Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.

Оглавление

Перечень условных обозначений…………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6
1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты
экономической политики РБ….………………………………6
1.2.Предпосылки участия РБ в
международных экономических отношениях ...……………………..8
1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10
1.4.Национальные приоритеты по
привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13
2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17
2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17
2.2. Перспективные направления
внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19
2.3Финансовая политика в контексте инновационной
и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27
3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 350.60 Кб (Скачать)

Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. В этой связи перед нашими странами стоит задача принятия Конституционного Акта Союзного государства, призванного определить очередной этап строительства Союзного государства, его государственное устройство и правовую систему.

Сердцевиной белорусско-российской интеграции является экономика.

РФ представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, а также основной источник сырья, энергоресурсов, комплектующих. В свою очередь Беларусь для России – поставщик качественных и недорогих высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейший транспортный и транзитный коридор.

Фундаментом реализации интеграционного проекта РБ и РФ являются экономические отношения. Именно они поставлены во главу угла сотрудничества двух стран. И реальные плоды развития союзнических отношений уже очевидны. Если до интеграционных процессов годовой товарооборот между двумя странами составлял менее $5 млрд., то в 2007 году он достиг почти $26,07 млрд. Других таких примеров межгосударственных взаимоотношений, когда за столь короткий промежуток времени получен высокий результат, в мировой практике фактически нет.

В 2011 году товарооборот между Беларусью и Москвой составил более 4 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2010 годом на 27%. В 2012 году за январь—сентябрь товарооборот уже достиг 3,6 млрд. долларов.

РБ осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 89 регионов РФ. Договорно–правовая база белорусско–российского сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово–экономическом, научно–техническом и культурном строительстве.

Наиболее тесные связи Беларусь имеет с Москвой, Санкт–Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых приходится около 70% белорусско–российского товарооборота.

Таким образом союз Беларуси и России можно рассматривать как первый реальный опыт современной не только экономической, но и политической интеграции на постсоветском пространстве.Российская Федерация является наиважнейшим партнером Республики Беларусь во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. и белорусская, и российская сторона заинтересованы в сохранении нынешнего статус-кво своих отношений. И белорусская , и российская сторона заинтересованы в сохранении нынешнего статус-кво своих отношений. Поэтому можно прогнозировать, что сегодняшняя ситуация в белорусско-российских отношениях законсервируется на длительное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Характерной чертой экономической политики РБ в середине 90-х было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В РБ, в отличие от РФ и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка, а изменение отношений собственности было отодвинуто на второй план.

На современном этапе РБ  одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Государственная политика РБ в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую политику в РБ осуществляет Министерство ВЭС. Кроме того, при Администрации Президента РБ создан специальный комитет по контролю над внешнеторговыми сделками.

В настоящее время РБ установила дипломатические отношения со 154 государствами.

Сформирована дипломатическая инфраструктура за рубежом: сегодня РБ представляет 52 дипломатических представительства в 45 странах мира; в том числе 43 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях и 7 генеральных консульств. За границей также функционируют 12 отделений посольств РБ (10 - в регионах РФ, одно отделение в г.Бонне, Германия, и одно отделение в г. Алматы, Казахстан).

В РБ функционируют 35 посольств, 17 консульских учреждений иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в РБ аккредитован 81 посол иностранных государств.

Отношения РБ с  иностранными  государствами  в области внешнеторговой  деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь, Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»    иного   законодательства   РБ, а  также общепризнанных  принципов и норм международного права,принципов уверенного  равенства  государств,мирного  разрешения  международных    споров невмешательства  во  внутренние  дела  друг  друга,  добросовестного  выполнения международных    обязательств,    принятых   РБ,   а   также недискриминации и взаимности.

Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией.

Перспективной во внешнеэкономической деятельности РБ является работа по следующим направлениям:

 •  Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.

•  Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.).

•  Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых инвесторов».

•  Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

•  Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

•  Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.

