Сущность,методы и формы приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Оглавление

Введение ..........................................................................................................................................
........... 3
1 Экономическая сущность приватизации ...................................................................................
........... 4
1.1 Понятие разгосударствления и приватизации ....................................................................
........... 4
1.2 Подходы к рассмотрению приватизации .............................................................................
........... 6
1.3 принципы приватизации .......................................................................................................
........... 7
1.4 Методы приватизации ...........................................................................................................
........... 8
1.5 Модели приватизации ...........................................................................................................
........... 9
1.5.1 Бесплатная приватизация ................................................................................................
........... 9
1.5.2 Платная приватизация .....................................................................................................
......... 10
1.6 Сроки приватизации ..............................................................................................................
......... 10
2 Приватизация: опыт зарубежных стран .....................................................................................
......... 11
2.1 Приватизация в Японии ........................................................................................................
......... 11
2.2 Приватизация в США ............................................................................................................
......... 14
2.3 Приватизация в Европейском Союзе ...................................................................................
......... 18
2.3.1 Приватизация во Франции ..............................................................................................
......... 18
2.3.2 Приватизация в Германии ...............................................................................................
......... 18
2.3.3 Приватизация в Испании .................................................................................................
......... 19
3 Основные цели и направления приватизации в Украине (1991-2006 гг.) ..............................
......... 22
Заключение ......................................................................................................................................
......... 26
Список использованной литературы ............................................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Впрочем, такая структура  экономики, созданная во времена  диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически  не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил "переходный период", когда были заложены основы демократических преобразований.

Приватизацию государственной  собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов  в 1996 году и находящаяся по сей  день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что  разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

Частный сектор пока не в  состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

В Испании и национальная железнодорожная компания "РЕНФЕ" пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

Что касается общественного  транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании "Иберия". Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

Практически все отрасли  топливно-энергетического комплекса  и телефонная связь также приватизированы.

Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная "Бритиш Петролеум".

Что касается других крупных  монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании "Телефоника" была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания "ЭНДЕСА".

С другой стороны, в собственности  государства по-прежнему остаются самые  крупные в стране угольные шахты "УНОСА", в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой "золотой акцией", дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная  Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ (1991 – 2006 гг.)

 

Процесс вывода собственности  из-под контроля государства начался  в Украине, когда страна еще была республикой в составе СССР. Принятие законов "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986 г.) и "О кооперации в СССР" (1988 г.) дали возможность развиваться мелкому частному бизнесу и кооперативам. Кооперативы, организованные при предприятиях, часто использовались в качестве каналов вывода активов из государственного сектора. Закон "О государственном предприятии", принятый в 1988 году, передал трудовым коллективам в аренду имущество предприятий. Руководители последних, выступая в качестве представителей трудового коллектива и используя свои связи в партийно-хозяйственной номенклатуре, получили возможность не только управлять государственной собственностью, но и использовать ее в своих интересах.

Официально приватизация в Украине началась в 1992 году. Один из первых ее шагов – принятый в июне закон "О приватизации государственного жилищного фонда", который дал возможность жильцам получить в частную собственность занимаемые ими квартиры.

В 1994 году Президент Украины  принял указ №56 "О единой системе органов приватизации в Украине", в соответствии с которым была сформирована система украинских органов приватизации, претерпевшая с тех пор незначительные изменения.

Главный ее орган – Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчинен и подотчетен Верховной раде. Председатель фонда назначается президентом и утверждается Верховной радой.

При приватизации предприятий  применялись следующие схемы:

1 Выкуп малых предприятий  (собственником становится товарищество  покупателей, образованное работниками предприятия).

2 Выкуп имущества предприятия  с альтернативным планом приватизации (собственником объекта или его части становится товарищество покупателей, образованное работниками предприятия; товарищество разрабатывает план приватизации, альтернативный плану, предложенному приватизационной комиссией).

3 Выкуп государственного  имущества, сданного в аренду (собственником становится арендатор).

4 Продажа на аукционе.

5 Продажа по некоммерческому  конкурсу (собственником становится  покупатель, предложивший наилучший инвестиционный план).

6 Продажа по коммерческому  конкурсу (собственником становится  покупатель, отвечающий определенным критериям и предложивший наивысшую цену за объект).

7 Продажа по конкурсу  с отсрочкой платежа (собственником  становится покупатель, на конкурсной  основе получивший право на  объект, ему предоставляется рассрочка платежа на три года с предоплатой 30% стоимости).

8 Продажа акций открытых  акционерных обществ.

Малые предприятия (перерабатывающая и местная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и  пищевая промышленность, отдельные виды транспорта, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и пр.) приватизировались по первым четырем схемам в соответствии с законом "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)", принятом в марте 1992 года.

В том же месяце был  принят закон "О приватизации имущества государственных предприятий". Этот закон предусматривал возможность приватизации госимущества на платной основе – за денежные средства и имущественные сертификаты. Также предприятия могли быть взяты в аренду с последующим выкупом.

Имущественные сертификаты  в виде депозитных счетов получили все граждане Украины. Их можно было обменять соответственно номиналу на паи, акции и другие документы, удостоверяющие право собственности. Номинал не имел существенного значения, так как реальная покупательная способность сертификата зависела от способа приватизации конкретного предприятия и определялась стоимостью акций приватизируемых предприятий, на которые можно было сертификат обменять. В частности, его можно было использовать при приватизации своего предприятия (в том случае, если оно приватизировалось).

