Национальная экономика франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики,

Файлы: 1 файл

реферат на понедельник.docx

— 25.15 Кб (Скачать)

     Франция — суверенная унитарная демократическая  республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

     Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства. Валовой внутренний продукт имеет  значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона  долларов) в 2009 году. ВВП на душу населения  в том же году составил 30,691 евро (42,747 долларов). Франция — 6-я экономическая  держава мира после США, Китая, Японии, Германии и Великобритании. Со своей  территорией в метрополии в 551 602 км² и населением в 64 миллиона жителей, включая заморские территории. Франция является самой крупной страной Западной Европы. Франция граничит с шестью государствами: Бельгией и Люксембургом на севере, Германией и Швейцарией на востоке, Италией на юго-востоке и Испанией на юго-западе. А её экономический вес позволяет ей играть одну из ключевых ролей на международной арене.     Франция пользуется своими естественными преимуществами, начиная от центрального географического положения в Европе до обладания выходами на главные торговые пути Западной Европы: Средиземное море, Ла-Манш, Атлантика. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС. 

Роль  государства в  экономике страны 

Экономическая система Франции сильно напоминает немецкую. Здесь также действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия». Именно из-за высокой роли государства в экономике страны такую систему часто называют этатистской моделью. ЭТАТИЗМ (с французского Etat – государство) - идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества. Этатистская идеология предполагает огосударствление хозяйства: господство государственной собственности, всеохватывающее прямое административное регулирование экономики. Она означает сверхцентрализацию и бюрократизацию экономической и политической власти и управления. 

Уровень развития страны 

Франция занимает четвертое место в мире по уровню экономического развития и по объему экспорта. Соответственно, уровень  жизни в этой стране – один из самых высоких на планете. По уровню сельскохозяйственного производства Франция занимает первое место среди  стран Европейского Союза, опережая Германию. Она также занимает второе место в мире, после Соединенных  Штатов, по экспорту сельскохозяйственных товаров.

Франция — один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью  крупного рогатого скота, свиней, птицы  и производству молока, яиц, мяса. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4 % ВВП и 6 % трудоспособного населения страны. Сельскохозяйственная продукция Франции составляет 25 % продукции ЕС. Сельскохозяйственные угодья занимают площадь в 48 миллионов гектаров, что представляет 82 % территории метрополии. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно небольшие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий — 28 гектаров, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на земле собственников. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. 52 % сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 гектаров, которые составляют 16,8 % их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства. Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноделие (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство; рыболовство и разведение устриц. Продукты сельского хозяйства: пшеница, хлебные злаки, сахарная свекла, картофель, винный виноград; говядина, молочные продукты; рыба. Сельское хозяйство высокоиндустриализированное. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200 %, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100 %. 
 
 

Внешняя политика и международные  отношения 

В настоящее  время Франция является одним  из важнейших актёров мировой  политики, её бесспорно можно назвать  «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:

  • Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);
  • Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.);
  • Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире);
  • Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке);
  • Франция остается центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества .
 

Среди основных направлений внешней политики Франции  можно выделить следующие:

  • деятельность в рамках Европейского союза;
  • политика в регионе Средиземноморья(Северная Африка и Ближний Восток);
  • налаживание двусторонних отношений с отдельными странами;
  • проведение политики в рамках организации Франкофонии;
  • деятельность в НАТО.
 
 
 

Рыночная  среда

Политика, проводимая правительством в отношении малых  и средних предприятий (МСП), состоит  в том, чтобы создать для упомянутых предприятий оптимальные условия  для эффективного

развития. Данная политика преследует следующие цели.

Стимулирование создания и развития МСП, в частности, за счет поддержки местных производителей (acteurs locaux); содействие модернизации предприятий, оказываемое через создание локальных сетей поддержки и направленное, в частности, на предприятия инновационного типа, стремящиеся вывести на рынок новую продукцию.

Совершенствование юридической, административной и финансовой среды МСП. Речь идет об упрощении (в некоторых случаях об отмене) излишне обременительных и неэффективных бюрократических процедур, налогового режима и режима социальных отчислений. Подразумевается более эффективное разделение рисков, связанных с созданием и функционированием предприятия. Основными инструментами заявленной правительством политики являются оказание консультативной помощи руководителям вновь создаваемых предприятий, содействие адаптации предприятий к новым информационным и телекоммуникационным технологиям, повышение квалификации служащих, содействие в процедурах сертификации и лицензирования продукции. 

