Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:41, реферат
В экономической науке существует достаточно много моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
- классическая модель макроэкономического равновесия;
- модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Макроэкономическое равновесие.………………………………..……5
1.1 Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия.5
1.2 Классическая модель макроэкономического равновесия…………………..6
1.3 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………………….9
Глава 2. Компоненты совокупного спроса и предложения в кейнсианкой модели…………………………………………………………………………….12
2.1 Совокупный спрос………………….……………………………………….12
2.2 Совокупное предложение…………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы……………………………………….….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Макроэкономическое равновесие.………………………………..……5
1.1 Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия.5
1.2 Классическая модель макроэкономического равновесия…………………..6
1.3 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………………….9
Глава 2. Компоненты совокупного спроса
и предложения в кейнсианкой модели………………………………………………………………
2.1 Совокупный спрос………………….……………………………………….
2.2 Совокупное предложение…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….….18
Введение
Макроэкономическое равновесие-
Актуальность и практическая значимость проблемы макроэкономического равновесия определяются возможностью практического применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского подхода. Многие рекомендации кейнсианской школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течении нескольких десятилетий .Несомненно ,что опыт претворения в жизнь кейнсианских рецептов регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране .
Различные экономические школы имеют разные взгляды на эту проблему. Кейнсианская теория экономического равновесия зародилась в 30-хх г. 20 столетия. Её основоположник- английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Кейнсианская теория начала распространяться после Великой Депрессии -тяжелого экономического кризиса, охватившего капиталистический мир 1929-1933 г.г. Кейнс изложил свою теорию в книге «Общая теория занятости, процента и денег», которая вошла в противоречие с господствовавшими тогда классическими взглядами на экономику. Она явилась по общепризнанному мнению поистине революционной для своего времени. В его работе обосновывается важная роль государственного вмешательства в экономическую жизнь.
В условиях рыночной экономики
проблема макроэкономического
Достижение полного равновесия - это экономический идеал, поскольку в реальной жизни неизбежны экономические кризисы, неполное или неэффективное использование ресурсов.
В экономической науке
существует достаточно много моделей
макроэкономического
- классическая модель
макроэкономического
- модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса.
Для достижение этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность, значение теории макроэкономического равновесия4
- Выявить сущность, предпоссылки классической модели макроравновесия в экономике.
Глава 1. Макроэкономическое равновесие.
Макроэкономика - сложное противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие неценовые факторы- демографицеские сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты- обычаи, традиции, кодекс экономического поведения.
Макроэкономическая
В самом общем виде равновесие в экономике- это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие- это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них.
Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей ( на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.
Функционирование рыночного
механизма иногда сравнивают с воздействием
и строгим сопряжением
В результате существует немало различий между традиционной картиной, складывающейся на макрорынке, на котором командные высоты занимают равновесие цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным поведением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Можно выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:
-соответствие общественных целей реальным экономическим возможностям;
-полное использование всех экономических ресурсов общества - земли, труда, капитала, организации, информации;
-равновесие спроса и предложения на всех основных рынках на микроуровне;
-свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций;
-постоянное движение, непрерывное развитие экономики.
В современной экономической науке существует два теоретических подхода к характеристике равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Первый был изложен представителями классической политической экономии в первой половине XIX в. и развит их последователями – экономистами - неоклассиками во второй половине XIX первых десятилетиях XX в. Второй подход был выдвинут Дж. Кейнсом и его последователями.
Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса, необходимо уточнить само понятие классической школы. Термин "экономисты-классики" ввел в научный оборот К. Маркс, имея в виду главным образом английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей "классической школы" французского экономиста Ж. Б. Сэя, а также английских экономистов-последователей А. Смита и Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Ст. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу.
Экономическая теория, в которой использовались подходы, методы и инструменты маржиналистского анализа (концепции предельной полезности и предельной производительности), в дальнейшем получила название неоклассической. Создателями неоклассической теории считают Дж. Кларка, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, И. Фишера, В. Парето, Л. Вальраса, К. Викселя, А. Пигу.
Приступая к рассмотрению макроэкономической модели классической школы, нужно иметь в виду, что исходным ее постулатом является положение о том, что производство определяет расходы. В наиболее простом виде это положение выражается в принципе, сформулированном Ж.-Б. Сэем: продукты обмениваются на продукты. Этот принцип явно или неявно присутствовал в теориях почти всех экономистов классического направления. В дальнейшем он с легкой руки Дж. Кейнса получил название закона рынков Сэя.
