Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:21, реферат
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
Введение ..........................................................................................................................................
........... 3
1 Экономическая сущность приватизации ...................................................................................
........... 4
1.1 Понятие разгосударствления и приватизации ....................................................................
........... 4
1.2 Подходы к рассмотрению приватизации .............................................................................
........... 6
1.3 принципы приватизации .......................................................................................................
........... 7
1.4 Методы приватизации ...........................................................................................................
........... 8
1.5 Модели приватизации ...........................................................................................................
........... 9
1.5.1 Бесплатная приватизация ................................................................................................
........... 9
1.5.2 Платная приватизация .....................................................................................................
......... 10
1.6 Сроки приватизации ..............................................................................................................
......... 10
2 Приватизация: опыт зарубежных стран .....................................................................................
......... 11
2.1 Приватизация в Японии ........................................................................................................
......... 11
2.2 Приватизация в США ............................................................................................................
......... 14
2.3 Приватизация в Европейском Союзе ...................................................................................
......... 18
2.3.1 Приватизация во Франции ..............................................................................................
......... 18
2.3.2 Приватизация в Германии ...............................................................................................
......... 18
2.3.3 Приватизация в Испании .................................................................................................
......... 19
3 Основные цели и направления приватизации в Украине (1991-2006 гг.) ..............................
......... 22
Заключение ......................................................................................................................................
......... 26
Список использованной литературы ............................................................................................
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском "Газпроме" или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.
1.5 Модели приватизации
1.5.1 Бесплатная приватизация
Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – "ваучерами".
Противники бесплатной модели приватизации
выдвигают несколько существенн
1.5.2 Платная приватизация
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
1.6 Сроки приватизации
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые для приобретения
в частную собственность
2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.
3. Монополизированную
Сторонники быстрой
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Приватизация в Японии
Начиная с 70-х годов во всех основных развитых странах, включая и Японию, развернулся процесс ослабления прямого государственного регулирования ("дерегулирования"), с передачей в частное управление государственных предприятий ("приватизация").
Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования и приватизации, то в первую очередь следует отметить необходимость "удешевить" государственное управление, уменьшив раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролям правительства, и добиться общего оживления экономики основных развитых стран, вошедших в полосу застоя и роста бюджетных дефицитов после "нефтяного шока" начало 70-х годов.
Во-вторых, с начала 70-х г. наблюдается стремительное развитие новой техники и технологий, в первую очередь в сфере информатики и др. областях. В результате сформировалась техническая основа для проникновения новых компаний в отрасли, бывшие ранее сферы естественные монополии или олигополии. В то же время в силу постепенного размывания границ между отраслями исчезали эк. мотивы для антимонопольного государственного регулирования в ряде областей. Необходимость ослабления правительственного контроля диктовалось также формированием новой отраслевой структуры (повышением удельного веса информационного курса и сферы услуг) и новых форм промышленной организации "предпринимательских сетей" (структуры типа "новый бизнес"), для развития которых правительственный контроль служил препятствием.
В-третьих, начиная
с 70-х г. интенсифицировались
В этих условиях в Японии в 80-е г. были созданы органы, подчиненные непосредственно премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации (1981-1983г.), Временный совет по осуществлению административной формы управления (1983-1987г.) и новый совет по проведению административной реформы (1987-1990г.), который разработали смелые предложения по приватизации госпредприятий и ослаблению прямого регулирования. На этом основании в частные фирмы были преобразованы 3 крупнейшие государственные компании, а так же сняты или ослаблены ограничения в области финансов, связи, транспорта, энергетики, в сфере обращения, сельского хозяйства и т. д.
В докладе Комиссии, принятом кабинетом Накасонэ в качестве программного документа, особо подчеркивалось, что целью приватизации госпредприятий было полное включение рыночного механизма в их работу для того, чтобы ускорить модернизацию, снизить издержки, поднять качество услуг. Пополнение бюджета не самоцель, а следствие приватизации этого имущества.
В Японии теоретически прежде всего приватизация означает продажу собственности правительства частным лицам и организациям, преобразование предприятий из государственных в частные и снятие ограничений предусмотренных Законом о госпредприятиях.
Однако на деле слово "приватизация" до сих пор употреблялось в Японии в трех различных значениях.
Во-вторых, им обозначалось преобразование государственных компаний в акционерные с последующей продажей части акций частным владельцам (т.е. "преобразование в частную компанию").
В-третьих, этим словом обозначалась приватизация в буквальном смысле этого слова, т.е. преобразование государственной или государственно-частной корпорации в частную (т.е. "полная приватизация").
