Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа
Краткое описание
Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.
Оглавление
Перечень условных обозначений…………………………………..3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4 1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6 1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты экономической политики РБ….………………………………6 1.2.Предпосылки участия РБ в международных экономических отношениях ...……………………..8 1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10 1.4.Национальные приоритеты по привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13 2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17 2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17 2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19 2.3Финансовая политика в контексте инновационной и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27 3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приоритетным направлением
внешнеполитической и ВЭД РБ является
укрепление двустороннего и многостороннего
сотрудничества с государствами — участниками
СНГ. РБ выступает за превращение СНГ в
региональную организацию с высоким уровнем
экономической и политической интеграции.
В этих целях она будет способствовать
урегулированию конфликтных ситуаций
на постсоветском пространстве, сохранению
и приумножению в государствах — участниках
СНГ общего культурного наследия, повышению
эффективности деятельности органов СНГ.
Вместе с тем практика показывает, что
СНГ, к сожалению, превращается в клуб
организаций встреч глав государств, где
конкретные проблемы заменяются говорильней.
Поэтому не случайно на встрече с российскими
журналистами А. Лукашенко подчеркнул
значение сотрудничества 4 стран в рамках
нового образования — России, Украины,
Беларуси и Казахстана [15].
РБ заинтересована в развитии
разносторонних политических отношений,
установлении режима свободной торговли
с Литвой и Латвией. В отношениях со странами
Балтии и Польшей продолжается политика
прагматичного сотрудничества на базе
прежде всего экономических интересов.
Важное значение имеют вопросы установления
пограничного контроля, развития транспортной
инфраструктуры, включая использование
балтийских портов и европейских транспортных
коридоров, решение проблемы Калининградской
области.
Одним из приоритетных направлений
во внешней политике РБ является европейский
вектор. Это объясняется совокупностью
факторов, характеризующих место Беларуси
в Европе.
Одним из важнейших направлений
белорусской внешней политики в Азии является
развитие взаимовыгодного сотрудничества
во всех сферах с ведущими государствами
региона, с Китаем, Индией и Японией. При
традиционной близости позиций РБ и большинства
азиатских государств по ключевым вопросам
мировой политики основной задачей остается
приведение масштабов экономического
взаимодействия в соответствие с уровнем
политических отношений.
РБ заинтересована в расширении
всесторонних отношений с КНР, целенаправленно
добивается позитивной динамики отношений
с государствами арабского мира и Израилем
, расширяет взаимодействие с африканскими
государствами ,развивает политическое
сотрудничество с Африканским союзом
,повышает уровень политического диалога
и экономического сотрудничества со странами
Латинской Америки и Карибского бассейна.
Она заинтересована в расширении взаимодействия
с государствами этого региона в международных
организациях, поощрении экспорта в латиноамериканские
страны продукции РБ.
Полноправное и активное участие
РБ в многостороннем сотрудничестве в
рамках международных организаций и форумов
является важным фактором создания благоприятных
условий для внутреннего развития, обеспечения
политических и экономических реформ,
ее интеграции в мировое сообщество. В силу
своих возможностей республика противодействует
попыткам принизить роль ООН и ее институтов.
РБ заинтересована в сбалансированном
развитии всех компонентов общеевропейской
безопасности и сотрудничества и считает,
что военное, экономическое и экологическое
измерения заслуживают более энергичного
включения в повестку дня ОБСЕ. В частности,
Беларусь выступает за устранение дискриминации
и барьеров в торговле между странами
— участницами ОБСЕ, создание условий
для минимизации негативных последствий
расширения экономических союзов для
не входящих в них государств.
2.2.Перспективные
направления внешнеэкономической политики
РБ.
Значительное место в Национальной
стратегии отводится внешнеэкономическим
отношениям Беларуси, которые призваны
обеспечивать организационное и недискриминационное
«встраивание» страны в мировое хозяйство
и вместе с тем гарантировать защиту национальных
интересов. «Международная торговля способствует
экономическому развитию тогда, когда
экспорт страны влияет на ее экономический
рост» . Акценты на внешнеэкономическую
деятельность закономерны, так как Республика
Беларусь характеризуется как страна
с открытой экономикой: доля экспорта
в валовом внутреннем продукте страны
составляет около 60%.
