Важное место
в странах развитой рыночной
экономики занимают научно-технологические
зоны.
В США
этот тип зон представлен научными
парками (НП). Для их со здания
в стране существовали все
необходимые предпосылки: наличие большого
числа инновационных идей; доступ к источникам
венчурного капитала; наличие развитой
инфраструктуры НИОКР и промышленности;
привлекательные условия жизни и отдыха.
Широкое
применение технополисы получили
также в странах Европы: Голландии, Великобритании,
ФРГ и Японии. Такие зоны формируют научно
– техническое ядро национальной, а иногда
и мировой, экономики.
Наиболее
показателен опыт научно –
технических зон в Японии. Они
начали создаваться в 80-х гг.
по программе "Технополис", разработанной Министерством
внешней торговли и промышленности Японии.
В соответствии с этой программой предусматривалось
создание в отдельных отстающих в экономическом
развитии префектурах страны около 200
научно – технических зон, получивших
название технополисов, которое расшифровывалось
как город и прилегающая к нему территория.
На этой территории должны быть размещены
в органичном единстве предприятия высокотехнологичных
отраслей промышленности, научные учреждения,
вузы, готовящие для технополиса научные
и инженерные кадры, и жилая застройка
с соответствующей современной I производственной
и социальной инфраструктурой. Программа
"Технополис" рассматривалась правительством
Японии как концепция, позволяющая заглянуть
стране в XXI в. и как одна из наиболее эффективных
стратегий ускоренного развития научно-технического
потенциала страны, определяющего ее успехи
в конкурентной борьбе на мировой арене.
В ней ставились следующие цели: перераспределение
промышленности из центра на периферию;
переориентация промышленности на развитие
наукоемких и энергосберегающих технологий;
интенсификация научных исследований
на всей территории страны за счет активизации
деятельности местных университетов;
ускорение инновационного процесса и
др. Она опиралась на "мягкую инфраструктуру"
— развитие сети научных учреждений, средств
обмена информацией и подготовку кадров,
поскольку условиями получения статуса
технополиса выступали такие требования,
как наличие в городе университета, высокая
транспортная доступность, развитая инфраструктура
и т.п.
Как и
все СЭЗ, технополисы в Японии
предполагали участие в них
государственных и муниципальных
органов, а также крупного частного
капитала. С этой целью на их
территории предусматривались различные
меры кредитного и налогового
стимулирования. Так, фирмам, относящимся
к отраслям "высокой технологии",
разрешалось списывать в первый год 30%
стоимости оборудования и 15% стоимости
зданий и сооружений; государство оплачивало
треть расходов по совместному проведению
исследований префектурными лабораториями
и мелкими фирмами.
Как ни
парадоксально, но перераспределения
экономического потенциала страны
в пользу отстающих районов
(а это ключевая цель программы)
так и не произошло.
В развивающихся
странах распространение получили
экспортно-производственные зоны. Это обусловлено
тем, что главными функциями, которые должны
выполняться СЭЗ в этих странах, являются:
обеспечение экономического роста страны,
достижение более высокой степени индустриализации
страны, включение страны в мировое хозяйство,
в международную торговлю или изменение
ее места в них с учетом достигнутой трансформации
в отдельных ее отраслях или экономики
в целом.
В отличие
от экспортно-производственных зон
в развитых странах, работающих
преимущественно на внутренний
рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда
ориентированы на внешний рынок, так как,
наращивая экспорт, они могут решить стоящие
перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую
валюту, необходимую им для эффективного
осуществления мирохозяйственных связей.
СЭЗ в
развивающихся странах отличаются
и структурой источников привлекаемого
капитала. Если в странах с
развитой рыночной экономикой
– это преимущественно национальный
частный капитал, то в развивающихся
- это преимущественно иностранный
частный капитал. Структура затрат в таких зонах
в развивающихся странах складывается
примерно следующим образом: прямые бюджетные
вложения – 2 – 3%, прямое финансирование
из местных бюджетов – 12 – 15%, льготный
государственный режим – 30 – 35%, финансирование
за счет коммерческих структур и иностранных
инвесторов – 47 – 56%.