Можно отметить 3 характерные черты приватизации в Японии:
1 – три государственные корпорации – крупнейшие в Японии – были преобразованы в специальные компании. При этом 2 из них – Государственная телеграфно-телефонная корпорация ("Дэндон") и Государственная корпорация торговой монополии ("Сэмбай") не были подвергнуты разделу, в то время как третья – Государственные железные дороги ("Кокутэцу") – была преобразована в 7 акционерных и 2 госкомпании. Часть акций компании, преобразованные в акционерные, планируются затем продать в частные руки, причем продажа акций японской телеграфно-телефонной компанией ("Эн-Ти-Ти") уже началось.
2 – из 10 существовавших (на начало 1985 г.) особых компаний сократилось лишь на 2 компании телеграфно-телефонной связи и компания по обслуживанию международного аэропорта района Кансай. Согласно рекомендации Временной комиссии, почти все смешенные государственные акционерные компании должны стать частными предприятиями.
3 – рекомендации Временной комиссии предусматривают, что в числе прочих госпредприятий, должны быть приватизированы те, кот. не являются монополистами в своей сфере деятельности, а так же те "особые общественные предприятия", которые не опираются на государственную стабильность. Комиссия рассмотрела вопрос о приватизации предприятий, попадающих в эту категорию, но пока ограничились переводом их в разряд санкционированных компаний Центрального кооперативного блока для сельского и местного хозяйства в некоторой части "особых юридических лиц".
Как сказано выше, приватизация в Японии означает не только передачу прав собственности частным владельцам, но так же отмену законов о создании государственных предприятий с соответствующей регламентацией и заметные их формы. Публичная компания акционируется (это промежуточный этап), а затем акции продаются на фондовой бирже. После этого она становится частной. Акционерная компания или новое товарищество приватизируется сразу путем продажи государственной доли в её капитале.
Во второй половине 80-х г. были приватизированы три крупнейшие компании, находившиеся в полной государственной собственности: "Кокутэцу" телеграфно-телефонная, Корпорация "Дэндон" и табачная "Сэмбай", а так же смешанные компании "Джаном Эйрлойнз", "КДД" (международный телеграф и телефон), Корпорация по разработке электроэнергетических ресурсов, Компания по строительству международного аэропорта в районе Консай, Корпорация развития районов Тохоку и Хоккайдо, энергосистемы острова Окинави и др. (всего 19 предприятий).
Процедура приватизации первых трех, полностью казенных предприятий была сложной и включала их реорганизацию, определения сумм задолженности казне, акционирование и выпуск акций на фондовый рынок в погашение их долгов в порядке их финансирования. Смешенные предприятия изначально имели форму акционерных компаний, поэтому их приватизация состояла в постоянной продаже пакетов акций, принадлежавших казне, с зачислением выручки в госбюджет.
В первые послевоенные годы "Кокутэцу" была абсолютным монополистом в магистральных пассажирских и грузовых перевозках и имела значительную долю в местном и внутригородском пассажирском сообщении. Затем часть местных пассажиропотоков взяли на себя частные электрики, автобусные линии и автотранспорт, а часть грузооборота – частный каботажный флот и автотранспорт.
Конкуренция на рынке транспортных услуг росла под действием таких факторов, как сосредоточение промышленных предприятий в узкой прибрежной полосе о.Хонсю, строительство скоростных автострад и новых аэропортов, развитие "маятниковых" миграций населения.
К середине 80-х годов доля государственных железных дорог в пассажирских перевозках упала до 23%, а в грузовых – до 5%. Часть рынка пассажирских перевозок удалось удержать благодаря тому, что в была введена в эксплуатацию система скоростных железных дорог, принадлежавших "Кокутэцу". Но с момента пуска первой скоростной магистрали "Кокутэцу" стала хронической убыточной. К середине 80-х годов ее расходы превышали доходы на 55%, а сумма хронической задолженности к 1985 г. достигла 29,9 трлн. йен.
Первая проблема решается путем полного деления новых выпусков во времени. Государство "придерживает" часть акций в холдинге или оставляет за собой какой-то их пакет. Так, при первичном размещении правительство оставило за собой пакет в 30% акций "НТТ" сроком на 5 лет, а также половину акций табачной монополии и корпорации по строительству Кансайского аэропорта. Именно поэтому приватизация в Японии превращается в длительный процесс.
Вторая проблема в Японии решается двумя методами – стандартным и нестандартным.
Стандартный метод – это размещение ценных бумаг по открытой подписке предприятиями, не регистрирующими свои акции на бирже. Эмитент публикует заявку в любой крупной газете, сообщает сведения о себе широкой публике, оговаривает срок размещения акций и собирает подписку. Первоначальный курс определяется приблизительно по аналогии с курсами акций компаний того же ранга (по рентабельности, стоимости активов и пр.), а затем корректируется по мере распродажи эмиссии.