Сущность,методы и формы приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Оглавление

Введение ..........................................................................................................................................
........... 3
1 Экономическая сущность приватизации ...................................................................................
........... 4
1.1 Понятие разгосударствления и приватизации ....................................................................
........... 4
1.2 Подходы к рассмотрению приватизации .............................................................................
........... 6
1.3 принципы приватизации .......................................................................................................
........... 7
1.4 Методы приватизации ...........................................................................................................
........... 8
1.5 Модели приватизации ...........................................................................................................
........... 9
1.5.1 Бесплатная приватизация ................................................................................................
........... 9
1.5.2 Платная приватизация .....................................................................................................
......... 10
1.6 Сроки приватизации ..............................................................................................................
......... 10
2 Приватизация: опыт зарубежных стран .....................................................................................
......... 11
2.1 Приватизация в Японии ........................................................................................................
......... 11
2.2 Приватизация в США ............................................................................................................
......... 14
2.3 Приватизация в Европейском Союзе ...................................................................................
......... 18
2.3.1 Приватизация во Франции ..............................................................................................
......... 18
2.3.2 Приватизация в Германии ...............................................................................................
......... 18
2.3.3 Приватизация в Испании .................................................................................................
......... 19
3 Основные цели и направления приватизации в Украине (1991-2006 гг.) ..............................
......... 22
Заключение ......................................................................................................................................
......... 26
Список использованной литературы ............................................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Нестандартный – это продажа акций по трастовому договору через брокерские фирмы, которым  платят комиссионное вознаграждение. Именно так продаются акции таких гигантских корпораций, как "Железные дороги Японии" и "НТТ". Выпуск должен получить разрешение министров финансов, которому посылается проспект каждой эмиссии. Когда несколько выпусков распродано, делается пробная продажа на Токийской бирже, чтобы иметь гарантию ликвидности акций, и затем начинаются регулярные продажи.

Приватизация  государственных предприятий считается  второй послевоенной крупнейшей институциональной реформой. Она привела к перераспределению собственности в больших масштабах и к значительной демонополизации рынков самых массовых товаров и услуг. Она затронула бюджетный процесс и функции исполнительной власти, упростив и то, и другое. Наконец, во многом благодаря приватизации Японии удалось справиться с государственным долгом. Еще в 1984 г. бюджетный дефицит, покрывавшийся выпуском облигаций, составлял 24,8% расходной части бюджета, а в 1991 г. он сократился до 7,6%.

Все это, безусловно, положительные итоги. Но они не означают, что у приватизированных предприятий все идет гладко. "НТТ" теряет прибыли в тарифной войне, ей угрожает финансовый дефицит. На внутренних линиях поток пассажиров уменьшается, и "Джапаи Эйрлайнз" продает билеты на линии Кюсю-Саннро со скидкой, не покрывая своих издержек. Данные проблемы рождены конкуренцией, и они должны решаться так, как их решает частный бизнес: адаптацией к условиям рынка, на что не были способны предприятия госсектора.

Основные принципы японской схемы разгосударствления предприятий можно представить следующим образом:

1. устранение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность, включая отказ от дотаций;

2. переход к  регулированию различными косвенными  методами;

3. предоставление  управляющим максимальной самостоятельности  в принятии решений, четкое  определение их полномочий и ответственности;

4. разукрупнение  предприятий до оптимальных для  эффективного управления размеров;

5. максимальный  учет специфики и интересов  регионов;

6. создания условий  для конкуренции, чтобы интересы  клиента стали определяющими;

Надо отметить и то, что японский опыт приватизации свидетельствует о необходимости  иметь четкое акционерное законодательство, регулирующее создание и функционирование компаний. В Японии сегодня акционерное  общество может быть создано не менее  чем семью лицами, владельцами одной акцией каждый. Регистрация производится Министерством юстиции автоматически при предоставлении предусматриваемых законом документов. Число акционерных обществ в Японии очень велико – примерно 1.4 млн., по большинству из них являются "закрытыми" и не выпускают акции на свободный рынок. Собственно акционерное законодательство существенно не отличается от других развитых стран.

Таким образом, японский опыт приватизации позволяет  сделать ряд выводов, которые  необходимо учитывать и при изменении форм собственности в нашей стране:

Во-первых, главный  эффект приватизации уже на первом этапе достигается не столько  сменой собственника, сколько кардинальным изменениям режима хозяйствования предприятием полной самостоятельности.

Во-вторых, переход собственности из государственной в частную через акционирование занимает значительный период времени и осуществляется под жестким контролем государства. Так, до настоящего времени не продано ни одной акции вновь созданных компанией. Этот процесс искусственно не формируется.

В-третьих, особое внимание имеет учет социальных последствий  приватизации необходимо первостепенное внимание трудоустройству высвобождаемых работников, созданию новых рабочих мест. При приватизации железных дорог увольняемым предлагалось до 30 рабочих мест.