Отсюда вытекает
и следующая особенность свободных
экономических зон развивающихся
стран – более преференциальный
инвестиционный климат, устанавливаемый
в них государством, для иностранных
инвесторов. Для национальных инвесторов
развивающиеся страны устанавливают в
СЭЗ различные ограничения.
Наибольшее
количество свободных экономических
зон развивающихся стран приходится
на Латинскую Америку (свыше
60), Азию (более 20). Есть они в
Африке (Заир, Либерия, Тунис), на Дальнем и Ближнем
Востоке.
Особый интерес
представляет опыт Южной Кореи,
которой в наибольшей степени
удалось использовать экспортно-производственную
зону по ее прямому назначению.
Эта зона была создана в
1970г в порту Массан, расположение которого облегчило привлечение
в Корею капитала техники различных развитых
стран (Японии, США) и одновременно упростило
путь товаров, производимых в Массанской
зоне (MAFEZ) на внешние рынки.
Инфраструктура
MAFEZ включает в себя железнодорожный
и морской транспорт, разгрузочные,
упаковочные, ремонтные и другие службы.
Отличительная
особенность MAFEZ состоит в том,
что управление ею централизованно
и автономно от центральных
властей. Администрации зоны, возглавляемой
Генеральным директором, делегированы все права министерства по
исполнению Закона об иностранных инвестициях
и других норм права, затрагивающих вопросы
функционирования свободных экономических
зон.
На территории
зоны находятся: таможня, почта
и телеграф, департамент занятости,
полиция и пожарная, департамент медицинского
обслуживания, банк и страховая компания.
В СЭЗ
разрешено организовывать производственные
и сборочные предприятия, производящие
готовую продукцию на экспорт.
Они могут быть как полностью
национальными или иностранными,
так и совместными.
В СЭЗ
Масана действуют общепринятые
ограничения на импорт. Он разрешен
либо для осуществления ответственного
хранения, либо для экспортного
производства в зоне – в
этом случае он не облагается
таможенными пошлинами.
Запрещен
импорт в зону готовой продукции, аналоги
которой производятся в стране. Исключения
возможны только с разрешения Министерства
торговли, промышленности и энергетики
или по указу президента страны.
В СЭЗ
действуют льготы по аренде
земли на срок до 10 лет, продление
льгот на больший срок (еще не более
чем на 10 лет) возможно только с разрешения
Генерального директора администрации
СЭЗ.
На все
экспортные и импортные операции
в зоне необходимо разрешение
начальника таможни. Генеральный
директор может освободить от
таможенного досмотра в отдельных
случаях только по предписанию Министерства
торговли, промышленности и энергетики
те товары, которые не могут причинить
ущерб репутации страны как экспортера
и не нарушат Таможенный кодекс страны.
Налоговые
льготы в MAFEZ типичны для всех зон.
Масанская
зона достигла поставленных целей
и в ней продолжается рост
инвестиций и экспорта.
Одна из
существенных составляющих экономической
стратегии развивающихся стран
- использование последних достижений
научно-технического прогресса в развитых странах. С этой
целью в развивающихся странах создаются
научно-технические зоны, преимущественно
в форме научно-технических парков. По
своей структуре, источникам финансирования
они имеют много общего с НТЗ в странах
с развитой рыночной экономикой, хотя,
безусловно, не лишены национальной специфики.
Наиболее
крупным научно-техническим парком
располагает Тайвань. При его
создании был использован опыт
американской научно-технической
зоны "Силиконовая долина" и
технополиса "Цукуба" в Японии.
Технопарк на Тайване был создан
в 1980г на базе двух крупнейших национальных
университетов, в которых насчитывается
более 12тыс. специалистов.
В парке
базируется Научно – исследовательский
институт промышленной технологии,
Научно – исследовательский институт электроники, Центр по развитию
биотехнологий и другие. В этом технопарке
расположены отделения свыше 100 промышленных
корпораций, более половины которых –
филиалы ведущих ТНК промышленно развитых
стран. Технопарк на о.Тайвань фактически
превратился в полигон по разработке,
обкатке и внедрению новых технологий
и современных методов организации производства.
Значение
научных парков развивающихся
стран для развития их национальных
экономик, повышения степени их
открытости и интегрированности
в мировое хозяйство невозможно переоценить.
