Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире нет экономики, которая не связана с внешним миром и не обменивается с другими странами товарами, услугами, инвестициями и финансовыми обязательствами. С этой точки зрения полностью «закрытой экономики» (ОЭ) не существует. Интенсивность международных связей постоянно возрастает по мере усложнения структуры производства, потребления, развития финансовых рынков. Причем относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. В странах с численностью населения более 100 млн чел. отношение валового внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта товаров и услуг) к ВВП редко превышает 50%, а странах с населением около 10 млн чел. и меньше оно составляет 100% и более (последнее относится и к Беларуси). Это закономерно, т.к. чем меньше экономика, тем меньше в ней отраслей, уже внутренний рынок, поэтому крупные производители просто не в состоянии обойтись без связей с партнерами из других стран и внешних рынков сбыта. Но важно то, что при достижении определенного уровня интенсивности внешнеэкономических связей поведение экономики не может достаточно точно описываться только на основе методологического аппарата, адекватного экономике, характеризующейся невысокой относительной интенсивностью внешнеэкономических связей.

Оглавление

Задание по курсовому проектированию……………………………………………2
Реферат……………………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………...5
Основная часть……………………………………………………………………….6
1.Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики…………………………………………………………………………….6
1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс страны………………………………………………………………………………...6
1.2 Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Модель «доходы-расходы» в системе внешнего равновесия в открытой экономике…………………………………………………………………………...12
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике. Особенности стабилизационной политики государства при использовании гибкого и фиксированного обменных курсов………………………………………………..22
1.4 Белорусская экономическая модель: сущность и этапы построения. Анализ основных инструментов ее осуществления………………………………………35
2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики……………………………………………………………..……………44
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………….……….44
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM………………………………………………………………………………...…48
Заключение…………………………………………………………………………61
Список использованных источников……………………………………………..63

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 937.00 Кб (Скачать)

       Направленность  на постиндустриальное развитие требует  превращения научно-технической  политики как комплекса мер по регулированию отдельной сферы в стержень всей системы государственного регулирования. Разработанная в Республике Беларусь концепция национальной инновационной системы предусматривает тесную интеграцию науки, образования и производства страны на основе использования новых знаний, создаваемых интеллектом.

       В-четвертых, еще одной особенностью модели преобразований экономики в Беларуси  является их последовательность и постепенность. Дело в том, что шоковый вариант на фоне чернобыльской катастрофы, а также в условиях монополизированного характера исходной для реформирования постсоветской экономики в принципе не мог дать позитивных результатов. Это обусловило другой – градуалистский путь. Постепенность, эволюционность  у нас проявляется в особенностях процессов приватизации государственной собственности.

       Во  всех исходных документах о приватизации в Республике Беларусь подчеркивается ее главный принцип: приватизировать  государственную, созданную  всем народом собственность следует в интересах всего общества. Постепенность состоит в том, что на предыдущем этапе развития необходимо создавать условия для каждого последующего.

       В-пятых, особенностью белорусской модели перехода и развития можно считать учет менталитета и ценностных приверженностей  населения. Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества. Такими основными принципами признаны:

       -общинные, коллективные начала;

       -развитое  чувство социальной справедливости;

       -толерантность  и неспешность;

       -трудовые  ценностные ориентиры;

       -многонациональность  и своеобразие культур многих  народов;

       -ориентация  на сочетание материальных и  духовных начал и благ;

       -развитое  чувство ответственности за судьбу  Отечества.

       В-шестых, смешанность экономической системы – еще одна черта нашей модели. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (не сориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного. Кстати, в российской экономике смешанность как многоукладность возникла и существовала исторически раньше, чем на Западе, изучалась и поддерживалась целым рядом русских ученых.  

       Смешанный тип экономики при ее социальной ориентации опирается на сочетание  разных форм собственности, на многоукладность. Как показывают факты, государственная  и прочая (негосударственная) формы  собственности сочетаются в соотношении 1:1. К концу ХХ в. в странах Западной Европы оно характеризовалось такими данными: Германия: 46 и 54% - доля государственного и негосударственного сектора соответственно; Франция: 47 и 53%; Бельгия: 50,2 и 49,8%; Австрия: 47 и 53%; Швеция: 60 и 40%.

