Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.
Государство, проводя социальную политику, отслеживает и состояние здоровья населения, а так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.
Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.
Кроме того, для
улучшения медико-демографическ
Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и т.д.).
Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее, применение ее ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.
По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную, корпоративную и общественную модель. Они отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.
Так, либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют не средства государственного бюджета, а частные сбережения и частное страхование.
При реализации данной модели социальной политики государство берет на себя ответственность лишь за обеспечение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее обездоленных слоев населения, гарантию гражданских прав и свобод. Но оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки.
Поэтому при либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии и др.
Вторая модель социального государства – корпоративная. Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение[1,с.42].
Предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.
Классическим представителем корпоративной модели социальной политики государства является Япония, Германия.
Следующая модель социальной политики государства – общественная, в ее основе лежит принцип солидарности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов.
Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.
Финансовым механизмом перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. В условиях рыночной экономики наличие развитой государственной системы социального обеспечения и социального обслуживания не исключает возможность существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики, однако наиболее значительную роль в ее обеспечении все же играет государство. Примером такой модели являются страны так называемого рыночного социализма (Швеция, Швейцария, Дания).
По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют:
стимулирующую модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает правовые, кредитно-финансовые и налоговые "правила игры". Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу.
административную модель, предполагающую активное государственное вмешательство в рынок. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой модели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.
Выбор той или иной модели осуществления социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.
На основании изложенного
материала можно сделать
1. Социальная политика
– совокупность мероприятий
2. Социальная политика
проводится по следующим
3. Различают номинальные доходы, которые характеризуют уровень денежных доходов независимо от изменения цен, и реальные доходы – номинальные доходы с учетом изменения цен и тарифов.
4. Качество жизни –
совокупность условий,
5. На основании данных
об ожидаемой
6. Минимальный уровень
потребления определяется
7. Социальным минимумом
средств, необходимым для
8. Доходы в обществе
распределяются неравномерно. Дифференциация
доходов определяется как
9. В Беларуси уделяется достойное внимание всем направлениям социальной политики, что отражено в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). К важнейшим направлениям и путям перехода страны к устойчивому развитию отнесены: повышение уровня и качества жизни населения, улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения, развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа, развитие жилищной сферы и др.
2. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для Республики Беларусь этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе[1,с.46].
В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы [2,с.13].
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Существуют различные
классификации моделей
Информация о работе Сущность, цели, основные направления социальной политики в рыночной экономике