Сотрудники приватизируемых  предприятий имели право на выбор  способа приватизации и льготы при приобретении имущества предприятия в том случае, если они образовывали "общество покупателей", в которое входило более 50% работающих. Большое распространение получила комбинированная приватизационная схема, когда "общество покупателей" приобретало часть имущества, на которую хватало средств (сертификатов сотрудников, членов их семей и пенсионеров, работавших раньше на предприятии), а остальное имущество бралось в аренду с последующим выкупом (при этом земля под предприятием оставалась в собственности государства).

Такая схема была выгодна  работникам предприятий, но граждане, не задействованные в сфере производства или обслуживания, практически были лишены возможности использовать свои приватизационные сертификаты.

Планировалось завершить  малую приватизацию в 1995 году. Не выкупленные  и не взятые в аренду до этого срока малые предприятия подлежали продаже на конкурсной основе. Фактически она тянулась до 1997 года. В частные руки перешло более 90% предприятий торговли, обслуживания и общественного питания.

В июне 1993 года началась подготовка к приватизации крупных  предприятий. Был принят указ президента "О корпоратизации предприятий", т. е. о преобразовании средних и крупных государственных предприятий, а также закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества. Корпоратизации подлежали предприятия, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1 января 1993 года составляла не менее 20 млн крб.; предприятие, подлежащее корпоратизации, уже не могло сдавать в аренду свое имущество.

В 1995 году в наличный оборот вводятся именные приватизационные имущественные сертификаты (ПИС), с помощью которых граждане, не использовавшие свое право на получение доли госимущества, могли это сделать. Кроме ПИСов существовали компенсационные сертификаты, полученные в качестве компенсации за пропавшие в Сбербанке и Госстрахе денежные вклады. Физические и юридические лица приобретали акции приватизируемых предприятий на сертификационных аукционах.

План приватизации конкретных предприятий разрабатывался Фондом госимущества Украины или его региональными органами и утверждался кабинетом министров.

Если стоимость предприятия  была недостаточна для создания ОАО (менее 20 млн крб.), то оно приватизировалось  путем выкупа его части членами  трудового коллектива с использованием ПИС, а остаток приватизировался на общих основаниях.

С 1999 года продажа акций  приватизируемых предприятий осуществлялась исключительно за денежные средства. Тогда же был принят закон "О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации", в соответствии с которым такой перечень утверждается Верховной радой по представлению кабинета министров. Принимаются законодательные акты, определяющие схему приватизации – в частности, размеры долей, остающихся в собственности государства, выкупаемых на льготных основаниях членами трудового коллектива и приравненными к ним лицами, или выставляемых на открытые торги.

На этом этапе основной задачей провозглашается поиск  стратегического инвестора, который модернизирует предприятие, сделает его конкурентоспособным и предложит убедительную концепцию его дальнейшего развития. Но на практике владельцами привлекательных активов часто становились лица и структуры, близкие к правительственным кругам. Один из авторов концепции приватизации в Украине президент украинского Центра экономического развития Александр Пасхавер в одном из своих интервью сказал: "Сегодня самой большой опасностью, с точки зрения приватизации и экономических реформ вообще, является само государство, бюрократия, которая сумела селекционировать частный капитал таким образом, что выжил, стал сильным и жизнеспособным только капитал, который сращен с государством. Это очень большая опасность, потому что государство в сфере приватизации должно служить капиталу, а не наоборот".

Президент Украины Леонид Кучма перед выборами Верховной рады 2002 года неоднократно заявлял, что в процессе приватизации было допущено много ошибок, и поэтому главной задачей новой Верховной рады должно стать принятие закона о реприватизации. Он поручил кабинету министров разработать и представить на рассмотрение новой Рады законопроект, определяющий порядок возвращения в государственную собственность неэффективно работающих предприятий. В 2003 году законопроект был принят Радой, но Кучма его не подписал – видимо, после окончания избирательной кампании эта тема стала для него неактуальной.

Следует отметить, что  в годы правления Кучмы государственные  пакеты акций ряда крупных предприятий перешли под контроль предпринимателей, имеющих с президентом деловые, личные или родственные связи. Украинская оппозиция неоднократно обвиняла президента в том, что наиболее привлекательные активы приватизируются по заниженной цене, условия конкурсов подогнаны под определенных покупателей, нежелательные претенденты отсекаются заранее. Не случайно одним из главных лозунгов "оранжевой революции" был возврат незаконно приватизированных предприятий, в частности комбината "Криворожсталь", 93% акций которого ФГИУ в июне 2004 года продал за 800 млн долларов консорциуму "Инвестиционно-металлургический союз". Сорок процентов акций этой бизнес-структуры контролировала корпорация "Интерпайп", принадлежащая Виктору Пинчуку, зятю президента. Компании-конкуренты предлагали значительно бóльшие суммы (российская "Северсталь-групп" – 1,2 млрд долларов, а международный консорциум LNM и US Steel – 1,5 млрд), но к конкурсу они не были допущены.

Информация о работе Сущность,методы и формы приватизации