Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа
Краткое описание
Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.
Оглавление
Перечень условных обозначений…………………………………..3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4 1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6 1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты экономической политики РБ….………………………………6 1.2.Предпосылки участия РБ в международных экономических отношениях ...……………………..8 1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10 1.4.Национальные приоритеты по привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13 2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17 2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17 2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19 2.3Финансовая политика в контексте инновационной и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27 3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НИОКР - научно-исследовательские и
опытно-конструкторские
работы
НИС - Новые индустриальные страны
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
ОГУ - орган государственного
управления
ООН - Организации Объединенных Наций
РФ - Российская Федерация
СНГ- Содружество независимых
государств
СХ - субъекты хозяйствования
США - Соединенные Штаты Америки
СЭЗ - свободная экономическая зона
ТНК - транснациональная
корпорация
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе ни одна
страна не в состоянии достигнуть высокого
уровня развития, опираясь только на свои
собственные силы и свой научно-технический
потенциал.
Расширение ВЭС РБ является
одной из узловых проблем стабилизации
и развития национальной экономики на
современном этапе.
Уже сегодня нужно найти методы
преодоления негативных тенденций, препятствующих
приливу иностранных инвестиций в нашу
экономику, которые являются более эффективными
исходя из менталитета народа, экономических
условий, географического положения и
правового пространства.
Развитие ВЭС РБ необходимо
тесно увязывать с критериями роста экономики.
Без решения данной задачи не могут быть
адекватно решены ни политические ни социально-экономические
проблемы.
Основными торговыми партнерами
РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового
оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия
и другие. Исходя из объективно сложившихся
исторических и экономических предпосылок,
наиболее развитыми остаются экономические
связи Беларуси со странами СНГ, особенно
Россией. В тоже время значительное внимание
уделяется повышению конкурентоспособности
белорусской продукции и ее продвижению
на рынки стран Запада.
Сегодня Беларусь находится
во втором пятилетие нового, XXI века. В
отличие от первого пятилетия, закрепившего
положительные тенденции социально-экономического
развития и выход РБ по большинству макроэкономических
показателей на уровень докризисного
1990 года, очередная пятилетка призвана
обеспечить переход страны на инновационный
путь социально-экономического развития.
Этот переход предстоит осуществлять
в сложнейших условиях мирового экономического
развития, которые определяются нарастанием
противоречий между обществом и природой
в использовании минерально-сырьевых
и топливно-энергетических ресурсов, запасы
которых ограничены, а в ближайшие десятилетия
важнейшие из них будут исчерпаны , увеличением
экономических, политических, культурных
и других противоречий между экономически
развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы будут определяться
прежде всего дальнейшей глобализацией,
превращением экономик отдельных стран
в элементы единого мирового хозяйства
с постепенным переходом к постиндустриальному
информационному обществу, новой экономике,
основанной на знаниях.
Согласно прогнозу международных
организаций ожидается ускорение глобального
экономического развития: прогнозируется
прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986
– 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах.
Производство ВВП на душу населения в
среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США
в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету
покупательной способности до 10 тыс. долларов
США в 2015 году, в том числе в западноевропейских
странах – с 21,5 до 31,1 тыс . долларов, в США
– с 31 до 43,8 , в развивающихся странах –
с 3,4 до 5,7 , в постсоциалистических странах
– с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов
США).
Для того, чтобы идти в ногу
с мировыми тенденциями, РБ должна максимально
использовать свои сильные стороны (потенциальные
конкурентные преимущества): выгодное
экономико-географическое и геополитическое
положение; развитые системы транспортных
коммуникаций и производственной инфраструктуры;
значительные земельные, водные, лесные
ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых; относительно развитый научно-технический
потенциал; достаточно мощную строительную
базу; высокий образовательный уровень
населения и сложившуюся систему подготовки
квалифицированных кадров; многовекторные
внешнеэкономические связи.
Объект исследования работы-внешнеэкономическая
политика и внешнеэкономические связи
РБ.