В-четвертых, необходимо отработанное законодательство, регламентирующее порядок и механизм приватизации.

 

2.2 Приватизация в США

В структуре собственности в  США доминирующей бесспорно является частная собственность. Так, в 1997 г. чистый объем накопленного воспроизводимого материального богатства, находящегося в частной собственности, составил 19,8 трлн. долл., в государственной – 5,1 трлн. долл.

Разумеется, такого рода сопоставления вряд ли уместно ограничивать показателями накопленного материального богатства. О соотношении частной и государственной собственности говорят, например, размеры государственных и частных активов, которые, помимо материальных, включают и нематериальные ресурсы, в том числе финансовые, а также землю. Активы только корпораций (акционерных обществ) и партнерств (товариществ) составили в США в 1996 г. 32,3 трлн. долл., а вместе с активами домохозяйств и бесприбыльных организаций – 75,3 трлн. долл. В то же время финансовые активы, например, федерального правительства в 1998 г. равнялись лишь 139,4 млрд. долл. Для сравнения укажем, что финансовые активы корпораций составили в 1996 г. 5,4 трлн. долл. Сравнение явно не в пользу государственной собственности.

Статистика США предоставляет  довольно подробные данные о федеральной материальной собственности как в стране, так и за рубежом. Общий ее объем (по данным на 30 сентября 1998 г.) равнялся 244,3 млрд. долл. Сюда включается стоимость зданий (126,8 млрд. долл. – 55,3% общей суммы), сооружений и оборудования (84,4 млрд. долл. – 36,7%) и земли (18,3 млрд.долл. – 8%). В приведенных данных не учитывается материальная собственность, находящаяся во владении штатов и местных органов власти.

Дополнительным для  целей нашего анализа показателем  является доля совокупных государственных расходов в ВВП (примерно 30% в 2000 г.), что отражает место государства в общественном производстве в более широком контексте.

Статистика США не предоставляет более исчерпывающих  сведений о масштабах государственной собственности в стране. Однако и имеющаяся информация позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительные масштабы, государственная собственность в США не является главенствующей. И уж вовсе она не является таковой, когда речь идет о производственной собственности, поскольку, американское государство, представленное в ряде отраслей сферы услуг (наука, образование, здравоохранение, энергетика, транспорт, почтовые услуги), промышленной собственности практически не имеет.

Частная собственность, основная в общественном производстве США, классифицируется по нескольким признакам.

Прежде всего, в зависимости  от правовой формы организации. По данному  признаку все фирмы США делятся  на три основные категории: корпорации (акционерные компании), которых в 1996 г. насчитывалось 4,6 млн., или примерно 20% от общего числа фирм, партнерства (1,6 млн., или около 7%) и индивидуальные предприятия (16,9 млн., или 73%).

В 1996 г. на долю корпораций пришлось 89% общего объема продаж всех хозяйствующих субъектов, партнерств – 6%, индивидуальных предприятий – 5%. При этом в 1980 г. на долю корпораций приходились те же 89% продаж, а вот партнерства и индивидуальные предприятия поменялись местами: доля партнерств была ниже (4,5%), а индивидуальных предприятий – выше (6,5%).

О значении той или  иной организационно-правовой формы собственности говорит объем продаж, а не количественное распределение тех или иных предприятий.

Из сказанного следует, что доминирующей формой частной  собственности в США на протяжении последних двух десятилетий устойчиво  остается корпоративная частная  собственность. Такое положение заметно отличается от ситуации, имевшей место в начале XX в., когда преобладающей формой частной собственности являлось индивидуальное владение предприятием.

Названные формы частной  собственности характеризуются  как принципиальными преимуществами, так и недостатками с точки зрения ведения бизнеса. Не останавливаясь на этом вопросе подробно, заметим, что корпорация, способная аккумулировать средства сторонних акционеров, стала на определенном этапе развития наиболее адекватным ответом на все усиливающееся обобществление производства. Именно то, что корпорация путем выпуска акций имеет возможность привлекать практически неограниченные средства на инвестиции в развитие производства, а также то, что в рамках этой формы частной собственности впервые произошло отделение капитала-собственности от функции управления, стало главным преимуществом, обеспечившим ей доминирующее положение на рынке.

Особый интерес представляет классификация частной собственности  по ее превалирующей принадлежности. Принадлежность капитала фирм и предприятий тем или иным группам собственников дает ключ к пониманию глубинных процессов в эволюции частной собственности.

Можно выделить по крайней  мере три крупные категории фирм – в зависимости от того, кому они принадлежат.

К первой категории следует  отнести компании, принадлежащие  производителям, которые, в свою очередь, можно подразделить на три группы: принадлежащие в основном инвесторам, работникам и производственные (прежде всего сельскохозяйственные кооперативы).