       В-седьмых, еще одной исторически обусловленной особенностью белорусской модели развития следует назвать приверженность социальной справедливости, особенно в социально-трудовых отношениях. Здесь социальная справедливость ассоциируется с адекватностью трудового вклада и вознаграждения за него.

       Нарушение такой справедливости чревато потерей  мотивации, трудовой активности. А это  означает потерю одной из главных  движущих сил экономического развития – интереса. В таких условиях без интереса, без заинтересованности работников даже лучшие реформы не реализуются.

       В-восьмых, особенностью белорусской модели приходится назвать опору на собственные  силы. В формирующейся открытой экономике  это означает преимущественную ориентацию на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества. В качестве предпосылок конкурентных преимуществ Беларуси могут служить:

       -ее  трудовые ресурсы с высоким  образовательным уровнем и хорошей  профессиональной подготовкой;

       -значительный, сохраненный и развивающийся  научный потенциал;

       -выгодное  географическое положение в виде «моста» между европейскими и азиатскими странами и экономиками;

       -развитый  производственный потенциал как  основа для умножения кооперационных связей с другими странами, особенно со странами СНГ;

       -наличие  в ряде отраслей новых и высоких технологий.

       Все эти и другие особенности белорусской  модели связывает ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа

       Таким образом, социально ориентированная  модель развития Республики Беларусь обусловлена и историей страны, и менталитетом ее народа, и социально-гуманистическими предпочтениями, исходными особенностями экономики,  объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные 90-е гг. во всех странах СНГ, в том числе и в Беларуси, а также общей приверженностью мирового сообщества идее устойчивого развития, обязывающей к ответственности за упрочение взаимосвязи основ общей устойчивости: экономики, социальной сферы и окружающей среды  

       Этапы построения перспективной модели экономического развития  

       Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт без его механического копирования.

       Если  подходить к определению фаз  вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

       Первая  — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.

       Указанная стадия перехода к социально ориентированной  рыночной экономике в нашей стране исторически совпала с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного развалом СССР и усугубленного грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована переходная природа трансформационных процессов, использовались преимущественно методы шоковой терапии и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально-ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.

       В результате реализации основных направлений  произошли определенные изменения в экономической системе страны. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема проведены практические шаги по институциональным, структурным и другим преобразованиям. Однако годы реформ не создали еще прочных рыночных основ и механизмов, конкурентной институциональной среды и конкурентных рынков, эффективного сочетания административных и рыночных начал в управлении экономикой.

       Вторая  — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.

       Третья  — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства.

       С точки зрения практической разработки и реализации этой стратегии, социально-экономической политики государства при определении ступеней приближения к перспективной социально-ориентированной модели важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсная основа деятельности, выработка стратегических и тактических целей, направления и средства, а также механизмы их достижения. 

       Анализ  основных инструментов ее осуществления 

       Разработанные по данному алгоритму (логической цепи) Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года формируют стратегические цели: оздоровление народа, повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Комплексное практическое  задание

       Макроэкономический  анализ и прогноз  функционирования национальной экономики

       2.1. Система национальных  счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов

 

       Основные  показатели функционирования национальной экономики (млрд. руб.)

       Показатели        Значение 
       1. Реализация товаров  и услуг (промежуточных и конечных) в стране                                                                              10485
       2. Экспорт товаров  и услуг                                                                                                            960
       3. Изменение запасов  товарно-материальных ценностей                               -905
       4. Материальные затраты  при производстве товаров и  услуг                        5200
       5. Импорт (затраты  на импорт товаров и услуг)                                              1990
       6. Амортизация основных  средств                                                                  800
       7. Заработная плата,  выплаченная при производстве  товаров и услуг          1200
       8. Отчисления на  социальное страхование                                                       410
       9. Прочие отчисления                                                                                          60
       10. Косвенные налоги                                                                                          300
       11. Прямые налоги                                                                                               470
       12. Доход от предпринимательской  деятельности и имущества (часть  прибыли)                                                                                                                                          550
       13. Субсидии                                                                                                        410
       14. Социальные выплаты                                                                                    200
       15. Потребление (расходы  на потребительские товары и  услуги домохозяйствами)                                                                                                1260
       16. Вложения в реальный  капитал в экономике                                               1220
       17. Изменение объема  задолженности                                                              -200
       18. Изменение объема  кредитования                                                                 120

Информация о работе Теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики