Структурные особенности финансовой системы Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:42, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является всесторонний анализ французской финансовой системы, её структуры и особенностей функционирования.
Задачи исследования - исходя из сформулированной цели исследования, в данной курсовой работе были поставлены следующие основные задачи:
• проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на развитие финансовой системы во Франции и послужившие причиной её модернизации;
• изучить основные составляющие финансовой системы;
• исследовать бюджетную систему Франции, как основное звено финансовой системы, налоговую систему;
• изучить фондовый рынок и рынок ценных бумаг;
• определить основные тенденции и перспективы развития французской финансовой системы в условиях нестабильности экономической системы и влияния кризиса на неё.

Оглавление

Введение
1. Сущность и структура финансовой системы
1.1 Основные составляющие финансовой системы
1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы
2. Структурные особенности финансовой системы Франции
2.1 Государственный бюджет Франции
2.2 Налоговая система Франции
2.3 Кредитно-денежная система Франции
2.4 Рынок ценных бумаг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

На четвертой  стадии бюджетного процесса составляется отчёт об исполнении бюджета. Четвёртая  стадия начинается после окончания  финансового года. Бюджетный процесс  сопровождается постоянным финансовым контролем. Функции предварительного, текущего и последующего контроля бюджетного процесса выполняет счётная палата. Расходы Центрального бюджета Франции  могут быть безвозвратными (операции окончательного характера - около 90%) и  возвратными (операции временного характера - около 10%). Операции окончательного характера  связаны с финансированием государственных  расходов по содержанию армии, полиции  и иных государственных органов. Операции временного характера - это  кредиты. Каждый бюджет во Франции формально  обособлен. Но на самом деле здесь  существует строгая централизация, благодаря тому, что нижестоящие  бюджеты утверждаются исполнительной властью вышестоящего уровня. Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к  центральным налогам. Средства местных  органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность  центральному правительству контролировать финансовую деятельность на местах. Выпуск местных займов также требует  одобрения государства. На долю государственного бюджета Франции приходится половина всех финансовых ресурсов государства. Как целое, государственный бюджет Франции не утверждается законодательной  властью. Он представляет собой вспомогательный документ, который объединяет общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты. Доходы бюджета Франции включают:

1. прямые  налоги (около 35%);

2. косвенные  налоги (около 60%);

3. неналоговые  поступления (около 5%).

Однако,  на современном этапе развития имеет место бюджетный дефицит, который почти вдвое превышает "докризисные" нормы, установленные Евросоюзом. Об этом свидетельствуют пересмотренные бюджетные прогнозы французского правительства, которые не были опубликованы официально, но стали известны прессе.

2.2 Налоговая  система Франции

Налоговая система Франции представляет собой  очень своеобразную совокупность налогов  и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как  социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного  налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений.

Налоги  и сборы формируют около 90% бюджета  государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают  косвенные налоги.50% от косвенных  налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный  бюджет. Основные Федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Он взимается  методом частичных платежей. Во Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется  самими предприятиями; при упрощенном учете - налоговой службой. Важная особенность  французского НДС - это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей  гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что  говорит о его эффективности.

Подоходный  налог составляет 20% налоговых доходов  бюджета. Потенциальными плательщиками  являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается  по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия  и возраст каждого плательщика.

Налог на акционерные общества. Доля налога на прибыль АО в обществе сумме  налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением  ставки. Данный налог применяется  только к АО. Доход юридических  лиц, не являющихся АО, облагается по правилам налогообложения физических лиц. АО облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Налоговый авуар. Представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов. Стимулирование роста вложений в науку. Предусматриваются налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения. Недостаток: риск потери доходов при уменьшении инвестиций в НИОКР по объективным причинам. Среди стран-членов ЕС Франция занимает второе место после Великобритании по числу международных налоговых соглашений. Этот факт говорит о значительной интеграции страны в международные налоговые отношения и об осознании ею необходимости максимально возможной унификации налоговых систем стран мира. Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира и это является положительной тенденцией. Президент считает необходимым ввести в стране налог на выброс углекислого газа предприятиями, а в ближайшее время будет объявлено об общенациональном займе. Средства от него пойдут на борьбу с кризисом.

2.3 Кредитно-денежная  система Франции

В современной  кредитно-финансовой системе Франции  можно выделить пять категорий институтов:

1) коммерческие  банки - осуществляют все банковские  операции: депозитные вклады, краткосрочное,  среднесрочное и долгосрочное  кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный  во Франции оборот чеков, эмиссию  ценных бумаг, срочные сделки  и другие. Через свои дочерние  структуры осуществляют ипотечное  кредитование физических лиц,  лизинговое, венчурное финансирование;

2) общества  финансирования - им не разрешено  принимать вклады частных лиц,  т.е. все кредитные операции  они должны осуществлять либо  за счет своих средств, либо  средств, полученных на денежных  рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов. Кроме того, они занимаются управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий;

3) кооперативные  банки - ведут свою деятельность, в основном, с представителями  сельского хозяйства и торговли;

4) сберегательные  кассы - функционируют как "неприбыльные" организации;

5) специализированные  банковские учреждения. Деятельность  этих учреждений регулируется  специальным законодательством,  и они находятся под жестким  контролем государства. 

