Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:03, реферат
Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики,
Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.
Франция
— высокоразвитая индустриально-аграрная
страна, занимает одно из ведущих мест
в мире по объёму промышленного производства.
Валовой внутренний продукт имеет
значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона
долларов) в 2009 году. ВВП на душу населения
в том же году составил 30,691 евро (42,747
долларов). Франция — 6-я экономическая
держава мира после США, Китая, Японии,
Германии и Великобритании. Со своей
территорией в метрополии в 551 602
км² и населением в 64 миллиона жителей,
включая заморские территории. Франция
является самой крупной страной Западной
Европы. Франция граничит с шестью государствами:
Бельгией и Люксембургом на севере, Германией
и Швейцарией на востоке, Италией на юго-востоке
и Испанией на юго-западе. А её экономический
вес позволяет ей играть одну из ключевых
ролей на международной арене.
Франция пользуется своими естественными
преимуществами, начиная от центрального
географического положения в Европе до
обладания выходами на главные торговые
пути Западной Европы: Средиземное море,
Ла-Манш, Атлантика. Основные отрасли:
машиностроение (2,6 % мирового производства),
химическая (четвёртое место в мировом
экспорте), авиакосмическая (Франция играет
ведущую роль в Европейском космическом
агентстве), автомобильная (третье место
в мире по выпуску автомобилей), пищевая
(по объёму экспорта на втором месте в
мире после США), радиоэлектронная, информатика,
судостроение, электротехническая. Относительно
незначительную роль в общем объёме экономики,
но важную для престижа страны играет
производство и продажа предметов роскоши.
Одна из наиболее передовых стран в области
развития атомной энергетики: свыше 75
% энергии получают на АЭС.
Роль
государства в
экономике страны
Экономическая
система Франции сильно напоминает
немецкую. Здесь также действует социально-ориентированная
модель экономики, в центре которой находится
«государство благоденствия». Именно
из-за высокой роли государства в экономике
страны такую систему часто называют этатистской
моделью. ЭТАТИЗМ (с французского Etat –
государство) - идеология, которая абсолютизирует
роль государства в развитии общества.
Этатистская идеология предполагает огосударствление
хозяйства: господство государственной
собственности, всеохватывающее прямое
административное регулирование экономики.
Она означает сверхцентрализацию и бюрократизацию
экономической и политической власти
и управления.
Уровень
развития страны
Франция занимает
четвертое место в мире по уровню
экономического развития и по объему
экспорта. Соответственно, уровень
жизни в этой стране – один из
самых высоких на планете. По уровню
сельскохозяйственного
Франция — один
из крупнейших в Европе производителей
сельскохозяйственной продукции, занимает
одно из ведущих мест в мире по поголовью
крупного рогатого скота, свиней, птицы
и производству молока, яиц, мяса. На
долю сельского хозяйства приходится
примерно 4 % ВВП и 6 % трудоспособного населения
страны. Сельскохозяйственная продукция
Франции составляет 25 % продукции ЕС. Сельскохозяйственные
угодья занимают площадь в 48 миллионов
гектаров, что представляет 82 % территории
метрополии. Характерной чертой социально-экономической
структуры являются достаточно небольшие
размеры хозяйств. Средняя площадь земельных
угодий — 28 гектаров, что превышает соответствующие
показатели многих стран ЕС. В землевладении
отмечается большая раздробленность.
Более половины хозяйств существуют на
земле собственников. Ведущей силой производства
выступают крупные хозяйства. 52 % сельскохозяйственных
угодий приходятся на хозяйства размером
свыше 50 гектаров, которые составляют
16,8 % их общего числа. Они обеспечивают
свыше 2/3 продукции, занимая господствующее
положение в производстве практически
всех отраслей сельского хозяйства. Главная
отрасль сельского хозяйства — животноводство
мясомолочного направления. В растениеводстве
преобладает зерновое хозяйство; основные
культуры — пшеница, ячмень, кукуруза.
Развиты виноделие (ведущее место в мире
по производству вин), овощеводство и садоводство;
цветоводство; рыболовство и разведение
устриц. Продукты сельского хозяйства:
пшеница, хлебные злаки, сахарная свекла,
картофель, винный виноград; говядина,
молочные продукты; рыба. Сельское хозяйство
высокоиндустриализированное. По насыщенности
техникой, использованию химических удобрений
оно уступает только Нидерландам, ФРГ,
Дании. Техническое оснащение, повышение
агрокультуры хозяйств привело к повышению
уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных
продуктах. По зерну, сахару он превышает
200 %, по сливочному маслу, яйцам, мясу —
свыше 100 %.