Малый и средний  бизнес во Франции обеспечивают 6,9 млн. (49%) оплачиваемых рабочих мест. В  промышленной и транспортной сферах МСП обеспечивают около трети рабочих мест, в сфере

образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также  в строительном секторе – 77% рабочих мест, в торговле – 57%, в агропроме – 48%, в секторе услуг – 47%. Малый и средний бизнес обеспечивает до 83% инвестиций, направляемых в сферу образования, здравоохранения и социального обеспечения, и до 42% инвестиций, поступающих в агропромышленный комплекс. 20% экспорта в сфере услуг и транспорта также обеспечиваются за счет МСП 

Уже в течение  ряда лет крупнейшей промышленной компанией  Франции является «Эльф-Акитен». В мировой табели о рангах это французское объединение стоит на 21-м месте. Слившись с компанией «Тоталь», группа в 2000 г. вышла на 4-е место в мире. 

«Эльф» (сокращение от трех слов: Эссанс э Любрифиан де Франс, т. е. Бензин и смазочные масла Франции) возникло в 1960 г. как государственное предприятие в начале с целью переработки алжирской нефти и сбыта получаемых нефтепро­дуктов, в последующем после присоединения другого государственного предприятия — «Петроль д’Акитен» (собственника единственного во Франции крупного месторождения природного газа Лак) превратилось в крупный нефтегазовый и химический комплекс. В 1994 г. предприятие было приватизировано. Создав целый ряд филиалов и развернув большую активность за пределами Франции (в Африке, Северном море, в нашей стране и др.), «Эльф-Акитен» в последние годы добывает более 60 млн т углеводородов (80 % нефти, 20 % природного газа).

Занимающее вторую строку предприятие «Рено» было национализировано в 1945 г. Долгое время это было образцовое государственное предприятие, пользовавшееся значительной финансовой автономией, создавшее развитую систему социального обеспечения для своих работников. В настоящее время с большими трудностями и противоречиями осуществляется приватизация «Рено». 

Продукция «Рено» — не только легковые автомашины, но и станки, роботы, сельскохозяйственная техника, грузовики, в частности, известен крупный филиал «Рено», производящий грузовые автомашины в США.  

«Алькатель-Альстом» — это бывшая Всеобщая компания Электричества («Компани женераль д’Электрисите»), которая уже в течение ряда десятилетий играла ведущую роль во французской электротехнической промышленности. По размерам производства подводного кабеля оно занимает 1-е место в мире, является лидером в производстве аккумуляторов, турбин и другого оборудования для электростанций. 

Система государственного регулирования  экономики 

Французская система  государственного регулирования характеризуется  большим разнообразием экономических  инструментов хозяйствования: стратегическое и индикативное планирование, стимулирование конкуренции, регулирование объемов производства, гибкая система налогообложения. Особенность модели – стратегическое планирование и рыночный механизм. Система государственного регулирования экономики Франции прошла несколько этапов своего развития: от жесткого государственного регулирования до индикативного планирования (прогноз, рекомендации) при сочетании государственного и частного бизнеса (и равном подходе к планированию). Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после окончания Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики.

Было принято  решение, что Франции необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.

Основа индикативного  плана французской экономики  — обмен информацией между  государством и частными предпринимателями и определение на этой базе совместимости их планов, а также выработка общей взаимоприемлемой стратегии экономического роста. Менялись приоритеты, менялись средства достижения поставленных целей, эволюционировала и сама концепция плана. Однако при формировании индикативных планов различные субъекты имеют равные права, они одинаково заинтересованы в их реализации. Показатели плана не являются обязательными, они служат лишь ориентирами для организации деятельности субъектов рынка. 

Французская модель исходит из того, что рынок сам  по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, которые  имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство  регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и  услуги, имеющие большое социальное значение. Планирование проводится Генеральным  комиссариатом по разработанным  заранее планам. Открытый характер французской экономики делает возможным  широкий доступ иностранным фирмам на внутренний рынок. В основе ценообразования  лежат три фактора: инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.

Информация о работе Национальная экономика франции