Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.

Оглавление

Перечень условных обозначений…………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6
1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты
экономической политики РБ….………………………………6
1.2.Предпосылки участия РБ в
международных экономических отношениях ...……………………..8
1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10
1.4.Национальные приоритеты по
привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13
2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17
2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17
2.2. Перспективные направления
внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19
2.3Финансовая политика в контексте инновационной
и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27
3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 350.60 Кб (Скачать)

Уровень централизации финансовых ресурсов в секторе государственного управления мог бы позволить осуществлять технологическое переоснащение за счет бюджетных средств, при допущении того, что финансовые средства должны расходоваться не только на НИОКР, проводимые в рамках инновационных проектов в республике, но и на приобретение зарубежных технологий и оборудования. Такая политика будет сопровождаться оттоком валютных средств из страны. Но это более взвешенное решение, нежели финансирование разработок, результаты которых неопределенны, требуют существенных затрат, не связанных с их освоением в производстве, имеют сопоставимые зарубежные аналоги. Тогда становятся неоправданными расходы на содержание инновационной инфраструктуры. Однако подобные положения абсолютно не исключают приоритетов проведения самостоятельных НИОКР, поскольку ставка на зарубежные инвестиции, содержащие инновации, приобретение зарубежных технологий и оборудования неизбежно достигнет пределов целесообразности и исчерпает себя , сформирует дополнительный механизм научно-технической зависимости от внешнего окружения (особенно, ТНК, представляющие ведущие государства Запада, НИС), наряду с энергетической и сырьевой зависимостью от РФ.

Также политика приобретения зарубежных инноваций должна детально предусматривать процедуры ее реализации, т. к. проведение государственных закупок с участием иностранных контрагентов снижает возможности контроля, тем самым допуская коррупцию, нецелевое использование финансовых ресурсов государства.

Одной из тактических мер, предпринимаемых центральными банками, для оказания содействия национальному экспорту является девальвация. Проведенная в начале января 2009 г., согласно соглашению с МВФ, девальвация не обеспечила предполагаемого увеличения экспорта. По причине импортоемкости белорусского производства возрастание стоимости импорта ведет к увеличению себестоимости экспортируемой продукции. Для конкретизации данного тезиса приведем выводы Е. Злотниковой. Автор отмечает: «Чем выше доля импорта в полных материальных затратах, тем значительнее снижение рубля скажется на росте цен на конечную продукцию» [8,с.55]. По ее мнению, «…высокая потребность в промежуточном импорте сводит на нет положительное влияние девальвации» [8, с. 55].

Относительно отраслей с низкой импортоемкостью  , проявляется обратная закономерность: «Невысокая доля импорта в полных материальных затратах позволит при снижении курса рубля сделать их продукцию дешевле для зарубежного потребителя и увеличить объемы экспорта» [8, с. 55].

Итоговый вывод состоит в том, что «…основную долю экспорта составляет продукция тех отраслей, объемы поставок которых не могут измениться значительно под влиянием снижения курса рубля в силу высокой доли импорта в их полных материальных затратах» [8, с. 55].

Из этого следует, что принятие решения Национальным банком о девальвации была скорее направлено на выполнение международных обязательств перед МВФ, что, в свою очередь, обусловливалось ситуацией, складывающей на рынке в России, и малоэффективной с точки зрения укрепления экспортного потенциала.

Ограничительное валютное регулирование в РБ обусловлено тем , что национальные СХ проводят оплату зарубежного сырья и энергоносителей посредством валютных поступлений от экспорта промежуточных товаров, в значительной степени - нефтепродуктов, калийных удобрений, недрагоценных металлов. Данная продукция имеет низкий уровень добавленной стоимости. Следовательно, необходимы меры принуждения СХ, экспортирующих белорусскую продукцию за рубеж с получением валютной выручки, для ее направления СХ, которые в значительной мере зависимы от импорта. Можно утверждать, что на стадии модернизации валютные поступления от экспорта следует направлять на импорт инвестиционных товаров для расширенного воспроизводства основных фондов. Правовыми формами такой политики являются: обязательная продажа иностранной валюты; определение целей приобретения валюты на внутреннем рынке; необходимость получения разрешения Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; регистрация внешнеторговых сделок.

То обстоятельство, что значительная часть бюджета по доходам формировалась от экспортной пошлины на нефтепродукты до ее отмены, выступало дестабилизирующим фактором в плане обеспечения социальных обязательств государства, который реализовался в текущем году. В действительности, российская сторона финансировала расходы белорусского бюджета с целью сохранения сложившихся внешнеполитических отношений, уровень развития которых на определенном этапе прекратил соответствовать интересам РФ. В совокупности с общим увеличением негативных тенденций во внешней торговле, ростом цен на энергоносители, введение РФ экспортной пошлины на поставляемую в РБ нефть формирует перед правительством  РБ проблему сохранения равновесия доходов и расходов бюджета, побуждающую к использованию внешних заимствований.

Привлечение внешних государственных займов от имени РБ осуществляется Советом Министров по решению Президента. По состоянию на 01.01.2010 государственный долг составлял сумму в 7 891,4 млн. дол США, что в 2,12 раза больше, чем годом ранее. Согласно закону «О республиканском бюджете на 2010 год» лимит внешнего государственного долга установлен в размере 9,5 млрд. долларов США [13, ст. 22].