Становясь центрами бурного развития
новейших технологий (компьютерной и авиакосмической
техники, биомедицины др.), они, как правило,
занимают важное место в научной и экономической
политике страны, поскольку способствуют
активизации создания и внедрения научно-технических
новшеств, широкому коммерческому их использованию
и, в конечном счете, ускорению научно-технического
прогресса модернизации и повышению эффективности
национальной экономики.
Создание
и функционирование свободных экономических зон
в социалистических странах были связаны
с несовместимостью двух типов экономик.
И это требовало особо тщательной проработки
законодательной базы. В социалистических
странах, на первых этапах создания СЭЗ,
регламенты, их регулирующие, были логическим
продолжением национального законодательства
о совместном предпринимательстве. Для
анклавных свободных зон в этих странах
нужна была разработка специальных правовых
норм, в которых четко нормировались бы
специальные льготы для иностранных и
национальных инвесторов, действующих
на территории СЭЗ.
В бывших
европейских социалистических странах
СЭЗ организуются главным образом
как зоны свободного предпринимательства.
По нашей классификации — это
экспортно-производственные зоны. Их
специфическая черта состоит в том, что
это своеобразные предприятия, главное
назначение которых — экспорт услуг и
обеспечение производственной деятельности
национальных и иностранных хозяйственных
субъектов. Они могут быть государственными
(Румыния, Венгрия, Болгария), акционерными
(Польша) и смешанными (Венгрия). На выделенной
им территории создается соответствующая
инфраструктура, ее арендуют национальные
экономические субъекты, осуществляющие
хозяйственную деятельность.
Наиболее
успешный опыт создания свободных экономических зон не только
в странах с переходной экономикой, но
и среди развивающихся стран приобрел
Китай. Китайские СЭЗ, прежде всего, основываются
на привлечении зарубежного китайского
и иностранного капиталов, использовании
многочисленной и дешевой рабочей силы,
финансовой поддержке правительства страны
и местных органов власти. Большие льготы
предоставляются иностранному капиталу,
действующему в экспортоориентированных
и технологически емких проектах, посредством
дополнительных налоговых скидок, ускоренной
амортизации основных фондов, государственных
субсидий на оплату земельных участков
и рабочей силы, предоставления дополнительных
прав в сбыте продукции на внутреннем
рынке Китая и другие. Все это привело
к тому, что в зонах сложился инвестиционный
климат, отвечающий принятым международным
требованиям.
Китайская
политика зонирования осуществляется
главным образом на базе четырех
небольших приморских городов
на юге Китая, выбранных исходя
из таких благоприятных факторов,
как близость к морским торговым путям и наличие традиционных
хозяйственных связей с зарубежными общинами
китайских эмигрантов. Несмотря на определенные
трудности, стоящие перед китайскими свободными
экономическими зонами, связанные с повышением
эффективности их работы, функционирование
СЭЗ способствует переходу от закрытой
административно-распределительной к
открытой рыночной экономике, развитию
национальной экономики. Это подтверждается
данными о привлечении в зоны многомиллиардных
инвестиций, ростом числа промышленных
предприятий и рабочих мест, резким увеличением
производительности труда на объектах
иностранного капитала, прогрессивными
сдвигами в отраслевой структуре промышленности,
бурным ростом объема экспорта из СЭЗ
и диверсификацией его структуры.
Заключение
Создание
особых экономических зон - действенное
направление развития экономики отдельных
территорий и регионов, ориентированное,
как правило, на решение конкретных приоритетных
экономических задач, реализацию стратегических
программ и проектов.
Однако в
России механизм особых экономических зон
пока находится в стадии становления и
отладки, поэтому имеются значительные
возможности по его развитию и оптимизации.
В существующем
законодательстве сделан явный
акцент на создание ОЭЗ на
пустой территории. Конечно, это
упрощает задачи госструктур,
однако далеко не всегда бывает
эффективно. Это особенно актуально
с учетом имеющихся в России
сложностей с земельными вопросами (сложно найти крупный
целостный участок с государственной
собственностью в привлекательном месте).
В результате, выбранные площадки могут
требовать гигантских затрат в инфраструктуру,
хотя рядом могут находиться значительные
простаивающие мощности.