Сущность, цели, основные направления социальной политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсач макро.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

В экономике Республики Беларусь в 2012 г. было занято 4 570,8 тыс. человек, что на 2% меньше, чем в 2011 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 г. составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец октября 2011 г., и на 1,1% больше, чем на конец сентября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г., как и на конец октября 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения.

Главными приоритетами в социальной политике являются рост уровня рождаемости при одновременном  увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.

Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе  является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

Для реализации главной  цели основными направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;
  • создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

На этапе 2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики[23].

Стратегия государства  по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.

Приоритетными направлениями  политики в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах[23].

Борьба  с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной  заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия.

Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании.

На этапе 2011–2020 гг. на основе роста денежных доходов, в  том числе заработной платы, при  благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного  пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

Основными задачами в  области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к  настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

В ближайший период предусматривается  завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

В прогнозируемом периоде  дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

В ходе проведения работы была достигнута основная ее цель, т. е.  изучены теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.

Для достижения выше изложенной цели пришлось разрешить ряд обусловленных ею задач.

Таким образом, выяснилось, что социальная политика, в узком  смысле, подразумевает прежде всего  действия правительства, направленные на распределение и перераспределение  доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).

Изучая особенности  современной социальной политики в  Республике Беларусь и опыт иностранных  государств в данной области можно  сделать вывод, что сегодня перед  нашим государством стоит выбор, по какому пути развития пойти в социальной политике. И чтобы правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.

Из проведенного анализа  следует, что социальная политика и  социальная работа тесно взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, есть место и обратной связи, т. е. социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Таким образом, социальная политика — это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алешкевич, И.Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2008. – №7. – С. 42-46.
  2. Ананич, О.В Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. –  2007. –  № 7. –  С. 12-13.
  3. Ананич, О.Н. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. –  2008. –  № 5. –  С. 34-37.
  4. Ананич, О.Н Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. –  2008. –  № 5. –  С. 27-29.
  5. Беспалов, Г.С.  Государственное пенсионное страхование в условиях реформирования системы пенсионного законодательства в Республике Беларусь. Выступление на международной конференции: Мн., 1998
  6. Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь //  Н. К. Громыко // Отдел кадров.  – 2007.  – № 8. - С. 84-97.
  7. Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ –  2010. – №20.- С. 18.
  8. Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина– Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. – С.130
  9. Макроэкономика: учеб. пособие для студ. заоч. и дистанц. форм обуч. учреждений, обеспечивающих получение высш. образ, по экон. спец. / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, В.М. Коновалов [и др.] ; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн. : ИВЦ Минфина, 2009- 180с.
  10. Малинин, А.С. Социальная ориентация национальных хозяйств и глобализация экономики: закономерности взаимодействия // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. - 2010. - № 4. – С —17
  11. Морова, А.П. Переход к новой модели социальной политики в Республике Беларусь: итоги и перспективы / А.П. Морова// Проблемы управления. -2010. - № 4. - С. 35
  12. Мурашкевич Н.В.  Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и перспективы //  М.: Бюро МОТ, 2003.– С.201
  13. Национальная стратегия устойчивого развития социально-экономического  развития Республики  Беларусь на период до 2020 г.//Информац. правовая система Бизнес-Инфо №147 17.05.2009.-10с.
  14. Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. –  2008. –  №3.– С. 21-42.
  15. Николаевский, В.В. Эволюция роли государства в управлении системой социальной защиты / Владимир Владимирович Николаевский// BecHiK БДЭУ.- 2010,- №2,- С.35
  16. О национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы : указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2007г. № 135//Консультант Плюс : Беларусь [Электронный ресурс]
  17. Основные направления социально – экономического развития РБ на период  до2015г.// /Белорусский экономический журнал N2,-25 с.
  18. Национальная стратегия устойчивого развития  социально-экономического  развития Республики  Беларусь на период до 2020 г.//Информац.правовая система Бизнес-Инфо №147 17.05.2004.
  19. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.
  20. О концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер го<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st

Информация о работе Сущность, цели, основные направления социальной политики в рыночной экономике