важно то, что при достижении определенного уровня интенсивности внешнеэкономических связей поведение экономики не может достаточно точно описываться только на основе методологического аппарата, адекватного экономике, характеризующейся невысокой относительной интенсивностью внешнеэкономических связей.

Оглавление

Задание по курсовому проектированию……………………………………………2
Реферат……………………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………...5
Основная часть……………………………………………………………………….6
1.Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики…………………………………………………………………………….6
1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс страны………………………………………………………………………………...6
1.2 Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Модель «доходы-расходы» в системе внешнего равновесия в открытой экономике…………………………………………………………………………...12
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике. Особенности стабилизационной политики государства при использовании гибкого и фиксированного обменных курсов………………………………………………..22
1.4 Белорусская экономическая модель: сущность и этапы построения. Анализ основных инструментов ее осуществления………………………………………35
2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики……………………………………………………………..……………44
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………….……….44
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM………………………………………………………………………………...…48
Заключение…………………………………………………………………………61
Список использованных источников……………………………………………..63

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 937.00 Кб (Скачать)
 

     Номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода. 

       

     Рисунок 2.6-Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM  
 

     Таблица 2.9 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб.
1 10,57 1088,0 300,23 1080,0 1554,3 316,29 423,48 521,73 1554,31
2 11,24 1062,07 288,8 864,0 1517,2 305,17 317,56 417,39 1517,2
3 11,77 1041,32 279,75 691,2 1487,6 296,28 232,8 333,91 1487,60
4 12,20 1024,71 272,4 552,9 1463,8 289,1 165,03 267,13 1463,87
5 12,55 1011,43 266,65 442,3 1444,9 283,47 110,80 213,70 1444,90

     Номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.  

       

     Рисунок 2.7- Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM 
 

     Сдвиг линии LM может быть обусловлен двумя исходными обстоятельствами:

  1. автономным изменением спроса на деньги
  2. изменением предложения денег Центральным банком страны.

   В нашем случае изменялось номинальное  предложение денег. Это происходит, например, из-за того, что Центральный банк скупает ценные бумаги на открытом рынке, приводит к тому, что возросший объем денег приводит к снижению процентной ставки с 10,57 до 6,98.Рост количества денег сдвигает кривую предложению денег вправо, следовательно происходит смещение  кривой LM в том же направлении. А если предположить, что в экономике возник финансовый кризис, из-за чего многие компании оказались банкротами. В результате того, что ценные бумаги стали более рискованными активами, у людей появляется  желание иметь больше денег. Увеличение спроса на деньги представлено новым равновесием, которое показывает увеличение процентной  ставки с 10,57 до 12,55 и перемещением кривой LM влево.

     Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная  политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг кривой LM вправо) ведет к росту уровня дохода и снижению процентной ставки. Результатом сдерживающей монетарной политики  (сдвиг кривой LM влево), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост процентной ставки.

     Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики  целесообразно сочетать мероприятия  фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок  на рынке благ согласовывать с  мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.

     Для анализа комбинированной политики строится табл. 2.10. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической  политики в условиях нестабильности цен.

Период Процентная  ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные  расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные  расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный  доход Y, млрд. руб. Уровень цен  Р
1 10,57 1088,0 300,23 150,0 1554,3 316,29 423,4 521,73 1554,3 2,07
2 10,61 1088,8 299,6 195,0 1600,4 316,6 464,9 569,17 1600,4 2,27
3 10,72 1087,4 297,7 253,5 1657,0 316,05 508,8 620,91 1657,0 2,50
4 10,93 1082,9 294,10 329,5 1726,6 314,12 554,8 677,35 1726,6 2,75
5 11,28 1074,1 288,09 428,4 1812,9 310,36 602,7 738,93 1812,9 3,03
 

Рисунок 2.8-Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM 
 
 

     При анализе любого изменения в денежно-кредитной  или фискальной политике важно иметь  в виду, что инструменты одной  политики могут влиять на результаты другой. Предположим, что правительство решило увеличить налоги. В соответствии с моделью IS-LM результаты будут зависеть от того, какую политику будет проводить Центральный банк: поддерживает ли он предложение денег, ставку процента, или уровень дохода на постоянном уровне. При проведении комбинированной политики   ( сдвиг кривых IS и LM вправо ) увеличивается и ставка процента r c 10,57 до 11,28, и уровень дохода Y с 1554,3 до1812,9.