Внешняя
политика и международные
отношения
В настоящее время Франция является одним из важнейших актёров мировой политики, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:
Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:
Рыночная среда
Политика, проводимая
правительством в отношении малых
и средних предприятий (МСП), состоит
в том, чтобы создать для упомянутых
предприятий оптимальные
развития. Данная политика преследует следующие цели.
• Стимулирование создания и развития МСП, в частности, за счет поддержки местных производителей (acteurs locaux); содействие модернизации предприятий, оказываемое через создание локальных сетей поддержки и направленное, в частности, на предприятия инновационного типа, стремящиеся вывести на рынок новую продукцию.
•
Совершенствование юридической, административной
и финансовой среды МСП. Речь идет об упрощении
(в некоторых случаях об отмене) излишне
обременительных и неэффективных бюрократических
процедур, налогового режима и режима
социальных отчислений. Подразумевается
более эффективное разделение рисков,
связанных с созданием и функционированием
предприятия. Основными инструментами
заявленной правительством политики являются
оказание консультативной помощи руководителям
вновь создаваемых предприятий, содействие
адаптации предприятий к новым информационным
и телекоммуникационным технологиям,
повышение квалификации служащих, содействие
в процедурах сертификации и лицензирования
продукции.
Малый и средний бизнес во Франции обеспечивают 6,9 млн. (49%) оплачиваемых рабочих мест. В промышленной и транспортной сферах МСП обеспечивают около трети рабочих мест, в сфере
образования, здравоохранения,
социального обеспечения, а также
в строительном секторе – 77% рабочих
мест, в торговле – 57%, в агропроме – 48%,
в секторе услуг – 47%. Малый и средний бизнес
обеспечивает до 83% инвестиций, направляемых
в сферу образования, здравоохранения
и социального обеспечения, и до 42% инвестиций,
поступающих в агропромышленный комплекс.
20% экспорта в сфере услуг и транспорта
также обеспечиваются за счет МСП
Уже в течение
ряда лет крупнейшей промышленной компанией
Франции является «Эльф-Акитен». В мировой
табели о рангах это французское объединение
стоит на 21-м месте. Слившись с компанией
«Тоталь», группа в 2000 г. вышла на 4-е место
в мире.
«Эльф» (сокращение от трех слов: Эссанс э Любрифиан де Франс, т. е. Бензин и смазочные масла Франции) возникло в 1960 г. как государственное предприятие в начале с целью переработки алжирской нефти и сбыта получаемых нефтепродуктов, в последующем после присоединения другого государственного предприятия — «Петроль д’Акитен» (собственника единственного во Франции крупного месторождения природного газа Лак) превратилось в крупный нефтегазовый и химический комплекс. В 1994 г. предприятие было приватизировано. Создав целый ряд филиалов и развернув большую активность за пределами Франции (в Африке, Северном море, в нашей стране и др.), «Эльф-Акитен» в последние годы добывает более 60 млн т углеводородов (80 % нефти, 20 % природного газа).
Занимающее вторую
строку предприятие «Рено» было национализировано
в 1945 г. Долгое время это было образцовое
государственное предприятие, пользовавшееся
значительной финансовой автономией,
создавшее развитую систему социального
обеспечения для своих работников. В настоящее
время с большими трудностями и противоречиями
осуществляется приватизация «Рено».
Продукция «Рено»
— не только легковые автомашины, но и
станки, роботы, сельскохозяйственная
техника, грузовики, в частности, известен
крупный филиал «Рено», производящий грузовые
автомашины в США.
«Алькатель-Альстом»
— это бывшая Всеобщая компания Электричества
(«Компани женераль д’Электрисите»), которая
уже в течение ряда десятилетий играла
ведущую роль во французской электротехнической
промышленности. По размерам производства
подводного кабеля оно занимает 1-е место
в мире, является лидером в производстве
аккумуляторов, турбин и другого оборудования
для электростанций.
Система
государственного регулирования
экономики
Французская система
государственного регулирования характеризуется
большим разнообразием
Было принято решение, что Франции необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.
Основа индикативного
плана французской экономики
— обмен информацией между
государством и частными предпринимателями
и определение на этой базе совместимости
их планов, а также выработка общей взаимоприемлемой
стратегии экономического роста. Менялись
приоритеты, менялись средства достижения
поставленных целей, эволюционировала
и сама концепция плана. Однако при формировании
индикативных планов различные субъекты
имеют равные права, они одинаково заинтересованы
в их реализации. Показатели плана не являются
обязательными, они служат лишь ориентирами
для организации деятельности субъектов
рынка.
Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, которые имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и услуги, имеющие большое социальное значение. Планирование проводится Генеральным комиссариатом по разработанным заранее планам. Открытый характер французской экономики делает возможным широкий доступ иностранным фирмам на внутренний рынок. В основе ценообразования лежат три фактора: инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.