Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других вывших республик экономику с многоотраслевой структурой, преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и  нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая 
промышленности животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.

    Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса.

    Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

    Целью курсовой работы является раскрытие  теоретических основ структурной  перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

     Для достижения данной цели необходимо изучить соответствующую правовую базу, глубоко ознакомится с литературой на эту тему и решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность таких понятий как «национальная экономика» и «структурная перестройка национальной экономики»;
    • проанализировать состояние национальной экономики Республики Беларусь;
    • Отследить проведенные структурные преобразования национальной экономики Республики Беларусь;
    • Выявить проблемы и перспективы проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  И ЕЁ СТРУКТУРЫ 
 

    1. Понятие  национальной экономики  и её цели
 

    Понятие "национальная экономика" является одним из важнейших в экономической  теории, поскольку именно национальная экономика выступает объектом изучения на макроуровне. Что же собой она  представляет и какие цели она преследует?

    Национальную  экономику можно определить как  исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. систему, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. В соответствии с этим экономика страны включает в себя производственную (материальное и нематериальное производство) и непроизводственную сферы. [15, с. 16 ]

    Материальное  производство, как известно, предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую технологическую и функциональную структуру и включает промышленность, состоящую из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей, сельское и лесное хозяйства, строительство, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь).

    В экономической теории все предприятия  материальной сферы группируют в два подразделения: [2, c.49]

    - производство средств производства;

    - производство предметов потребления. 

    В статистике их обычно выделяют как I подразделение  и II подразделение, а в промышленности – группы "А" и "Б".

    Нематериальное  производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению и т.д. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство, культуру, образование, здравоохранение и др.

    Непроизводственная  сфера, хотя и не производит определенных продуктов и услуг, но все же ее деятельность необходима для общества. Сюда входят оборона, судебные и юридические  органы, религиозные учреждения и другие общественные организации.

    Субъектами  национальной экономики являются предприятия (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, государство, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенными функциями в общественном разделении и кооперации труда, производящие товары или услуги.

    Представлены  два рынка (рынок товаров и  услуг и рынок ресурсов – факторов производства), два потока (поток  товаров и услуг и поток  денег) и три группы субъектов хозяйствования (домашние хозяйства, государство и предприятия, предпринимательские фирмы), между которыми совершаются определенные экономические операции, образуя товарные и денежные потоки.

    Сектор  домашних хозяйств включает в себя все частные национальные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства и прежде всего рабочей силы, находящихся в частной собственности. За счет их продажи или предоставления, например, производственных фондов в аренду домашние хозяйства получают свой доход, который они распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

    Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех предприятий (фирм), зарегистрированных внутри страны. Как известно из микроэкономики, фирма – это организация, созданная для производства и реализации благ. Ее деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к спросу на факторы производства, предложению благ и инвестированию.

    Под государственным сектором подразумеваются  все государственные институты  и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю "бесплатно", т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. К числу важнейших благ такого рода относятся безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур.

    Результаты  деятельности государства как производителя  общественных благ проявляются в  увеличении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. Если государство не будет строить автострады, то у предпринимательского сектора возрастут транспортные затраты; когда нет "бесплатного" государственного образования, домашние хозяйства вынуждены непосредственно оплачивать обучение детей.

    Специфика конечных результатов хозяйственной  деятельности государства приводит к тому, что в отличие от предпринимательского сектора государство не преследует цель максимизации прибыли. Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих в дальнейшем будем называть государственными расходами. Источником покрытия государственных расходов служат налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимателей.

    В расходной части государственного бюджета значительный удельный вес  имеют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимательскому сектору (дотации и субвенции). Эти выплаты учитываются в качестве отрицательных налогов. Кроме текущих расходов на производство общественных благ государство, как правило, осуществляет инвестиции в реальный капитал. По своему воздействию на экономическую конъюнктуру реальные капиталовложения государства существенно отличаются от его расходов на закупку вооружения или содержание аппарата чиновников. Однако в целях упрощения принимается, что все инвестиции осуществляет частный сектор, а государственный бюджет расходуется только на производство общественных благ. Одной из важнейших экономических функций государства в лице его Центрального (Национального) банка является создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства.

    Таким образом, экономическая активность государства как макроэкономического  субъекта проявляется в закупке  благ, взимании налогов и предложении  денег.

    Сектор  заграница включает в себя экономических  субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

    Национальная  экономика каждой страны стремится  достичь определенных целей. Основной функциональной целью национальной экономики является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда подцелей: [3, c.147]

    1. Стабильный, устойчивый экономический  рост означает устойчивый рост  объема производства товаров  и услуг в стране без спадов  и кризисов, что и создает возможность  удовлетворять возрастающие потребности  и обеспечивать в необходимых  размерах накопление. Степень достижения этой цели характеризуют такие показатели как темпы прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) в целом или на душу населения.

    2. Стабильный уровень цен. При  рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового внутреннего продукта, снижают занятость населения. Низкие цены привлекают потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавный регулируемый рост, который отвечает точке равновесия спроса и предложения. Уровень стабильности цен проверяется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). Для его расчета используют так называемую "потребительскую корзину", в которую включаются все товары и услуги, покупаемые и оплачиваемые средним жителем страны. Сумма всех цен на них – есть цена потребительской корзины.

    3. Высокий уровень занятости. Он  достигается, когда каждый желающий  получить работу находит ее. Если  же не все желают получить  работу, то это означает, что полная  занятость не охватывает все  трудоспособное население. Кроме  того, в любой стране в каждый момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Наряду с этим всегда существует структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест структуре имеющейся рабочей силы. Таким образом, полная занятость, как правило, составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

    4. Поддержание внешнеторгового баланса,  т.е. достижение относительного  равновесия между экспортом и  импортом, а также стабильности  обменного курса национальной  валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс – величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

Информация о работе Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления