Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.
Государственная структурная политика должна являться частью системной экономической политики. Следовательно, необходимо рассматривать ее во взаимодействии с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, валютно-финансовой политиками государства.
Структурно-
Особенность данного этапа развития Республики Беларусь – модернизация, необходимость структурных изменений. И это обстоятельство требует активной структурной политики. Именно она должна решать такие проблемы, как трансформация сбережений в инвестиции, развитие банковского сектора, выравнивание относительных цен и условий конкуренции.
Вместе с тем структурная политика не должна противоречить основной линии на развитие свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы.
Поскольку
активизация структурной
-
государственная поддержка
- поддерживаются продукты и предприятия, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность;
-
финансовую поддержку получают
только претенденты,
На основе этих принципов и с учетом накопленного положительного опыта можно предложить следующие механизмы проведения структурной политики: [10, c.79]
1.
Тщательный анализ экспорта
2.
Создание максимально
3.
Создание специальной системы
поддержки малого
4.
Реализация программ
Для работы этих механизмов нужны соответствующие институты и учреждения. В связи с этим следовало бы еще раз вернуться к обсуждению возможной роли бюджета развития, правительственных агентств типа экспортно-импортного банка, агентства по страхованию инвестиций, фонда поддержки малого бизнеса и т.п.
В Республике Беларусь структурные преобразования направлены на: [9, c.41]
-
дальнейшую реструктуризацию
- реконструкцию и диверсификацию производства в важнейших обрабатывающих отраслях для обеспечения их демонополизации и конкурентоспособности продукции с учетом мировых цен с одновременной переориентацией на потребительский спрос, расширение ассортимента, повышение его качества исходя потребностей внутреннего и внешнего рынков;
- реформирование крупных государственных предприятий в открытые акционерные общества, корпорации, холдинговые компании и другие хозяйственные объединения, создание межгосударственных объединений (концерны, финансово-промышленные группы, компании) в соответствии с межправительственными соглашениями, а также образование ограниченного круга казенных предприятий;
- государственное стимулирование и поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса как наиболее продуктивного формы использования ресурсов и производственных активов;
- формирование развитого финансового рынка для создания инвестиционного потенциала структурной перестройки реального сектора экономики, вовлечения в этот процесс средств негосударственной сферы, в том числе трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы, в первую очередь для решения проблем жилищного строительства, продовольствия и экспорта;
- уменьшение энерго- и материалоемкости экономики за счет максимального использования собственных ресурсов, создания производств углубленной переработки нефти, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- развитие наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств в радио- и электронной промышленности, приборостроении, станкостроении, автомобилестроении, машиностроении и других отраслях – химической и нефтехимической, фармацевтической и микробиологической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и т.д;
- создание новых и совершенствование существующих технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
С
учетом этого в республике был
разработан и реализуется ряд
государственных целевых
В Республике Беларусь в отраслях промышленности за 2005-2007 гг. освоено производство 1750 новых видов изделий, среди которых 500 — товары народного потребления. Накоплен определенный опыт и продолжается практика создания финансово-промышленных групп, в том числе международных, в основном с участием предприятий и банков России.
Однако в экономике страны остается ряд проблем, решение которых предстоит осуществить в ближайшее время. Важнейшими из них являются [14. c. 14]:
-высокий
уровень износа активной части
основных производственных
-высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость от импорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
-слабость
действенных мер и
-низкий уровень развития предпринимательства – действенного фактора развития рыночной экономики;
-недостаточные
объемы привлечения
-отсутствие
динамики в развитии
Для решения вышеуказанных проблем, на мой взгляд, можно предложить следующие мероприятия:
-разработать
эффективную и быстро
-осуществление
структурной перестройки
-целенаправленная
государственная поддержка
-повышение
эффективности развития
-разработка
и внедрение эффективного
-формирование
эффективных
-развитие
инфраструктуры
-совершенствование
механизма стимулирования
-ускоренное
развитие институтов
-расширение
государственной поддержки
-формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;
-опережающий
рост производства
-обеспечение
экономической безопасности
-концентрация
ресурсов на приоритетных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и качественные соотношения между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить несколько видов структур: воспроизводственная, отраслевая, социальная, территориальная, инфраструктура.
После распада СССР в экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, которые нашли отражение в снижении экономической стабильности в стране, уменьшении благосостояния, упадке производства. Для ликвидации этих последствий необходимы реформы в отношении структуры национальной экономики республики, переход от плановой экономики к рыночной.
В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.