Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики и последствия их применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Политика и её виды……………………………………………………………...5
1.1. Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………………….5
1.2. Свободная торговля……………………………………………………………6
1.3. Протекционизм………………………………………………………………...6
2. Национальный механизм и регулирование
внешнеторговой политики………………………………………………………..10
2.1. Тарифные регулирования внешнеторговой политики……………………..10
2.2. Классификация нетарифных ограничении………………………………….15
3. Внешнеторговая политика России…………………………………………….19
3.1. Внешнеэкономические связи России……………………………………….19
3.2. Единство регулирования……………………………………………………..20
3.3. Россия и ВТО…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка.

     В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами  увеличились с 60-х по 90-е годы почти  вдвое. Сейчас в этих странах с помощью нетарифных методов регулируется примерно 1/5 импорта. В частности, промышленно развитие страны этими методами регулируют ввоз более 60% одежды, 50% черных металлов, 40% пряжи, тканей и продовольствия, 20% обуви.

 

3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ. 

3.1. Внешнеэкономические связи России. 

     Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

     Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

     Для преодоления разрыва, отделяющего  Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

     1. Установление стабильного политического режима.

     2. Развитие и совершенствование  рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

     3. Всемерное привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

     4. Проведение активной внешнеторговой  политики, сочетающей экспертно ориентированность производства с импорта замещением.

     5. Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического прогресса.

     По  мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

     К этим чертам относят:

     1. Развитую научно-техническую базу.

     2. Высокую степень обеспеченности  сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

     3. Высокий кадровый потенциал, в  особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.

     4. Достаточно высокий показатель  «индекса человеческого развития».  Он учитывает ВВП на душу  населения, ожидаемую продолжительность  жизни и уровень образования.

     Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. 

3.2. Единство регулирования.  

     В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе  для защиты внутреннего рынка  РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • обеспечения национальной безопасности страны;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  • защиты внутреннего рынка страны.

     Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта  принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

     Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

     Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта  товара (работ, услуг) могут устанавливаться  исходя из национальных интересов, включающих:

  • соблюдение общественной морали и правопорядка;
  • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  • сохранение культурного наследия народов РФ;
  • защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;
  • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
  • обеспечение национальной безопасности РФ;
  • защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
  • выполнение международных обязательств РФ.

     Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

     Ввоз  экологически опасной продукции  подлежит специальному контролю.

     Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

  • не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;
  • не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;
  • запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
  • имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

     Указанные товары должны быть вывезены обратно  или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

     В целях защиты национальных интересов  РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.

     Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

     На  отдельные виды товаров на экспорт  и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.

     Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту  и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

     Особыми режимами осуществления отдельных  видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная  экономическая зона.

     Приграничная  торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории. 

Регулирование экспорта.  

     Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

     Государственное регулирование экспорта и основные направления  государственной  поддержки экспорта промышленной продукции.

     Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

     В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

     Среди мер государственной поддержки  экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту.

     Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее – Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

     В этой связи Департамент:

     Обеспечивает  координацию взаимодействия российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской Федерации  за рубежом в части содействия в продвижении продукции, услуг и технологий российских производителей и разработчиков.

     Осуществляет  содействие аппарату торговых представителей Российской Федерации за рубежом  в поиске потенциальных российских партнеров для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в налаживании сотрудничества с российскими деловыми кругами.

Информация о работе Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики и последствия их применения