Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:46, доклад
Финансовая система – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической фармации осуществляется образование и использование фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.
Финансовая система – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической фармации осуществляется образование и использование фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.
Бюджетный процесс
во Франции имеет 4 стадии и продолжается
более 3-х лет.
Франция относится
к экономически развитым странам с унитарной
формой государственного устройства.
Во Франции, как в большинстве унитарных
государств, сложилась двухуровневая
система государственного устройства:
центральные органы государства и местные
органы. Финансовая система Франции отличается
высокой степенью централизации. Центральный
бюджет включает в себя общий бюджет
государства, присоединенные к нему бюджеты
различных государственных организаций,
специальные счета казначейства. В Центральном
бюджете аккумулируется примерно 80% всех
доходов финансовой системы Франции. Бюджетный
процесс во Франции включает в себя 4 стадии,
и его длительность составляет более 3-х
лет. На первой стадии осуществляется
составление проекта бюджета. Длительность
первой стадии - 9 месяцев. Каждое министерство
и ведомство составляет свою собственную
смету. После одобрения правительством,
проект бюджета направляется в парламент.
На второй стадии
происходит рассмотрение и утверждение
бюджета. Вторая стадия длится около 3-х
месяцев. Проект бюджета рассматривается
в финансовой комиссии каждой палаты.
Сначала обсуждается в нижней палате (национальное
собрание), после передается в верхнюю
палату (сенат). Если проект бюджета после
двух совместных обсуждений обоими Палатами
не получил одобрение, то Президент может
своим указом объявить бюджет законом.
На третьей стадии происходит исполнение
бюджета. Исполнение бюджета называется
финансовым годом. Финансовый год во Франции
совпадает с календарным годом. Доходы
бюджета формируются через сеть финансовых
агентов, а расходам бюджета предшествует
процедура распределения бюджетных средств. На
четвертой стадии бюджетного процесса
составляется отчёт об исполнении бюджета.
Четвёртая стадия начинается после
окончания финансового года. Бюджетный
процесс сопровождается постоянным финансовым
контролем. Функции предварительного,
текущего и последующего контроля бюджетного
процесса выполняет счётная палата. Расходы
Центрального бюджета Франции могут быть
безвозвратными (операции окончательного
характера - около 90%) и возвратными (операции
временного характера - около 10%). Операции
окончательного характера связаны с финансированием
государственных расходов по содержанию
армии, полиции и иных государственных
органов. Операции временного характера
- это кредиты. Каждый
бюджет во Франции формально обособлен.
Но на самом деле здесь существует строгая
централизация, благодаря тому, что нижестоящие
бюджеты утверждаются исполнительной
властью вышестоящего уровня. Финансовое
подчинение местных органов обеспечивается
системой государственных субсидий и
займов, а также надбавками к центральным
налогам. Средства местных органов власти
хранятся на счетах органов казначейства.
Это дает возможность центральному правительству
контролировать финансовую деятельность
на местах.
В ходе бюджетного процесса осуществляется
финансовый контроль. Специальным органом
государственного контроля является счетная
палата. На которую возложены функции
предварительного, текущего и последующего
контроля.
Центральный бюджет делится на 2 раздела:
90% - операции окончательного характера
(безвозвратное финансирование), которые
подразделяются на текущие, гражданские,
капитальные и военные расходы. 10% - операции
временного характера (кредиты).
ФИНАНСЫ
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ
Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.
Основные разновидности местных бюджетов Франции:
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства.
Недостаток финансовых
ресурсов вызывает необходимость привлечения
дополнительных средств. Государство
предоставляет местным властям субсидии,
составляющие около 20% всех доходов местных
бюджетов. Существуют два вида субсидий:
на текущие расходы, главным образом на
социальную помощь ( около 60% всех субсидий)
и на капстроительство. Кроме субсидий
местные органы используют заемные средства,
получаемые на денежном рынке.
Специальные фонды
представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
К
ним относятся многочисленные специальные
счета казначейства , присоединенные
бюджеты , разнообразные фонды финансово-
Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
1
– образуют фонды доходов и
расходов которые включаются
в бюджет ( фонд экономического
и социального развития
2 – составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Источники средств социальных специальных фондов складываются из:
Это Пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций , а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
Счета
казначейства открываются
государственным организациям , не пользующимся
правами юридических лиц и финансовой
автономией. И утверждаются парламентом.
Средства спецсчетов проходят по двум
разделам бюджета в его доходной и расходной
части. (самый крупный Фонд социального
и экономического развития, который выдает
кредиты от3-5 лет национализированным
и частным предприятиям , осуществляющим
инвестиции в соответствии с общегосударственной
программой развития.) Значительная часть
счетов казначейства используется на
военные цели.
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора
Государственные предприятия сосредоточены в энергетике ( угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии ( почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы . контроль со стороны парламента за ними незначительный . в соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты , отвечать по своим обязательствам , распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.
Ресурсы
государственного сектора формируются
из различных источников : собственных
средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий
из госбюджета-18% , долгосрочных кредитов,
внутренних и внешних займов, полученных
на денежном рынке (57%).
Государственные предприятия делятся
на прибыльные и убыточные. Прибыльные
предприятия вносят в бюджет налог на
прибыль корпораций и отчисления от прибыли.
Основная причина убыточности предприятий
– политика заниженных цен и тарифов на
товары и услуги предоставляемые монополиям.
Дефицит государственных предприятий
покрывается безвозвратными субсидиями
и дотациями, а также кредитами из бюджета
и специальных фондов.
Если сравнивать финансовую систему Франции и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед обеими странами : дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между бюджетными звеньями. Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-х уровневая бюджетная система, а в России 3-х уровневая.