«Основная цель внешнеэкономической
политики РБ - эффективное участие в международном
разделении труда на основе использования
конкурентных преимуществ страны для
повышения уровня и качества жизни населения
посредством реализации достижений научно-технического
прогресса , динамичного развития экономики
и социальной сферы при сохранении воспроизводственного
потенциала природного комплекса страны
как части биосферы Земли в интересах
нынешнего и будущих поколений».
К широкому международному
сотрудничеству РБ побуждают такие факторы,
как географическое положение ,сложившаяся
десятилетиями структура хозяйства, ограниченная
обеспеченность сырьевыми ресурсами.
Устойчивое развитие внешнеэкономической
деятельности Беларуси базируется на
следующих принципах:
многовекторность сотрудничества;
опережающее развитие экспорта
и ориентация на формирование положительного
внешнеторгового сальдо;
улучшение структуры и повышение
экономической эффективности внешнеторговых
связей;
эффективное использование
имеющегося производственного потенциала
и развитие перспективных направлений
внешнеэкономических связей;
обеспечение экологических
интересов Беларуси во внешнеэкономической
деятельности;
поступления в страну экологически
ориентированных зарубежных инвестиций;
проведение взвешенной политики
в решении проблем внешней задолженности
Одним из ключевых принципов
устойчивого развития внешнеэкономической
деятельности РБ является ее многовекторность
.
В 2012 году РБ осуществляла экспортно-импортные
операции со 198 странами мира: товары поставлялись
на рынки 160 государств, импортировалась
продукция из 180 стран.[10]
В целом
объем внешней торговли товарами за январь-июль
2011 г. составил 48,2 млрд. долларов, в том
числе экспорт – 21,9 млрд. долларов, импорт
– 26,3 млрд. долларов.
При
этом стоимостной объем экспорта республики
по сравнению с январем-июлем 2010 г. из расчета
в текущих ценах увеличился на 65%, или на
8,6 млрд. долларов, импорта – на 50,1%, или
на 8,8 млрд. долларов.
За
семь месяцев текущего года сформировалось
отрицательное сальдо внешней торговли
товарами в размере 4,32 трлн. долларов,
в июле – положительное в размере 167,4 млн.
долларов. За январь-июль 2010 г. величина
отрицательного сальдо составляла 4,2 трлн.
долларов.
Основными
торговыми партнерами РБ в этот период
являлись: Россия – 43,7% от всего объема
товарооборота , Нидерланды – 7,2%, Украина
– 6,6%, Германия – 5,1%, Латвия – 3,7%, Китай
– 3,2%, Польша – 2,9%, Бразилия – 2,4%, Венесуэла
– 1,9%, Италия – 1,5%.[2]
Концептуальной основой формирования
многовекторной внешнеэкономической
стратегии должна стать политика освоения
новых рынков, преимущественно перспективных
рынков развивающихся стран, при одновременном
освоении новой конкурентоспособной продукции.
Организационными принципами
многовекторной внешнеэкономической
стратегии Беларуси могут стать следующие
:
обеспечение разумной открытости
экономики при сохранении национального
суверенитета;
диверсификация страновой и товарной структуры экспорта и импорта;
перевод внешней торговли РБ
на систему принципов и механизмов ВТО
с использованием протекционистских мер
в соответствии с международной практикой;
сочетание рыночных и административных
методов и механизмов в области внешнеторгового
регулирования;
наращивание в экспорте доли
наукоемкой и инновационной продукции
и услуг;
увеличение в экспортной продукции
национальной добавленной стоимости путем
снижения импортоемкости и рационального импортозамещения ;
повышение экспортной роли
малого и среднего предпринимательства;
совершенствование правовых
условий, механизмов привлечения и эффективного
использования иностранных и внутренних
инвестиций для наращивания экспортного
потенциала;
экологическая сертификация
продукции;
повышение роли регионов в развитии
экспортного производства и прямого товарооборота
с регионами различных государств.
С целью успешной реализации
многовекторной внешнеэкономической
политики следует принять соответствующие
меры по стимулированию и поддержке производителей
экспортной продукции и экспортеров ,
используя такие методы и инструменты,
как налоговые льготы; гармонизация и
унификация грузовых ,железнодорожных
тарифов; экспортные кредиты; страхование
экспортных сделок ; бюджетное финансирование
приоритетных экспортоориентированных
проектов ; защита от антидемпинговых
процедур; приведение республиканских
стандартов в соответствие с международными;
гармонизация правил и процедур национальной
системы сертификации с требованиями
ВТО; совершенствование инфраструктуры
экспорта; упрощение процедуры лицензирования;
гармонизация и унификация таможенных
пошлин и др.