Предмет-процессы формирования
и реализации государственной внешнеэкономической
политики РБ в условиях финансово-экономической
нестабильности, трансформации внешнеполитических
отношений, и мировой, и региональной торгово-политической
интеграции.
Цель исследования заключается
в раскрытии и формулировании перспективных,
стратегических государственных приоритетов
РБ в области внешнеэкономических связей.
Для достижения поименованной цели необходимо
решение следующих задач:
Рассмотреть теоретическую
основу внешней торговли;
Сформулировать предпосылки
вступления Беларуси в международную
торговлю;
Выявить современные тенденции
развития внешнеполитических отношений
Республики Беларусь;
Системно представить механизм
принятия внешнеэкономических решений;
Определить недостатки государственного
управления экономикой, проявившиеся
на фоне Мирового финансового кризиса;
Выработать теоретически обоснованный
вариант модификации долгосрочных внешнеэкономических
приоритетов;
Установить проблемы соотношения
инновационной и социальной политики
Республики Беларусь;
Раскрыть особенности внешнеэкономических
стратегий ряда зарубежных стран.
1. Тенденции развития
внешнеэкономических связей РБ.
1.1 Экономико-географический
и теоретический аспекты
экономической политики РБ.
Известно, что хозяйственный
комплекс РБ сформировался в период советской
индустриализации. В результате произвольного,
в административном порядке установления
ценности тех или иных благ, при их избытке
цены на природные ресурсы были занижены.
Повышение цен на природные ресурсы на
этапе суверенитета вынуждает, для сохранения
существующего уровня жизни, к поиску
инновационных решений и новых внешних
рынков сбыта, чтобы компенсировать внешние
поставки сырья и энергоносителей. Беларусь
обладает ограниченным внутренним рынком
для многих отраслей тяжелой промышленности.
Поэтому политическая и экономическая
стабильность в республике находится
в зависимости от конъюнктуры на внешних
рынках, характера принимаемых зарубежными
правительствами решений.
Внешнеэкономические
угрозы политической системе
РБ подразделяются:
Внутренние:
1.Моральный и физический
износ основных производственных
фондов;
2.Бюрократизация государственного
управления;
Внешние:
1.Политика РФ в отношении
Республики Беларусь;
2.Внешнеполитическая стратегия
ЕС для республики.
Особо чувствительным сегментом
внешней торговли являются поставки энергоносителей.
Это обусловлено тем, что поставки для
белорусского топливно-энергетического
комплекса осуществляются из одного государства
– РФ. Более того, РФ является крупнейшим
держателем акций ОАО «Газпром», поставляющего
в РБ природный газ. Энергетическая зависимость
является уязвимой сферой обеспечения
национальной безопасности ввиду низкой
добавленной стоимости, формируемой белорусским
реальным сектором в экспорте.
Внешнеэкономическая
политика – это система мер
государственного регулирования
торговых, инвестиционных, финансовых
и других взаимоотношений субъектов
хозяйствования, связанных с перемещением
через государственную границу
факторов и результатов производства.
Конкретное
государство обладает абсолютным преимуществом
в международной конкуренции, если на
единицу затрат его субъектов хозяйствования могут
производить большее количество определенной
продукции. Следовательно, в результате
установления торговых связей межгосударственные
торговые потоки будут определяться разницей
в соотношениях издержек производства.
Издержки производства закладываются
в цену продукции. В итоге осуществления
внешнеторговых операций, цены в государствах-партнерах
практически выравниваются.
Если в государстве - торговом партнере
для производства некоторого количества
определенного вида продукции необходимо
отказаться от производства иных видов
продукции в большей мере, чем в РБ, то
Беларусь обладает в данном случае сравнительным
преимуществом. В независимости от того,
имеет государство абсолютное или относительное
преимущество, направления торговых потоков
детерминируются относительными вмененными
издержками производства конкретного
вида экспортируемой продукции. Вмененные
издержки подразумевают необходимость
отказаться от производства некоторого
количества альтернативной продукции
для производства единицы данной продукции.