Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:10, курсовая работа
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство, интернационализации хозяйственной жизни, потребности более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
Введение. 3
I Анализ истории создания и функционирования СЭЗ в РФ 5
1.1 Понятие свободной экономической зоны 5
1.2 Цели создания и подходы образования свободных экономических зон 8
1.3 Функции и место свободных экономических зон в экономике 10
1.4 Требования к размещению СЭЗ. 11
1.5 Налоговая политика в СЭЗ 12
1.6 История СЭЗ. 14
1.7 Мировой опыт и возможности его использования в России 16
II Современное состояние СЭЗ В России 19
2.1 Классификация СЭЗ 19
2.2 Задачи формирования и функционирования свободных экономических зон в России 23
2.3 Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ 25
III Анализ действующих в РФ СЭЗ 27
3.1 СЭЗ "Липецк" 27
3.2 СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 31
Заключение 35
В технико-внедренческих зонах сконцентрированы национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Наиболее близкими к данной модели зон являются научные парки и технополисы, активно создаваемые с начала 80-х годов в новых индустриальных странах Юго-восточной Азии. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологий.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вали» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых «инкубаторами бизнеса» в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах.
В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции. С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и «инкубаторы бизнеса».Постановлениями Правительства РФ от 21 декабря 2005 организовано четыре технико-внедренческих особых экономических зоны в городах: Дубна; Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»); Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»); Томск.
Сервисные зоны представляют собой территорию со льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относят также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.[8]
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование к компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней - около 70. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах. Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях.[9]
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.[6]
2.2 Задачи формирования и функционирования свободных экономических зон в России
Приступив к учреждению свободных экономических зон на собственной местности, Россия, похоже, следовала наполеоновскому принципу "поначалу ввязаться, а потом уж осмотреться". Но это "потом" затянулось так навечно, что лишило сам процесс и серьезной законодательной базы, и четкой стратегии. В итоге целые области и края, превосходящие по площади целые страны, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и способностей действенного выхода на наружный рынок. Что же касается тех территорий, которые вправду заслуживают этого статуса (Находка, Выборг, Калининград и некие остальные), то и центр, и местные власти оказались на месте неподготовленными к созданию там свободных экономических зон. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими меж центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. Очевидно, что это вредит становлению свободных экономических зон, как и вообще привлечению иностранных инвестиций в страну, непостоянность законодательства в отношении налогов и пошлин, денежного режима и остальных условий, которые изменяются в разные стороны не один раз в течение года. Показателем привлекательности для иностранных инвесторов служит инвестиционный климат и связанный с ним инвестиционный риск. А тут Россия занимает очень скромное место, уступая даже некоторым бывшим союзным республикам, хотя и неизмеримо превосходит их по масштабам внутреннего рынка, технологическому уровню, многообразию и обилию ресурсов, в особенности природных. Неблагоприятный инвестиционный климат в стране определяется неустойчивой политической и социально-экономической обстановкой, непредсказуемостью его развития, дополняемых неполнотой, нечеткостью, а иногда и противоречивостью законодательства, его непостоянностью, несоблюдением на практике, бюрократизмом, коррупцией. Большая часть этих и почти всех остальных недочетов может быть ликвидирована в сравнимо далекой перспективе.
По сути, основными преимуществами русских свободных экономических зон для возможных иностранных инвесторов выступают:
- богатство сравнимо дешевых
и различных природных и
- наличие в стране
- огромное количество обученных кадров ученых и инженеров, могущих предоставить приличный инновационный материал;
- современные производственные
мощности большого военно-
- выгодное геополитическое положение России, что обещает огромные потенциальные способности трансконтинентальной кооперации, в которую могут быть эффективно включены большие ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Бесспорно, для этого требуются значительные вложения в недостающую для подобной масштабной кооперации инфраструктуру. [9]
2.3 Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ
Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные моменты:
- особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны.
- отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ на территории России.
- к неблагоприятным моментам, оказывающим отрицательное воздействие на иностранных инвесторов российских СЭЗ, можно отнести крайне слабое развитие их инфраструктуры. Сюда, прежде всего, относится транспорт, системы телекоммуникаций, связь гостиничный сервис.
- сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является высокий уровень коррупции и сложная криминогенная обстановка в России. Это в целом ухудшает инновационный климат.
- рост социальной напряженности по регионам страны, вызванный затяжным экономическим кризисом, отрицательно сказывается на притоке иностранных инвестиций в СЭЗ.