•  Экологизация экспорта РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беларусь рассчитывает в 2010 году восстановить докризисный уровень товарооборота с Россией // Официальный интернет-сайт Правительства РБ. - Минск – 2010.
  2. Белорусский деловой ресурс. Зеленая экономика. Режим доступа: http://bdr.by/main/14470-------188
  3. БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И      МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2003 — № 4
  4. Внешняя торговля РБ: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь;.  - Мн.: 2009. - 384 с.
  5. Государственный таможенный контроль РБ. Итоги внешней торговли       Республики Беларусь за январь 2013 годa.Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2013/yanv13
  6. Жук , И. Внешний долг РБ: динамика и современное состояние / И. Жук // Банковский вестник . – 2010. - №1. – С.11-19.
  7. Закрытое акционерное общество "Белорусское приватное агентство новостей". Экономика и бизнес. Режим доступа:  http://news.tut.by/economics/249856.html
  8. Злотникова, Е. Влияние валютного курса на эффективность экспорта отдельных отраслей экономики // Банковский вестник.–2008. - №1. – С.53-56.
  9. Известия. 2003. 2 августа.
  10. Информационное агенство  ИА REGNUM.Режим доступа:http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/belarus/1626626.html
  11. Константинов, С.А. Эффективность – центральная проблема экономики / С.А. Константинов, Н.Н. Константинова // Беларуская думка. – 2009. - № 10. – С.54 – 57
  12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г. Минск Юнипак, 2004.
  13. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон РБ от 29.12.2009 №73-З // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2010. - №14. – 2/1625.
  14. О свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 г. N 213-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ РБ. – Минск, 2010.
  15. Обращение Президента РБ А.Г. Лукашенко с ежегодным Посланием к белорусскому народу и парламенту // Советская Белоруссия. 2003.
  16. Официальная статистика. Годовые данные. Внешняя торговля // Национальный статистический комитет РБ 2012
  17. Положение о департаменте внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел РБ: постановление Совета Министров РБ от 31.07.2006 №978 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №130. - 5/22727;
  18. Постановление Совета Министров РБ от 27 марта 1997 г. № 255 «О Национальной стратегии устойчивого развития РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ. 2001 г. 21 авг. № 5/7101.
  19. Советская Белоруссия, 24 июля 2012.
  20. Советская Белоруссия. 2003. 2 августа.
  21. Шимов ВЛ. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту // Белорусский экономический журнал. 2006. № 2.
  22. Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства: Директива Президента РБ от 14 июня 2007 г. №3 // Национальный реестр правовых актов РБ. - 2007. - №146. - 1/8668.
  23. Вертинская, Т.С. Внешнеэкономические связи на региональном уровне в Республике Беларусь: методология и механизмы управления: автореф. ... дис. канд. экон. наук: 08.00.14; 08.00.05 / Т.С. Вертинская; Бел. гос. экон. университет. - Мн., 2009. - 48с.
  24. Внешняя торговля РБ: состояние, проблемы, перспективы / О.С. Булко; под ред. П.Г. Никитенко. - Мн.: НО ООО «БИП-С», 2002. - 168 с
  25. Гил, К.С. Эволюция внешнеэкономической стратегии развития Республики Корея: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14 / К.С. Гил. – Минск, 2007. –140с.
  26. Гуманитарные науки / Институт экономики НАН Беларуси. Вып. 12: Экономическая безопасность РБ в условиях мирового экономического кризиса / Под науч. ред. М.В. Мясниковича, П.Г. Никитенко. – Мн.: . – 210с.
  27. Давыденко, Е.Л. Внешнеторговая политика малой экономики в условиях либерализации международной торговой системы / Е.Л. Давыденко; науч. ред. В.Н. Шимов. – Мн.: БГУ, 2008. – 280с.
  28. Заико Л. Ф. Национально-государственные интересы Республики Беларусь. Мн., 1999. С. 8. 32. Режим доступа: 
  29. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 54.
  30. Кожоки Е. М. Основные приоритеты внешней политики России (1992—1999) // Внешняя политика Российской федерации 1992—1999: Учебное пособие. М., 2000. С. 34. 32. 
  31. Косолапов Н. А. Теоретические исследования международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1. Мурадян А. А. Самая благородная наука. М., 1990. С. 81.
  32. Портер, М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 896с.
  33. Портер, М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? М. Портер, Х. Такеути, М.Сакакибара; Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 262с.
  34. Розанов А. А. Европейская безопасность и НАТО. Мн., 2002. С. 112
  35. Свилас С. Ф. Историография США об эволюции международных отношений после окончания "холодной войны" // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 4. С. 74.
  36. Семак, Е.А. Международная экономическая интеграция: курс лекций / Е.А. Семак. – Мн.: БГУ, 2009. – 196с.
  37. Снапковский В. Е. Республика Беларусь и европейские международные организации. Мн., 2002
  38. Стиглиц Джозеф. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  39. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М., 2002. С. 202. Шимов ВЛ. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту // Белорусский экономический журнал. 2006. № 2.
  40. Шурубоеич А.В. Некоторые проблемы российско-белорусской валютной интеграции // Процессы интеграции на постсоветском пространстве: тенденции и противоречия. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