Для банковской системы Франции в целом в  последние годы характерен тренд  к диверсификации, особенно на новых  финансовых рынках. Широкое распространение  получил процесс образования  холдинговых структур. Большую роль во Франции играют промышленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур. Современные  институты денежной системы Франции  характеризуется такими чертами:

1) разнообразная  и жесткая система регулирования  за банковской деятельностью;

2) высокая  доля государственных и полугосударственных  кредитных учреждений (около 80% активов  всех кредитных институтов Франции);

3) высокий  уровень развития.

Основными звеньями кредитной системы Франции  являются:

1) центральный  банк - Банк Франции;

2) коммерческие  банки;

3) специализированные  кредитно-финансовые учреждения.

Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений Франции играют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Они находятся  во главе кредитной системы, причем их обязанности после 1984г. распределены примерно поровну: Министерство финансов осуществляет скорее общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.

Новое и специфическое явление в  банковской системе Франции (в других странах этого не существует) - введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать  в Банке Франции против предоставленных  ими кредитов. Первоначально эта  норма была установлена очень  незначительной - 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г.

Банк  Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий  счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кредиты  правительству.

В кредитной  системе Франции различаются  коммерческие депозитные банки, которые  специализируются в области краткосрочных  кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие  промышленность путем эмиссионно-учредительных  операций.

Во Франции  очень развито банковское дело. При  этом постоянно идет поиск наиболее эффективных видов кредитов.

Во Франции  из 400 банков, входящих во Французскую  ассоциацию банков, - 168 иностранных  банков. Преобладают филиалы крупных  банков, имеющих огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализации банков в США, а в Великобритании, Бельгии - еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешнеэкономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов.

Рассмотрим  государственные органы регулирования  банковской деятельности.

Консультационные:

1) Национальный  комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является министр  финансов, а вице-президентом - управляющий  Банком Франции. В комитет,  состоящий из 46 членов, входят 8 представителей  различных министерств, а большинство  других членов, представляющих различные  отрасли хозяйства, утверждаются  министром финансов. Комитет рассматривает  общие вопросы, связанные с  кредитной системой, состоянием  денежного обращения. Публикуются  его ежегодные доклады. Национальный  комитет по кредиту наделен  правом контроля над кредитом  и банками (определение условий  кредита, минимальных обязательных  банковских резервов и т.д.).

2) Консультационный  комитет пользователей - занимается  вопросами, связанными с защитой  прав клиентов, взаимоотношениями  между кредитными учреждениями  и их клиентами и т.д. 

Регламентирующие:

1) Комитет  по регламентации банковской  деятельности (с 1984г.) - определяет  права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функционирования кредитных учреждений, дает им предписания о финансовых условиях их деятельности, определяет порядок открытия отделений и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.

2) Комитет  кредитных учреждений занимается  более частными задачами, проводит  аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся  их деятельности, проверяет, соответствует  ли данное кредитное учреждение  уставным требованиям с точки  зрения правового статуса, технических  и финансовых средств, качества  акционеров, личных и профессиональных  качеств двух руководящих лиц.

Контролирующие:

Банковская  комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью  кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным  образом представителями правительственных  органов.

Под административным надзором понимается контроль за соблюдением  банковского законодательства путем  проверки бухгалтерских счетов и  отчетов, направленных кредитным учреждением  в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий  на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции  раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации).

Anne-Marie Gulde-Wolf, глава делегации во Франции,  считает, что финансовые условия  улучшились и рост кредитования в последнее время стал положительным. Но рост кредитования остается вялым и некоторая неопределенность в отношении доступности кредитов по-прежнему сохраняется. Существует неопределенность в отношении амортизации евро, но амортизация обеспечивает некоторое облегчение экспортерам.

Сейчас, в рекомендационной политике по укреплению восстановления, Франция сосредоточена  на трех конкретных областях. Для обеспечения  устойчивости бюджета без ущерба для восстановления, усилия по консолидации бюджета должны быть направлены на меры, которые наименее пагубно воздействуют на экономическую активность. Прежде всего реформы в пенсионной фонд и систему здравоохранения. Этот план позволит обеспечить управляемость финансовым долгом Франции. Усилия на всех уровнях государственного управления будут необходимы и иметь важное значение для достижения успешной консолидации.

Информация о работе Структурные особенности финансовой системы Франции