Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

    Валовой внутренний продукт — важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства он рассчитывается путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала. По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны.

    На стадии потребления особую значимость приобретают 
пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на конечное потребление, включающее потребление в домашних хозяйствах, государственными учреждениями, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения уменьшаться не должны, но могут увеличиться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с развитием рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетических ресурсов в ближайшие годы могут иметь отрицательное значение (-2, -3 % к ВВП) (приложение В).

    Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны 
имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модернизацию экономики. Так структура используемого ВВП к началу XXI в. составляла: в Австрии - 76,1 : 24,2; Бельгии 74,8 : 21,2; Китае - 61,0 : 38,3; Франции - 78,5 : 19,0; Японии - 72,3 : 26,1; Германии - 76,7 : 22,2; Чехии - 73,0 : 28,5; России - 70,6 : 15,5.

    К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. В 2008 г. доля государственной собственности по численности работников составляла 52,1 %, частной - 46,8, иностранной - 1,1 %. Соотношение секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.

    Отраслевая структура характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям страны, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

    Отраслевая структура экономики страны анализируется прежде всего на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики (приложение Г).

    В соответствии с ныне действующим в системе статистического учета и анализа Беларуси классификатором отраслей народного хозяйства все отрасли экономики делятся на две группы — производящие товары и оказывающие услуги. Как следует из приведенных в приложении Г данных, в экономике страны в 1991—2004 гг. произошли существенные структурные преобразования — удельный вес сферы производства услуг в ВВП 
страны превысил удельный вес сферы производства товаров. Это свидетельствует о наметившейся прогрессивной тенденции в экономическом развитии страны — переходе в более высокую стадию — постиндустриальную.

    Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в структуре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производственном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

    Смена поколений техники и технологических процессов является первичным звеном технологических сдвигов. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью в 8-10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных фондов. Освоение нового технологического принципа формирует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80-100 лет.

    Совокупность взаимосвязанных научно-технических направлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. В экономической литературе описаны шесть технологических укладов. Ключевым фактором первого было изобретение текстильной машины, второго — парового двигателя и станков, третьего — электродвигателя и технологии производства стали, четвертого — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого — микроэлектронных компонентов, шестого — генной инженерии и на потех пологий.

    Оценка технологической структуры экономики сопряжена с большими трудностями. В науке данная проблема является объектом достаточно интенсивных исследований. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к новейшему пятому технологическому укладу начался еще в 70-е гг. XX в. В основе этого уклада - ресурсосберегающие технологии и высокотехнологичные наукоемкие производства, базирующиеся на микроэлектронике, биотехнологиях и информатике. Например, в Японии к началу 90-х гг. XX в. удельный вес пятого технологического уклада составил 40 %, четвертого – 80%, остальных - 20 %; в России доля пятого и четвертого технологических укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.

    В Беларуси по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях четвертого технологического уклада, 22—28 % - третьего и 9-10% пятого и шестого. Основные причины отставания — разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов страны вследствие экономического кризиса 90-х гг. XX в., низкий уровень наукоемкости ВВП (0,8 %) по сравнению с развитыми странами (и в %), неоправданная конверсия в ВПК, где преобладал пятый технологический уклад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий. [1, с. 36-37]

    Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения народного хозяйства и отдельных его отраслей, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов 
и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда.

    Анализ различных аспектов структуры экономики позволяет сделать следующие выводы.

    1. В воспроизводственной структуре экономики Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. Улучшение пропорций между промежуточным и валовым внутренним продуктом, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться высокой (58,1 % в 2004 г.), что свидетельствует о значительных материало- и энергоемкости производства, которые, по отдельным оценкам, более чем в 2 раза 
превышают аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

    В структуре использования ВВП доли конечного потребления и валового накопления, начиная с 1995 г., стабилизировались на уровне 77 и 26—28 % соответственно. Однако, как показывает опыт динамично развивающихся стран, для обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики доля валового накопления должна достигать 30 % и более, что в сложившихся условиях требует сокращения в короткие сроки государственных расходов или существенного притока иностранных инвестиций.

    2. В институциональной структуре белорусской экономики численность занятого населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (46,8 % в 2008 г.), в том числе смешанной с иностранным участием (2,3 %), а также иностранной (1,1 %). При этом в сфере малого предпринимательства работает 13,8 % общего числа занятых в экономике. По удельному весу малых предприятий в объеме ВВП (менее 10 %) Беларусь значительно отстает от экономически развитых стран, где он превышает 50 %.

    3. Отраслевая структура экономики республики характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими государствами удельным весом в ВВП сферы производства товаров, которая в 2008 г. составила 43,3 %, и низкой долей сферы услуг — 43,8 %. В развитых странах на сферу услуг приходится 65—70 % ВНП и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли в услугах добавленной стоимости.

    4. Технологическая структура, которая в значительной степени предопределяет эффективность экономики Беларуси и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно третьего и четвертого технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля пятого и шестого технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.) не превышает 10 %. Однако именно эти уклады определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике высокоразвитых государств мира. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

    Девятнадцать лет назад в некоторых странах социалистического лагеря начались экономические реформы. С 1990-1991 гг. этот процесс охватил 25 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Целью реформ в этих странах стал переход от командной экономики к рынку. Достижение этой цели виделось каждой страной по-разному, поэтому стратегия и тактика реформ значительно отличалась в разных странах. Сейчас, по прошествии 19 лет переходного периода, уже можно говорить об успехе и неуспехе реформ в тех или иных странах. Некоторые страны перешли к устойчивому экономическому росту, в некоторых начавшийся было рост сменился спадом, некоторые только начали расти. Опыт трансформации позволяет сказать, что успеха достигли страны, которые заложили основы эффективной рыночной экономики.

    Практически все исследования, посвященные экономическому росту, выделяют одинаковый набор факторов, способствовавших росту. Их можно разделить на четыре группы: [9, c.37]

    - стартовые условия,

    - макроэкономическая политика,

    - структурная и социальная политика.

    Структурные реформы – элемент созидания, построения качественно новой экономической  системы. Их проведение, направленное на создание эффективных институтов, позволяет реализовать возможности, заложенные в экономике.

    Важнейшим направлением государственного воздействия  на экономику является активная структурная  политика. Эта политика должна проводится в рамках общей стратегии экономических  реформ, в сочетании и взаимной увязке с жесткой финансовой и денежно-кредитной политикой, приватизацией и другими направлениями экономических преобразований.

    Ограниченность  ресурсов, необходимость контроля над  инфляцией обусловливают придание структурной политике строго селективного характера.

    Структурная политика обеспечивает, с одной стороны, поддержку целенаправленно выбранных  групп предприятий и организаций  с получением от них реальной продукции, а с другой – учитывает все  аспекты рыночных отношений и  экономической свободы предприятий и предпринимателей.

    Цель  государственной структурной политики – обеспечить повышение эффективности  общественного производства через  целенаправленное изменение его  структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий  рост на этой основе жизнеобеспечивающих объемов производства путем реализации системы государственных решений и создания финансово-экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей.

    Изучение  структуры экономики, ее сложность, объективный характер становления пропорции показывает, что для оптимизации совокупности структурных связей необходима государственная структурная политика.

    Структурная политика должна включать в себя обоснование  и выбор приоритетных направлений  развития как самой экономики, так и отдельных отраслей, а также соотношение этих отраслей между собой.

    В качестве целей структурной политики можно считать обеспечение сбалансированного  развития страны и ее регионов, возможно полный учет достижений НТП, решение  задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. [9, c.39]

Информация о работе Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления