Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:21, реферат
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
Введение ..........................................................................................................................................
........... 3
1 Экономическая сущность приватизации ...................................................................................
........... 4
1.1 Понятие разгосударствления и приватизации ....................................................................
........... 4
1.2 Подходы к рассмотрению приватизации .............................................................................
........... 6
1.3 принципы приватизации .......................................................................................................
........... 7
1.4 Методы приватизации ...........................................................................................................
........... 8
1.5 Модели приватизации ...........................................................................................................
........... 9
1.5.1 Бесплатная приватизация ................................................................................................
........... 9
1.5.2 Платная приватизация .....................................................................................................
......... 10
1.6 Сроки приватизации ..............................................................................................................
......... 10
2 Приватизация: опыт зарубежных стран .....................................................................................
......... 11
2.1 Приватизация в Японии ........................................................................................................
......... 11
2.2 Приватизация в США ............................................................................................................
......... 14
2.3 Приватизация в Европейском Союзе ...................................................................................
......... 18
2.3.1 Приватизация во Франции ..............................................................................................
......... 18
2.3.2 Приватизация в Германии ...............................................................................................
......... 18
2.3.3 Приватизация в Испании .................................................................................................
......... 19
3 Основные цели и направления приватизации в Украине (1991-2006 гг.) ..............................
......... 22
Заключение ......................................................................................................................................
......... 26
Список использованной литературы ............................................................................................
Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.
Легкой промышленностью и
Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил "переходный период", когда были заложены основы демократических преобразований.
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания "РЕНФЕ" пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании "Иберия". Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли
топливно-энергетического
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная "Бритиш Петролеум".
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании "Телефоника" была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания "ЭНДЕСА".
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты "УНОСА", в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой "золотой акцией", дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.
3 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ (1991 – 2006 гг.)
Процесс вывода собственности из-под контроля государства начался в Украине, когда страна еще была республикой в составе СССР. Принятие законов "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986 г.) и "О кооперации в СССР" (1988 г.) дали возможность развиваться мелкому частному бизнесу и кооперативам. Кооперативы, организованные при предприятиях, часто использовались в качестве каналов вывода активов из государственного сектора. Закон "О государственном предприятии", принятый в 1988 году, передал трудовым коллективам в аренду имущество предприятий. Руководители последних, выступая в качестве представителей трудового коллектива и используя свои связи в партийно-хозяйственной номенклатуре, получили возможность не только управлять государственной собственностью, но и использовать ее в своих интересах.
Официально приватизация в Украине началась в 1992 году. Один из первых ее шагов – принятый в июне закон "О приватизации государственного жилищного фонда", который дал возможность жильцам получить в частную собственность занимаемые ими квартиры.
В 1994 году Президент Украины принял указ №56 "О единой системе органов приватизации в Украине", в соответствии с которым была сформирована система украинских органов приватизации, претерпевшая с тех пор незначительные изменения.
Главный ее орган – Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчинен и подотчетен Верховной раде. Председатель фонда назначается президентом и утверждается Верховной радой.
При приватизации предприятий применялись следующие схемы:
1 Выкуп малых предприятий
(собственником становится
2 Выкуп имущества предприятия
с альтернативным планом
3 Выкуп государственного имущества, сданного в аренду (собственником становится арендатор).
4 Продажа на аукционе.
5 Продажа по некоммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, предложивший наилучший инвестиционный план).
6 Продажа по коммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, отвечающий определенным критериям и предложивший наивысшую цену за объект).
7 Продажа по конкурсу
с отсрочкой платежа (
8 Продажа акций открытых акционерных обществ.
Малые предприятия (перерабатывающая и местная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, отдельные виды транспорта, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и пр.) приватизировались по первым четырем схемам в соответствии с законом "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)", принятом в марте 1992 года.
В том же месяце был принят закон "О приватизации имущества государственных предприятий". Этот закон предусматривал возможность приватизации госимущества на платной основе – за денежные средства и имущественные сертификаты. Также предприятия могли быть взяты в аренду с последующим выкупом.