Продвижение РБ по пути устойчивого
развития в решающей степени зависит от
качественного расширения ее связей с
внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической
деятельности РБ является работа по следующим
направлениям.
• Активное расширение
внешнеторговых отношений со всеми странами
мира (особенно Азии, Латинской Америки
и Африки) при сохранении завоеванных
рынков.
В решении данного вопроса многое
зависит от самих предприятий-экспортеров,
от того, насколько эффективно проводится
маркетинговая политика, организуется
работа товаропроводящей сети, совершенствуются
логистические системы экспорта товаров,
диверсифицируются структуры белорусского
экспорта по конкретным рынкам, осуществляется
сертификация в соответствии со стандартами
мирового рынка.
Рассматривая перспективы развития
экспортно-импортных отношений, следует
обращать внимание и на инвестиционные
возможности внешнеторговых партнеров.
• Развитие в РБ экспортных
услуг(транспортных, туристических, инжиниринговых,
компьютерных, образовательных,медицинских
и др.).
В мировой практике придается
значительное внимание развитию сектора
услуг. В 2007 г. экспорт услуг в мире составил
2415 млрд долл. США, или около 19% всего торгового
экспорта (товаров и услуг). В то же время
ситуация отличается для различных регионов
и стран. Так, для европейских стран этот
показатель находится на уровне 22-24 %. Здесь
лидерами являются: Великобритания (33,0%),
Дания (32,6%), Ирландия (32,2%), Испания (31,4%),
Австрия (30,3%). В Северной Америке выделяются
США (28,2%), в Африке - Египет (53,3%), Марокко
(39,7%), Тунис (26,7%), в Азии -Индия (33,7%). В странах
СНГ данный показатель находится на уровне
11,1% .
Удельный вес добавленной стоимости
в сфере услуг в РБ составляет 63-65%, в промышленности
- 27-28, сельском хозяйстве - 36-39%. Поскольку
экономика остается по-прежнему в значительной
мере материале- и энергозависимости от
импорта ресурсов, дальнейший экономический
рост должен достигаться за счет динамичного
развития менее ресурсоемкого сектора
- сферы услуг. Кроме того, свою лепту в
трансформацию структуры экономики, ее
большую ориентацию на сегмент услуг вносят
и императивы новой экономики. В развитых
в промышленном отношении странах в структуре
производства ВВП доминирующая роль (до
80%) принадлежит услугам (как социальным,
так и производственным). В Беларуси доля
услуг значительно ниже (42-45%), что не позволяет
существенно повысить эффективность функционирования
национальной экономики.
В РБ принято и реализуется
более 30 программ по развитию различных
отраслей услуг [41 С. 18 ]. Услуги
рассматриваются как источник роста валового
внутреннего продукта, пополнения государственного
бюджета, создания новых рабочих мест,
а в конечном итоге - повышения качества
жизни населения.
Доля экспорта услуг РБ в общем
объеме экспорта товаров и услуг страны
в 2007 г., по данным Платежного баланса,
составляла 10,9% (в стоимостном выражении
2,4 млрд. долл. США). Международная торговля
услугами складывается для республики
благоприятно, о чем свидетельствует положительное
сальдо. Устойчивый рост экспорта коммерческих
услуг обусловлен прежде всего транспортной
составляющей.
Рисунок 3. Экспорт коммерческих
услуг РБ по видам, млн. долл. США.
Определяющими видами транспорта
в Беларуси являются: железнодорожный
, трубопроводный и, в меньшей степени,
автомобильный, что свидетельствует о
недостаточном использовании выгодного
географического положения страны. Доля
экспортных перевозок автомобильным транспортом
в общем объеме экспорта товаров и услуг
республики составляет около 1%. Такова
же доля поездок, что говорит о явно недостаточном
развитии въездного туризма в РБ. То есть
на сегодняшний момент из всех видов услуг,
экспортируемых республикой, валюта зарабатывается
в основном на железнодорожных перевозках,
доля которых в общем объеме перевозок
составляет 75%.
По статье «другие услуги» лидирующее
положение занимают операционный лизинг,
профессиональные и технические услуги.
Стабильную тенденцию роста экспорта
имеют услуги связи. Все больше экспортируются
компьютерные и информационные услуги.