Вторая категория – это компании, которыми в значительной степени владеют потребители. Сюда относятся оптовые фирмы, фирмы поставщиков, компании, принадлежащие потребителям коммунальных услуг – электроэнергии, воды и газа, жилищные кооперативы и другие организации владельцев жилья, а также клубы и иные ассоциации.

Наконец, к третьей  категории могут быть отнесены бесприбыльные  фирмы, а также некоторые банки и страховые компании, где владение является, так сказать, "взаимным".

Таким образом, можно  утверждать, что владельцы компаний – это те или иные участники (контрагенты) их производственной деятельности, иначе говоря, либо внутренние, либо внешние клиенты.

Интерес к опыту приватизации в  США обусловлен рядом причин. Во-первых, именно американские ученые теоретически обосновали расширение сферы приватизации: к ней стали относить не только продажу государственных предприятий, но и применение других рыночных механизмов, например, контрактирование взаимодействия государственных учреждений с частными фирмами-исполнителями заказов, использование государственных ваучеров для коммерциализации бюджетных организаций и др. Во-вторых, поскольку США развивали приватизацию на фоне гораздо меньшего (нежели в западноевропейских странах) огосударствления экономики, их опыт может служить примером того, до каких пределов следует и возможно распространять приватизацию в экономической и социальной сферах. В-третьих, анализ практики США позволяет уяснить различия между приватизацией, обусловленной мотивами повышения эффективности экономики, и приватизации, побуждаемой причинами политического характера.

Активизации политики в  области приватизации предшествовал  длительный период концептуального переосмысления роли государства в экономике и социальной сфере, постепенное изменение общественных настроений. Напомним, что к середине XX в. экономисты, исповедующие принципы свободного рынка, во многом утратили влияние на выработку государственной социально-экономической политики и поддержку общественного мнения. На авансцену вышли теоретики активного государственного вмешательства в экономику, прежде всего, кейнсианцы. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев разделяло в тот период многие положения концепции социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия. Такие направления вмешательства государства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих слоев, особенно пенсионеров, инвалидов, сирот, гарантии прав расовых и этнических меньшинств признавались обществом необходимыми. Вместе с тем многие экономисты и политики уже тогда видели явную неэффективность ряда государственных программ. Таким образом, для консервативных, рыночно ориентированных экономистов и политиков это был вызов не только интеллектуальный, но и политический, связанный с преодолением настроений в пользу патерналистской роли государства.

Появилось немало исследований, пытающихся теоретически переосмыслить  сам феномен приватизации, более четко уяснить сферы ее применения, цели и границы. Английские авторы Х.Фейгенбаум, Дж. Хениг и К. Хэмнет выделяют три основных типа приватизации в зависимости от целей, которые перед ней ставятся: прагматическая, тактическая и систематическая. Эти типы приватизации, используя в основном одинаковые приватизационные механизмы, движимы принципиально различными мотивами. Так, в случае с прагматической приватизацией движущими мотивами являются стремление, например, уменьшить нагрузку на государственный бюджет, приспособиться к меняющимся обстоятельствам (продажа государственных активов, контрактирование с частными фирмами, дерегулирование различных отраслей и введение дополнительных платежей при предоставлении государственных услуг).

Цели тактической приватизации иные: привлечь голоса избирателей, поощрить поддерживающие социально-экономические группировки. В этом случае использование приватизационных механизмов необязательно продиктовано экономической необходимостью – могут распродаваться и вполне прибыльные, конкурентоспособные предприятия, предоставляться контракты "нужным" фирмам и т.п.

Систематическая приватизация – самая идеологически обусловленная. Здесь ставится задача снизить общественные ожидания от государства, уменьшить его роль в экономике, возможно, изменить баланс политических и социально-экономических сил (скажем, снизить роль профсоюзов). В данном случае приватизационные механизмы используются наиболее последовательно.

Администрация Рейгана выдвинула  масштабные предложения по проведению приватизации в стране. Эти предложения включали, в том числе, приватизацию национальных парков и охраняемых природных территорий, принадлежащих федеральному правительству, приватизацию национальной службы погоды, включая используемые ею искусственные спутники земли, железнодорожные транспортные компании "Конрэйл" и "Амтрэк", морские нефтяные месторождения. Специальный доклад президента по проблемам приватизации, заявивший о новой ее концепции, распространил термин "приватизация" на весь комплекс механизмов по усилению конкуренции и позиций частного сектора в экономике.

От обсуждений администрация  Рейгана перешла к практическим делам. В 1987 г. состоялась продажа 85%-ной доли государства в крупной железнодорожной грузовой корпорации "Конрэйл", обеспечивающей грузоперевозки на Северо-Востоке страны. Комиссия по приватизации при президенте США, учрежденная в сентябре 1987 г., определила дальнейшие шаги в области приватизации и укрепления рыночных отношений, включая приватизацию дешевого государственного жилья, дерегулирование воздушного пассажирского транспорта, меры по приватизации почтовой службы, школ и даже тюрем.

Информация о работе Сущность,методы и формы приватизации