Имущественные сертификаты в виде депозитных счетов получили все граждане Украины. Их можно было обменять соответственно номиналу на паи, акции и другие документы, удостоверяющие право собственности. Номинал не имел существенного значения, так как реальная покупательная способность сертификата зависела от способа приватизации конкретного предприятия и определялась стоимостью акций приватизируемых предприятий, на которые можно было сертификат обменять. В частности, его можно было использовать при приватизации своего предприятия (в том случае, если оно приватизировалось).
Сотрудники приватизируемых предприятий имели право на выбор способа приватизации и льготы при приобретении имущества предприятия в том случае, если они образовывали "общество покупателей", в которое входило более 50% работающих. Большое распространение получила комбинированная приватизационная схема, когда "общество покупателей" приобретало часть имущества, на которую хватало средств (сертификатов сотрудников, членов их семей и пенсионеров, работавших раньше на предприятии), а остальное имущество бралось в аренду с последующим выкупом (при этом земля под предприятием оставалась в собственности государства).
Такая схема была выгодна работникам предприятий, но граждане, не задействованные в сфере производства или обслуживания, практически были лишены возможности использовать свои приватизационные сертификаты.
Планировалось завершить малую приватизацию в 1995 году. Не выкупленные и не взятые в аренду до этого срока малые предприятия подлежали продаже на конкурсной основе. Фактически она тянулась до 1997 года. В частные руки перешло более 90% предприятий торговли, обслуживания и общественного питания.
В июне 1993 года началась подготовка к приватизации крупных предприятий. Был принят указ президента "О корпоратизации предприятий", т. е. о преобразовании средних и крупных государственных предприятий, а также закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества. Корпоратизации подлежали предприятия, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1 января 1993 года составляла не менее 20 млн крб.; предприятие, подлежащее корпоратизации, уже не могло сдавать в аренду свое имущество.
В 1995 году в наличный оборот вводятся именные приватизационные имущественные сертификаты (ПИС), с помощью которых граждане, не использовавшие свое право на получение доли госимущества, могли это сделать. Кроме ПИСов существовали компенсационные сертификаты, полученные в качестве компенсации за пропавшие в Сбербанке и Госстрахе денежные вклады. Физические и юридические лица приобретали акции приватизируемых предприятий на сертификационных аукционах.
План приватизации конкретных предприятий разрабатывался Фондом госимущества Украины или его региональными органами и утверждался кабинетом министров.
Если стоимость предприятия была недостаточна для создания ОАО (менее 20 млн крб.), то оно приватизировалось путем выкупа его части членами трудового коллектива с использованием ПИС, а остаток приватизировался на общих основаниях.
С 1999 года продажа акций
приватизируемых предприятий
На этом этапе основной задачей провозглашается поиск стратегического инвестора, который модернизирует предприятие, сделает его конкурентоспособным и предложит убедительную концепцию его дальнейшего развития. Но на практике владельцами привлекательных активов часто становились лица и структуры, близкие к правительственным кругам. Один из авторов концепции приватизации в Украине президент украинского Центра экономического развития Александр Пасхавер в одном из своих интервью сказал: "Сегодня самой большой опасностью, с точки зрения приватизации и экономических реформ вообще, является само государство, бюрократия, которая сумела селекционировать частный капитал таким образом, что выжил, стал сильным и жизнеспособным только капитал, который сращен с государством. Это очень большая опасность, потому что государство в сфере приватизации должно служить капиталу, а не наоборот".
Президент Украины Леонид Кучма перед выборами Верховной рады 2002 года неоднократно заявлял, что в процессе приватизации было допущено много ошибок, и поэтому главной задачей новой Верховной рады должно стать принятие закона о реприватизации. Он поручил кабинету министров разработать и представить на рассмотрение новой Рады законопроект, определяющий порядок возвращения в государственную собственность неэффективно работающих предприятий. В 2003 году законопроект был принят Радой, но Кучма его не подписал – видимо, после окончания избирательной кампании эта тема стала для него неактуальной.
Следует отметить, что
в годы правления Кучмы