Классики признавали, что иногда чрезвычайные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, крахи на фондовой бирже и т. д., могут отклонить экономику от состояния полной занятости. Однако когда это происходит, рынок автоматически корректирует экономику: резкое сокращение производства и занятости приводит к снижению цен, заработной платы и процентных ставок, которые впоследствии влекут за собой увеличение потребительских расходов, рост занятости и расширение инвестиций. Избыток на любом из рынков - товаров, рабочей силы, инвестиционных ресурсов - вскоре исчезает, и в экономике устанавливается равновесие при полной занятости.
Однако при первой же попытке более углубленного анализа макроэкономических взаимосвязей обнаруживается серьезная уязвимость закона Ж. Б. Сэя. В самом деле, если исходить из того, что обмен в экономике осуществляется не по формуле Товар - Товар, а с использованием денег: Товар - Деньги - Товар, то процесс купли-продажи распадается на два самостоятельных акта: продажу (Т-Д) и покупку (Д-Т). В этом случае никто не может гарантировать, что полученные продавцами денежные доходы будут тут же истрачены на приобретение соответствующих товаров, ожидающих реализации. Если какая-то часть денег не будет расходоваться на покупки, а станет сберегаться, то в экономике образуются товарные запасы, которые в конечном счете приведут к сокращению производства и установлению равновесия при неполной занятости.
Однако в классической модели общего экономического равновесия такой сценарий не предусматривался, поскольку ее авторы исходили из того, что деньги являются лишь инструментом обмена и хозяйствующие субъекты не стремятся обладать деньгами самими по себе. Ведь в их теории еще со времен А. Смита деньги в противоположность товарам не рассматривались в качестве богатства. Им отводилась лишь роль измерителя стоимости всех экономических благ и посредника при обмене одного блага на другое. Если хозяйствующие субъекты продают товары или услуги за деньги, то затем немедленно используют эти деньги для покупки других товаров и услуг. Они держат деньги только для обеспечения сделок, но не для того, чтобы использовать их как инструмент сохранения богатства. А это значит, что в классической макроэкономической модели равновесие складывается только на трех рынках: труда, капитала и благ. На этих рынках встречаются два макроэкономических субъекта:
-домашние хозяйства;
- предприниматели.
В результате такого подхода макроэкономика предстает в качестве двух независимых друг от друга секторов: реального и денежного. В этом суть классической дихотомии - системы функционирования двух параллельных рынков: одного - реального, второго - денежного, которые нейтральны по отношению друг к другу.
Первым и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического равновесия стал мировой экономический кризис 1929 1933 гг., называемый обычно в исторической литературе Великой депрессией. Он поразил прежде всего развитые страны, экономика которых на протяжении четырех долгих лет была охвачена катастрофической безработицей, спадом производства, сокращением деловой активности. В США, например, за этот период ВНП сократился более чем на 30%, безработица выросла с 3 до 25% и вплоть до 1940 г. держалась в среднем на уровне 19%. Чистые инвестиции с 1931 по 1935 г. были отрицательными.
Первым человеком, сумевшим яснее других рассмотреть и описать новый облик экономики, выявить закономерности ее функционирования и предложить рецепты для вывода ее из кризиса, стал английский экономист Дж. Кейнс.
Дж. Кейнс не только четко выделил круг специфических макроэкономических проблем, заложил основы методологии и методики их анализа, сформулировал принципы активной экономической политики государства, но и показал, что исследования экономического поведения могут измеряться и проверяться, а значит, носить эконометрический характер.
Один из фундаментальных выводов, к которым пришел Дж. Кейнс в ходе анализа, заключался в том, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии установить равновесие на уровне полной занятости. С точки зрения Дж. Кейнса общее равновесие не является оптимальным, так как может достигаться и в кризисном состоянии экономики, при значительной безработице. Более того, производство на уровне потенциальных возможностей для нерегулируемой рыночной экономики скорее исключение, чем правило.
Расхождения во взглядах Дж. Кейнса и его предшественников в оценке эффективности функционирования рыночного механизма - следствие использования разных методологий экономического анализа.
Методология кейнсианской теории отличается от классической следующими особенностями:
а) агрегатным подходом к экономическому анализу;
б) акцентом на несовершенства в действии рыночного механизма (власть монополий, административное установление цен, осуществление сделок на основе долгосрочных договоров, неопределенность будущего);
в) рассмотрением экономической конъюнктуры, создаваемой рыночным механизмом, в коротком, а не в длительном (как у классиков) периоде;
г) особым вниманием роли денег в экономической системе.