Особенности финансовой системы США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Краткое описание

Современная система государственных финансов США состоит из:
Финансовой системы федерации;
Финансовых систем 50 штатов;
Финансовых систем 3044 графств, состоящих из 95 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 18 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. школьных, а также специальных округов: хозяйственно-предпринимательские, культурно-просветительские тауншипы, сельские.

Файлы: 1 файл

Особенности фин. сист. США.docx

— 26.02 Кб (Скачать)
 

     Современная система государственных финансов США состоит из:

  1. Финансовой системы федерации;
  2. Финансовых систем 50 штатов;
  3. Финансовых систем 3044 графств, состоящих из 95 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 18 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. школьных, а также специальных округов: хозяйственно-предпринимательские, культурно-просветительские тауншипы, сельские.

     Для США характерно наличие муниципальных  органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов (school districts) и районов специального обслуживания (special service districts) специальных фондов.

     Такая система организации государственных  финансов обусловлена федеративным устройством США, что, в свою очередь, и предопределило особенности построения финансовой системы этой страны по принципу бюджетного федерализма.

     Такая система характеризуется отсутствием  единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую  политику, управляет долгом. Бюджеты  штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

     Бюджетный год федерального правительства  начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства  штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше  половины штатов практикуют составление  бюджета на два года. В большей  части местных административных единиц бюджетный год совпадает  с календарным.

     Центральное место в системе государственных  финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. Об этом свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

     За  федеральными органами закреплены расходы  общенационального значения (на военные  цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и  секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным  государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных  органов приходится значительная часть  государственных расходов, связанных  с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного  аппарата.

     В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: начальное и среднее  образование, местная полиция и  пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве  лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

     Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в  доходах федерального бюджета преобладают  прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных  органов власти – поимущественные  налоги (об их процентном соотношении  см. далее).

     В США бюджеты регулируются через  систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

     В базе собственных доходов властей  штатов и местных властей наблюдается  неуклонно растущая зависимость  от федеральных дотаций. Федеральная  помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный программно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная помощь” (»29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

     Федеральный бюджет в США – это весьма сложный  финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода налоги и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.

     Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные  изменения, которые в основном зависят  от разрабатываемой бюджетно-финансовой политики государства. На структуру федерального бюджета США большое влияние оказывают политические события. Поэтому финансовую стратегию государства разрабатывает администрация Президента.

     Так, например, федеральный бюджет был  полем битвы в многомесячном  противоречии Б. Клинтона и республиканского конгресса перед президентскими выборами 1996 г. в США.

     Перед администрацией Клинтона стояла не только проблема переизбрания в 1996 г., но и  необходимость укрепления политической базы демократов. А это означало такую конфигурацию бюджетных приоритетов, при которой должно постепенно происходить  замещение военных расходов на социальные.

     Так, в 1992 г. прямые военные расходы составили 21,6% всех федеральных расходов (298,4 млрд. долл.), а на долю основного блока  социальных программ – 55,9% бюджетных  расходов (772,5 млрд.).

     Структура основных источников поступлений в  федеральный бюджет, особенно после  рейгановских налоговых революций, характеризовалась следующей динамикой и показателями. Основными источниками поступлений были подоходные налоги – 43,6% в 1992 фин. г. (при понижающейся тенденции – в соответствии с бюджетной стратегией республиканцев – в 1982 фин. г. доля того вида поступлений, к примеру, составляла 48,2% всех федеральных доходов). На втором месте – налоги на социальное обеспечение - 37,9% всех федеральных налогов на фоне повышения тенденции-опять-таки в соответствии с политикой консервативных сил Америки (в 1981 фин.г. на них падало не более 30,5% доходов федерального бюджета).Единая доля налогов на прибыли корпораций и акцизных налогов, понимая как сумма прямых и косвенных налогов на бизнес, в 1992 фин.г. не превышала 13,4% всех федеральных налогов - при их уменьшающейся роли как источника доходов федерального правительства на протяжении предыдущих 10 лет (в 1981 фин.г. она равнялась 17% доходной части федерального бюджета).Общий объем поступлений в федеральный бюджет в 1992 фин.г. составил порядка 1,1 трлн. дол., в 1997 фин.г.-1,355 трлн. дол.