     Оптимальным же вариантом для экономики следует  выбрать стимулирующую денежно-кредитную  политику, так как именно в ней  происходит увеличение дохода и снижение процентной ставки, что является выгодным и для государства, и для населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВЫВОДЫ 

       1. Открытая экономика испытывает  значительное влияние внешнего  мира. Поэтому кроме «внутреннего  равновесия» в открытой макроэкономической  системе выделяется еще и внешнее,  характеризующееся сбалансированным  состоянием текущего и капитального  счета платежного баланса, равновесным значением валютного курса.  

       2. Эффективность денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики  в условиях открытой экономики  существенно зависит от режима  валютного курса. В условиях  плавающего валютного курса бюджетно-налоговая политика оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, но не влияет в совокупный выпуск. Величина последнего может регулироваться путем проведения соответствующей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса более эффективна бюджетно-налоговая политика, т.к. проведение дискреционной денежно-кредитной политики невозможно.  

       3. Макроэкономическое регулирование  открытой экономики представляет  собой особенно сложную задачу. С одной стороны, для достижения  ее равновесия очень важно обеспечить стабильный валютный курс. Но чем более он стабилен, тем меньше возможностей для изменения денежно-кредитной политики (если курс фиксирован, то она, как мы говорили, попросту невозможна). Бюджетно-налоговая политика – более инерционный инструмент. Следовательно, в условиях малой открытой экономики государству необходимо очень тщательно подходить к выбору валюты, к которой планируется «привязать» национальную денежную единицу. Кроме того, часто целесообразно осуществлять не жесткую, а гибкую привязку с тем, чтобы сохранить возможности для денежно-кредитного регулирования экономики.   

       4. Экономика Республики Беларусь  близка к «малой открытой экономике  с фиксированным валютным курсом»,  т.к. приоритетной целью денежно-кредитной  политики является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. Однако она не полностью соответствует ей. Курс белорусского рубля не является жестко фиксированным. Это позволяет проводить национальному банку определенную денежно-кредитную политику, направленную на решение тех или иных макроэкономических задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

1.     Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х ч. Ч. 2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. – М., 2000.

2.       Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. –  М., 1994.

3.       Тихонов А.О. Малая открытая  экономика: теоретические и практические  аспекты // Белорусский банковский  бюллетень. – 1998. – № 10.

4.       Fleming J. M. Domestic Financial Policies under Fixed and under Floating Exchange Rates // IMF Staff Papers 9 (November, 1962). – Р. 369–379.

  1. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник/ С.Н. Ивашковский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2002
  2. Киреев, А.П. Международная экономика: учеб. пособие: В 2 ч. / А.П. Киреев М.: Международные отношения, 1999. Ч. 2: Международная макроэкономика, открытая экономика и макроэкономическое программирование.
  3. Макроэкономика: учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. Минск: Новое Знание, 2002.
  4. Макроэкономика: учеб. пособие/ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондарь, Минск: БГЭУ, 2009.
  5. Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов; под общ. ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004.
  6. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика/ Н.Г. Мэнкью. пер. с англ. М.: МГУ, 1994.
  7. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина под общ. ред. А.В. Сидоровича, 8-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис 2004
  8. Международная экономика: учеб. пособие/ В.П. Колесов, М.В. Кулаков; М. изд. МГУ: ИНФРА-М, 2004.
  9. Сальваторе, Д. Международная экономика/ Д.Сальваторе; под ред. А.А. Аралекян, Г.Н. Котова, пер. с англ. М., 1998.
  10. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

Информация о работе Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики