5.
Достижение высокой эффективности
производства, которая предполагает
получение максимальной отдачи
при минимуме затрат имеющихся
ограниченных ресурсов. Необходимо
отметить, что в данном случае общество
стремится к достижению экономической
эффективности: наибольшие результаты
при наименьших издержках. Вместе с тем
необходимо обеспечить и достижение социальной
эффективности, т.е. соответствия результатов
хозяйственной деятельности социальным
целям общества.
6.
Справедливое распределение доходов.
В рамках рыночной экономики
справедливыми будут те доходы
от вложенных факторов производства,
которые будут определяться эффективностью
производящих ресурсов. Однако в
обществе есть люди (престарелые,
дети, инвалиды и т л.), которые не владеют
ни одним из факторов производства, им
нечего предложить на рынке факторов производства.
Не получают рыночного дохода и занятые
в производстве общественных товаров,
поскольку их содержание становится уделом
государства. Таким образом, рынок не обеспечивает
равенства в распределении доходов и скорректировать
этот недостаток может государство посредством
трансфертных платежей (пособия по безработице,
пенсии по старости и инвалидности) или
путем вмешательства в механизм ценообразования,
введения законодательства о минимальной
заработной плате, установления закупочных
цен для сельскохозяйственных производителей
и т.п.
7.
Защита окружающей природной
среды и улучшение среды обитания
человека. Эта очень важная цель,
ибо загрязнение окружающей среды пагубно
влияет на здоровье людей, на продолжительность
их жизни. В тоже время, издержки на защиту
окружающей среды увеличиваются, а это
приводит к уменьшению ВВП, из которого
они удерживаются, и в конечном итоге ухудшается
благосостояние населения. И тем не менее
задача национальной экономики состоит
в том, чтобы обеспечить охрану окружающей
среды, создание и внедрение технологий,
обеспечивающих безотходное производство,
развитие медицины и т.д. В различных экономических
системах реализация этой цели имеет свои
особенности и во многом обусловлена экономической
политикой государства. В Республике Беларусь
вопросы охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов тесно
связаны с преодолением последствий аварии
на Чернобыльской АЭС.
8.
Экономическая свобода. Все субъекты
национальной экономики должны
обладать в своей хозяйственной
деятельности высокой степенью
свободы, что стимулирует поиск
путей роста эффективности производства.
1.2
Структура национальной
экономики
Слово
структура (лат. structura) – означает строение,
расположение, порядок. Структура национальной
экономики представляет собой устойчивые
количественные и качественные соотношения
между различными ее составными частями.
Поскольку национальная экономика
представляет сложный организм, то в ней
можно выделить несколько видов структур.
[5, c.86]
Воспроизводственная
структура национальной экономики
определяется тем, что все ее экономические
субъекты воспроизводят свой производственно–экономический
потенциал на основе воспроизводства
потоков товаров и услуг. Среди трех крупных
взаимосвязанных групп таких субъектов
(домашние хозяйства, предприятия, государство)
особое место, с точки зрения воспроизводственной
структуры, занимает домашнее хозяйство.
Оно является важной сферой национальной
экономики, потребляющей значительную
часть национального дохода, накапливающей
огромные суммы денежных средств, а также
выступающей основным поставщиком рабочей
силы.
Отраслевая
структура характеризует деление
национальной экономики на отрасли –
качественно однородные группы хозяйственных
единиц, выполняющие одинаковые по социально–экономическому
содержанию функции в процессе общественного
воспроизводства. В отраслевой структуре
выделяют крупные народнохозяйственные
отрасли (промышленность, сельское хозяйство,
строительство, наука и др.), имеющие подотрасли.
Отраслевая структура играет важную роль
в национальной экономике, так как именно
в отраслевом «разрезе» осуществляется
планирование и прогнозирование, учитываются
результаты функционирования национальной
экономики.
Социальная
структура предусматривает деление
национальной экономики на секторы
– совокупности социально–экономических
единиц, объединенных определенными
социально–экономическими отношениями.
В каждой национальной экономике можно
выделить подобные секторы по видам труда
(неквалифицированный, квалифицированный
и умственный труд); по группам населения
(женщины, мужчины, молодежь, нетрудоспособные);
по группам предприятий (малые, средние,
крупные). Для экономической теории важное
значение имеет деление субъектов хозяйствования
в соответствии с формами собственности
на средства производства.
По
этому критерию в Республике Беларусь
выделяются следующие секторы: [4, c.73]
•
государственный (республиканский);
•
муниципальный;
•
частный;
•
коллективный;
•
смешанный и др.
Территориальная
структура определяется размещением
производительных сил на территории
страны и означает деление национальной
экономики на экономические районы.
Например, в Республике Беларусь можно
выделить западный и восточный экономический
районы, имеющие свои территориально–производственные
комплексы, характеризующиеся определенным
уровнем занятости населения, запасами
природных ресурсов.
Инфраструктура
включает в себя отрасли, обслуживающие
народнохозяйственный комплекс: транспорт,
банки, кредитная система, автомобильные
и железные дороги, энерго-, водо-, газоснабжение,
связь и др.
Структура
внешней торговли характеризуется
соотношением различных товарных групп
в объеме экспорта и импорта товаров
и услуг.
Кроме
этого выделяют еще: а) материально–техническую
структуру, которая отражает состав
и распределение производительных
сил общества – природных, материальных
и трудовых ресурсов, а также состав
и распределение произведенного
в обществе национального продукта;
б) стоимостную структуру, которая отражает
соотношение объемов производства, кредитно-денежных
потоков, доходов и расходов бюджета, состав
денежной массы и т.д. Эти две структуры
национальной экономики обладают наибольшей
изменчивостью, ибо они связаны с процессом
воспроизводства и развитием производительных
сил и отражаются в различного рода балансах,
счетах, таблицах, в экономических моделях.
Следует
отметить, что национальные экономики
разных стран имеют различную
структуру. Эти различия обусловлены сложившимися
подходами к формированию экономик, традициями
в производстве и др. Вместе с тем структура
любой национальной экономики имеет тенденцию
к усложнению под влиянием НТП, расширения
и углубления разделения труда, специализации
производства, возникновения новых и отмирания
старых видов производства и т.д.
ГЛАВА 2
СТРУКТУРА
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ
ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Особенности структуры
национальной экономики
Республики Беларусь
Стабилизация
национального хозяйства и дальнейшее
функционирование рыночной экономики
неразрывно связаны с качественными
изменениями ее структуры, с осуществлением
эффективной структурной политики
государства.
Под
структурной политикой понимается
деятельность государства и его
подразделений (ветвей власти, властных
органов), связанная с формированием
и поддержанием наиболее эффективных
пропорций национальной экономики.
Пропорции, соотношения между различными
сторонами общественного производства
объективны, они предопределяются уровнем
развития производительных сил и производственных
отношений, степенью включения национального
хозяйства в международное разделение
труда, закономерностями научно-технического
и социального процесса, характером циклов
и кризисов.
Цель
государственной структурной политики
– обеспечить повышение эффективности
общественного производства через
целенаправленное изменение его
структуры, технического уровня и номенклатуры
продукции, стабилизацию и последующий
рост на этой основе жизнеобеспечивающих
объемов производства путем реализации
системы государственных решений и создания
финансово-экономической заинтересованности
предприятий и предпринимателей.
Структуре
национальной экономики в настоящее
время уделяется огромное внимание. Это
связано с тем, что экономика Республики
Беларусь является переходной и необходимо
изменение структуры экономики с точки
зрения следующих основных макроэкономических
пропорций: макроэкономической, межотраслевой,
внутриотраслевой, межгосударственной.
Необходимость
структурной перестройки в Республики
Беларусь обусловлена следующими факторами:
[6, c.25]
•несоответствие
структуры производства внутреннему
и внешнему спросу, выражающееся в неполном
использовании созданных ранее для удовлетворения
общесоюзных потребностей производственных
мощностей, значительных объемах нереализованной
готовой продукции, увеличении числа убыточных
предприятий, росте дебиторской и кредиторской
задолженностей;
•высокие
энерго- и материалоемкость производства,
его зависимость от импортных поставок
топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
•высокий
уровень физического и морального износа
активной части основных фондов вследствие
недостатка инвестиционных средств не
только для расширенного, но и простого
их воспроизводства;
•недостаточный
уровень развития наукоемких экспортных
производств, имеющих высокую долю добавленной
стоимости.
Переход
от планового хозяйства к рыночному
неизбежно ведет к существенному
изменению структуры всей экономики.
Построение принципиально новых, кардинально-противоположных
механизмов управления экономикой неразрывно
связаны с тяжелыми кризисными явлениями,
которые можно решить, только проводя
грамотную, основанную на прошлых опытах
структурную политику.
Роль
государства в переходный период должна
быть активной, так как если процесс перехода
пустить своим ходом, то в результате перестройки
можно получить экономику с серьезными
и тяжелыми структурными деформациями.
Несмотря
на проведенные структурные реформы,
в настоящее время экономика Республики
Беларусь характеризуется доминирующей
ролью государственного сектора, слабым
развитием малого бизнеса, неразвитостью
рыночных институтов и инфраструктуры.
В связи с этим в 2003 г. была разработана
совместно с министерствами, Национальной
академией наук Беларуси и облисполкомами
программа структурной перестройки и
повышения конкурентоспособности экономики,
которая критически развивает и дополняет
уже принятые и реализуемые документы:
Программу социально-экономического развития
Республики Беларусь, Концепцию и Программу
развития промышленного комплекса РБ
на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2010 г. и др. В соответствии с Программой
структурная политика должна быть направлена
на повышение эффективности экономики
за счет приоритетного развития секторов
и отраслей, конкурентоспособных как на
внутреннем, так и мировом рынках.
Рассматривая
общую тенденцию структурных
сдвигов в Республике Беларусь, можно
отметить, что она направлена на формирование
такой структуры, которая соответствовала
бы требованиям современной рыночной
экономики. В подтверждение этого сравним
динамику структурных сдвигов в США и
Беларуси (приложение А). [6, c.28]
Таким
образом, в период с 1995 по 2007 гг. в структуре
экономики Беларуси произошли следующие
сдвиги:
-
доля сельского хозяйства увеличилась
на 2,4% (В США сократилась на 1,2%);
-
доля машиностроения увеличилась
на 0,4% (В США сократилась на 0,6%);
-
доля обрабатывающей промышленности
сократилась на 6,3% (В США сократилась на
1,5%);