     В феврале 1994 г. администрация Б.Клинтона представила конгрессу бюджетную  стратегию и свою систему бюджетных  приоритетов, просчитанных вплоть до 1999 фин.года. Долю федеральных расходов в ВВП предполагалось сократить до 21,5%, а совокупное налоговое бремя увеличить до 19,2% или на 1% ВВП.

     В 1993 г. администрация с огромным трудом добилась у конгресса некоторого повышения подоходных и акцизных налогов. В целом она предполагала несколько увеличить доли подоходных налогов в совокупных доходах  федерального бюджета (до 44%) и налогов  на прибыли корпораций и косвенных  налогов на бизнес (до 15%) и понизить долю налогов на социальное обеспечение (до 36,5%).

     Но  основные изменения должны были коснуться  расходной части бюджета. Военные  расходы предполагалось сократить  до 250 млрд.дол., понизив их долю в федеральном бюджете до 14% к концу 90 годов. Главным приоритетом администрации объявлялась социальная сфера - расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование. К концу 90 годов социальные расходы федерального правительства должны были бы увеличиться примерно в 1,5 раза и составить 1,24 трлн.долл., или примерно две трети всех федеральных расходов.

     Каковы  же реальные достижения клинтоновской  администрации в бюджетной сфере?

     Можно констатировать, что статья «Расходы на национальную оборону» при Клинтоне превратилась в одну из наиболее динамично  сокращающихся позиций в федеральном  бюджете - в 1997 фин.г. они были уменьшены  почти на 10 млрд. долл., до 272,1 млрд. долл., или 17,8% всех федеральных расходов. В то же время статья «Выплаты процентов  по государственному долгу» стала, наоборот, наиболее динамично растущей - на нее в 1997 фин.г. ассигновано 232,2 млрд. долл., или 15,2% всех федеральных расходов (рост более, чем на 30 млрд. долл.)

     На  социальные нужды, по бюджету 1997 фин.г., было выделено более 60% федеральных  ассигнований (примерно 936 млрд. долл.)

     Самыми  быстро растущими статьями в социальном бюджете при Клинтоне стали расходы  на здравоохранение и социальное обеспечение. Что касается экономических  программ, то администрация практически  заморозила расходы на сельское хозяйство, транспорт, энергетику, охрану окружающей среды, науку и технику.

     Доходы  в 1997 фин.г. росли опережающими темпами  по отношению к расходам - 7,1 по сравнению  с 5,3%, что составило разницу в 10 млрд. долл. в абсолютном выражении.

     Восьмой по счету и последний бюджет Б.Клинтона на 2001 г. ознаменовал начало сокращения госдолга США, который достиг 5,7 трлн. Долл. На эти цели пошли, в частности  две трети профицита.

     Бюджет  на 2002 г. Дж.Буш назвал «разумным и ответственным». первостепенное значение в нем придавалось укреплению системы образования в США. Бюджет, в частности, предусматривал троекратное увеличение средств на обучении е американских школьников чтению, для этого на пять лет выделялось 5 млрд. долл.

     Президент предложил увеличить военный  бюджет страны на 4,8%. Бюджет США на 2004 г. составил 2 трлн.230 млрд. долл. и включил  планы по стимулированию американской экономики. В то же время приоритетными  статьями Дж.Буш назвал оборону (самые большие расходы с 1982 г. – 400 млрд. долл.), внутреннюю безопасность и борьбу с терроризмом (превышают 40 млрд. долл.).

     Таким образом, сделаем следующие выводы: структура расходов и доходов  непосредственно зависит от того, что находится у “руля власти”  – республиканцы или демократы, т.к. они имеют различные бюджетные  приоритеты, которые и определяют статьи расходов и доходов федерального бюджета в США;

     Бюджеты штатов и местных органов в  США

     В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области  финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры  расходов и доходов. Федеральные  власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

     В большинстве штатов составление  бюджета находится в ведении  главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают  бюджетные и финансовые бюро, а  смету доходов – налоговые  и другие органы. Проект бюджета  направляется в местные законодательные  органы.

     Наиболее  крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

     Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также  располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению  и исполнению своих бюджетов, которые  не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции  по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

Информация о работе Особенности финансовой системы США