В 1993 году Закон о таможенном тарифе и ряд других законодательных и нормативных актов унифицировали налоговый режим для всех предприятий, включая резидентов СЭЗ. Статус свободной зоны фактически обесценился. Впрочем, ликвидация основных льгот для СЭЗ была вполне обоснованной. Деятельность всех без исключения СЭЗ не привела ни к повышению активности предпринимателей в этих регионах, ни к притоку иностранных инвестиций, ни к развитию местных производств и уж тем более к созданию новых. Продолжается спад промышленного производства. И это притом, что набор предоставленных области льгот весьма привлекателен для предпринимателей. Между тем идея создания СЭЗ была весьма благой. Конечно, о том, что СЭЗ станут трамплином для качественного скачка всей экономики страны, никто и не помышлял (хотя именно эту цель ставил перед создателями СЭЗ один из проектов соответствующего закона). А вот о том, что они смогут обеспечить нормальное существование депрессивных регионов страны, их главы подумывали всерьез. Главы местных администраций регионов, ставших СЭЗ или претендовавших на этот статус, сознательно или нет, суть понятия «свободная экономическая зона» понимали по-своему. Выбивая у федеральных властей статус СЭЗ для своего региона, местные власти добивались лишь одного – налоговых и таможенных льгот для предприятий, зарегистрированных в регионе. Например, в финансово-экономическом обосновании присвоения Калининградской области статуса особой экономической зоны так прямо и сказано: подобный статус нужен «для выравнивания экономических условий в области с другими российскими регионами». Более того, ни одна просьба местных администраций о создании в регионе СЭЗ не сопровождалась расчетом целесообразности ее создания и экономической эффективности деятельности. Вполне вероятно, что будь такой расчет проведен до создания СЭЗ, многих проблем, да и краха зон в целом удалось бы избежать. По крайней мере, стало бы ясно, нужна ли вообще СЭЗ в этом регионе, какое именно производство привлекло бы в регион наибольшие инвестиции, где именно его надо размещать. Залогом успеха китайских СЭЗ многие экономисты считают именно то, что они появились в наиболее удобных для этого местах и там были созданы наилучшие условия для привлечения инвестиций. В России же ничего подобного не случилось. Отечественные СЭЗ превратились в «черные дыры», через которые в страну поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов утекали значительные финансовые средства.
III Анализ действующих в РФ СЭЗ
3.1 СЭЗ "Липецк"
В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км. Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции. Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:
- срок действия зоны составляет 20 лет;
- инвестиционный проект должен
содержать капитальные
- предоставление
СЭЗ «Липецк» площадью 1024 гектаров примыкает
к промышленной зоне областного центра
и располагается на территории Грязинского
района вдоль автомобильной дороги Липецк-Грязи,
имеющей выходы на федеральные трассы
«Дон» и Москва-Волгоград. В районе создания
особой экономической зоны находятся
два железнодорожных узла - станции Липецк
и Грязи-Воронеж, территория СЭЗ расположена
в непосредственной близости от станции
Казинка и связана с ней подъездными железнодорожными
путями. В 25 км от ОЭЗ находится Липецкий
аэропорт. На территории ОЭЗ «Липецк»
есть практически вся необходимая инфраструктура
- железнодорожная ветка, подъездные пути,
электростанция, газопроводы высокого
давления, очистные сооружения. Строятся
дополнительные объекты - инженерные сети,
водопровод, канализация, трансформаторные
подстанции. Резиденты, которые возводят
в СЭЗ свои предприятия, вместе с участками
земли получат практически всю необходимую
производственную инфраструктуру. Для
обеспечения новых производств трудовыми
ресурсами используется трудовой потенциал
городов Липецк и Грязи, а также Грязинского
района и близлежащих областей. Организуется
обучение специалистов для работы на новых
предприятиях. В области действуют 22 вуза,
в том числе, три университета, в которых
обучаются более 30 тыс. студентов. Ежегодно
выпускается более 4,5 тыс. дипломированных
специалистов. 25 учреждений среднего профессионального
образования, в которых обучается 20,5 тыс.
человек, ежегодно выпускают более 5 тыс.
специалистов. В 27 профессиональных училищах
обучаются специалисты по 48 рабочим профессиям.
Только в 2007 на переподготовку рабочих
кадров по новым специальностям, потребность
в которых значительно повысилась в связи
с созданием СЭЗ "Липецк", выделено
около 500 млн. рублей. Будущие менеджеры
и инженеры уже сегодня проходят стажировку
как в Липецке на заводах компании «Индезит
Интернэшнл». Целью создания СЭЗ является
формирование условий для масштабного
3.2 СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области
Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы. В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона «Янтарь». В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом. 1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области.
Свободная экономическая зона включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно. Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны. Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.
Несмотря на финансово-экономический кризис 2008 года, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона о СЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона о СЭЗ уже сейчас. Только после проведенного исследования и глубокого анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой активности, чтобы новый Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества. В экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. Притом, что в Финляндии практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании Nokia, которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары. Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес. Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции. Организовано железнодорожное сообщение между Калининградом и Берлином. Получили статус международных Калининградский аэропорт и морской порт в городе Светлый. Все это позволило увеличить приток туристов и бизнесменов в СЭЗ и обеспечить пополнение бюджета области. Для развития транспортно-складского комплекса Министерство транспорта совместно с Администрацией области разрабатывают схему развития Калининградского транспортного узла. Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг. И поэтому сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.