Сущность,методы и формы приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Оглавление

Введение ..........................................................................................................................................
........... 3
1 Экономическая сущность приватизации ...................................................................................
........... 4
1.1 Понятие разгосударствления и приватизации ....................................................................
........... 4
1.2 Подходы к рассмотрению приватизации .............................................................................
........... 6
1.3 принципы приватизации .......................................................................................................
........... 7
1.4 Методы приватизации ...........................................................................................................
........... 8
1.5 Модели приватизации ...........................................................................................................
........... 9
1.5.1 Бесплатная приватизация ................................................................................................
........... 9
1.5.2 Платная приватизация .....................................................................................................
......... 10
1.6 Сроки приватизации ..............................................................................................................
......... 10
2 Приватизация: опыт зарубежных стран .....................................................................................
......... 11
2.1 Приватизация в Японии ........................................................................................................
......... 11
2.2 Приватизация в США ............................................................................................................
......... 14
2.3 Приватизация в Европейском Союзе ...................................................................................
......... 18
2.3.1 Приватизация во Франции ..............................................................................................
......... 18
2.3.2 Приватизация в Германии ...............................................................................................
......... 18
2.3.3 Приватизация в Испании .................................................................................................
......... 19
3 Основные цели и направления приватизации в Украине (1991-2006 гг.) ..............................
......... 22
Заключение ......................................................................................................................................
......... 26
Список использованной литературы ............................................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Администрация Рейгана  рассматривала приватизацию не только как фактор повышения эффективности  экономики и социальной сферы. Приватизационные идеи активно использовались в качестве инструмента политической и экономической борьбы, средства изменения баланса экономических и политических сил и влияния на общественное мнение. Так, в 1986 г. администрацией президента был разработан план передачи части государственной федеральной собственности в пользу работников федеральных ведомств, с тем чтобы, во-первых, сократить количество федеральных служащих (часть из них стали бы владельцами бывших федеральных служб), передав таким образом функции по предоставлению общественных услуг во вновь образованные частные предприятия, и усилить в результате конкуренцию на рынке, где действовали частные контракторы федеральных ведомств.

Местные органы власти (в  стране насчитывается примерно 80 тыс. административных единиц на местном уровне) стали все активнее практиковать рыночное контрактирование с частными фирмами по предоставлению разнообразных общественных услуг. Так, обследование городов с населением свыше 10 тыс. человек и графств с населением свыше 25 тыс. человек показало, что именно внешнее контрактирование с частными компаниями было в 80-е годы самой распространенной формой предоставления населению общественных услуг. В частности, 80% респондентов (представители местных органов власти) отметили, что они заключают договоры с частными фирмами, например, на отбуксировку неправильно запаркованных автомобилей и на услуги по хранению личных вещей граждан в общественных местах (на вокзалах, в аэропортах и проч.), 55% респондентов заявили, что используют частных контракторов для предоставления юридических услуг, 46% – в управлении дорожным движением, 44% – в переработке отходов, 43% – в управлении приютами для бездомных. При этом подчеркивается, что все эти приватизационные в широком смысле механизмы использовались по чисто прагматическим причинам, а не из соображений идеологического характера.

Далеко не все инициативы Рейгана были доведены до конца. Так, идея приватизации национальных парков и других государственных земель была весьма негативно встречена общественностью, прежде всего по экологическим причинам. Не нашли широкой поддержки и многие другие проекты, хотя эксперименты в области приватизации проводились в различных сферах, например, в пенитенциарной системе. Да и само государство как мощнейший общественный институт с миллионами занятых было не готово расставаться как с собственностью, так и со многими прерогативами. Пришедший к власти после Рейгана Дж. Буш, в целом разделяя прорыночную ориентацию своего предшественника, в области приватизации придерживался умеренных взглядов и ставил более реалистичные задачи. Реализовывались, в частности, программы по привлечению частного капитала для реконструкции заброшенных центральных районов больших городов. Были предприняты попытки коммерциализации государственных школ: кое-где вместо их прямого финансирования государственные средства передавались нуждающимся семьям. Однако проекты финансовой реформы образования не были доведены до стадии практической реализации.

Тема приватизации не была забыта и после прихода к  власти Б. Клинтона. Пожалуй, впервые в американской истории президент-демократ не только не дезавуировал рыночные, в том числе приватизационные, реформы своих предшественников-республиканцев, но и заявил о себе как о стороннике свободного предпринимательства как внутри страны, так и в мировой экономике. Разумеется, политическая риторика Клинтона была несколько иной. Как представитель демократической партии он поддерживал государственное регулирование экономики и социальной сферы, образования, здравоохранения и фундаментальной науки. Но Клинтон и в идеологии, и в практической политике совместил, с одной стороны, традиционную приверженность демократов государственным гарантиям в области предоставления общественных благ, с другой – весьма жесткий ограничительный подход к финансовой политике государства, расходованию бюджетных средств. Он активно выступал за "экономное" и эффективное государство, провозгласив лозунг "инвентаризации государства". Еще в 1992 г. Клинтон, в частности, заявил, что необходимо совершить переход "от бюрократического государства к государству предпринимательского типа".

Администрация Клинтона явно пыталась "прагматизировать" усилия государства в этой области. Главной задачей стала, несомненно, оптимизация работы государственного аппарата и государственного сектора  экономики в целом. При этом все механизмы приватизации в эти годы в той или иной степени использовались – и внешнее контрактирование, и продажа активов, и создание конкурентной среды. Так, именно в 90-е годы стали предприниматься усилия по приватизации системы управления и ремонта автомобильных трасс государственного значения, принадлежащих штатам.

В качестве одной из последних  тенденций отметим, что в президентской  кампании 2000 г. в качестве предвыборной позиции республиканской партии была взята на вооружение идея М.Фридмэна об использовании государственных ваучеров для повышения эффективности школьного образования. Он впервые предложил ввести так называемый ваучер, который предоставляется государством родителям учеников и дает право на оплату некого гарантированного минимального уровня образования, а затем выкупается государством, если ваучер использован на получение качественного образования в частных или государственных школах.

В целом можно констатировать, что в США, несмотря на относительно небольшую долю государственной собственности, особенно по сравнению с другими развитыми странами, последние два десятилетия ознаменовались активизацией усилий по дальнейшей приватизации и усилению действия рыночных механизмов в экономике и социальной сфере.

 

2.3 Приватизация в Европейском Союзе

2.3.1 Приватизация во Франции

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила  потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала  единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает "ухода" государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет. 

2.3.2 Приватизация в Германии

Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии "Программы возрождения Европы".

Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в  которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР  был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8% рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30% от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

После Попечительского  совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией  оставшихся в руках государства  производственных предприятий и  контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

 

 

2.3.3 Приватизация в Испании

В Испании государственный  сектор экономики за последние 15-20 лет  значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90%, в середине 80-х – 83%, то сейчас – чуть больше 30%. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

К государственному сектору  экономики еще совсем недавно  относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании "ЭНДЕСА". Государственными были – весь используемый в стране газ, 65% угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

К государственному сектору  экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в  себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Информация о работе Сущность,методы и формы приватизации