Валовой внешний долг  РБ за первое полугодие 2011 года увеличился на 4 млрд 700 млн долларов, или 16,5%. На 1 июля он достиг 33 млрд 101,1 млн долларов, или 56,3% ВВП (28 млрд 401,1 млн долларов, или 52% ВВП на начало года).

Как сообщили БелаПАН в Национальном банке, в расчете на душу населения валовой внешний долг составил 3 тыс. 488 долларов США против 2 тыс. 995 долларов на 1 января 2011 года.

По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2011 года было направлено 2 млрд 958,4 млн долларов (10,7% ВВП, или 14,3% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд 489,2 млн составили выплаты по основному долгу, 469,2 млн долларов — платежи по процентам.

Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.

Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.                                                    

   Таблица 4.

Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов на 1 октября 2011г.

Режим доступа:  http://news.tut.by/economics/249856.html

 

 

Показатели

На 1 января

2011 г.

На 1 апреля

2011 г.

На 1 июля

2011 г.

На 1 октября

2011 г.

1 октября

2011 г. к

1 января

2011 г., %

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28401,1

31622,3

33101,1

32515,7

114,5

Краткосрочный

Долгосрочный

12700,8

14147,3

14282,5

13259,5

104,4

15700,3

17475,0

18818,6

19256,2

122,6

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ1

 

10057,9

 

10997,6

 

12000,3

 

11885,4

 

118,2

Краткосрочный

0

0

0

0

Х

Долговые ценные бумаги

0

0

0

0

Х

Кредиты и займы

0

0

0

0

Х

Торговые кредиты

0

0

0

0

Х

Другие долговые обязательства

0

0

0

0

Х

Просроченная задолженность

0

0

0

0

Х

Прочее

0

0

0

0

Х

Долгосрочный1

10057,9

10997,6

12000,3

11885,4

118,2

Долговые ценные бумаги

1230,1

2046,7

2052,9

2023,1

164,5

Кредиты и займы

8260,1

8366,4

9357,4

9285,6

112,4

Торговые кредиты

0

0

0

0

Х

Другие долговые обязательства

567,7

584,5

590,0

575,7

101,4

ОРГАНЫ ДЕНЕЖНО-

КРЕДИТНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1855,3

 

1713,5

 

1400,8

 

1328,1

 

71,6

Краткосрочный

1267,1

1107,9

786,0

721,7

57,0

Долговые ценные бумаги

0

0

0

0

Х

Кредиты и займы

146,3

0

0

0

Х

Счета и депозиты

1120,8

1107,9

786,0

721,7

64,4

Другие долговые обязательства

0

0

0

0

Х

Просроченная задолженность

0

0

0

0

Х

Прочее

0

0

0

0

Х

Долгосрочный

588,2

605,6

614,8

606,4

103,1

Долговые ценные бумаги

0

0

0

0

Х

Кредиты и займы

588,2

605,6

614,8

606,4

103,1

Счета и депозиты

0

0

0

0

Х

Другие долговые обязательства

0

0

0

0

Х

БАНКИ

5752,1

6832,6

6980,6

6749,8

117,3

Краткосрочный

2692,9

3165,5

3096,2

2758,3

102,4

Долговые ценные бумаги

22,0

32,1

47,7

7,2

32,7

Кредиты и займы

2246,1

2626,4

2621,0

2337,6

104,1

Счета и депозиты

212,9

250,4

323,1

262,8

123,4

Другие долговые обязательства

211,9

257,5

104,4

150,7

71,1

Просроченная задолженность

0

0

0

0

Х

Прочее

211,9

257,5

104,4

150,7

71,1

Долгосрочный

3059,2

3667,1

3884,4

3991,5

130,5

Долговые ценные бумаги

0

0

0

78,0

Х

Кредиты и займы

2767,1

3241,9

3449,2

3437,1

124,2

Счета и депозиты

292,1

425,2

435,2

476,4

163,1

Другие долговые обязательства

0

0

0

0

Х

ДРУГИЕ СЕКТОРЫ

9910,1

11220,4

11835,0

11634,5

117,4

Краткосрочный

7915,1

9015,7

9515,9

8861,6

112,0

Долговые ценные бумаги

0

0,2

0,9

1,3

Х

Кредиты и займы 

493,5

634,0

621,6

554,5

112,4

Счета и депозиты 

0

0

0

0

Х

Торговые кредиты

6788,6

7694,6

8136,1

7520,9

110,8

Другие долговые обязательства

633,0

686,9

757,3

784,9

124,0

Просроченная задолженность

633,0

686,9

757,3

784,9

124,0

Прочее 

0

0

0

0

Х

Долгосрочный

1995,0

2204,7

2319,1

2772,9

139,0

Долговые ценные бумаги

0

0

0

0

Х

Кредиты и займы

1995,0

2204,7

2319,1

2772,9

139,0

Счета и депозиты

0

0

0

0

Х

Торговые кредиты

0

0

0

0

Х

Другие долговые обязательства

0

0

0

0

Х

Прямые инвестиции: межфирменное

кредитование

 

825,7

 

858,2

 

884,4

 

917,9

 

111,2

Задолженность дочерним предприятиям

0

0

0

0

Х

Просроченная задолженность

0

0

0

0

Х

Прочее

0

0

0

0

Х

Задолженность прямым инвесторам

825,7

858,2

884,4

917,9

111,2

Просроченная задолженность

3,2

3,4

3,3

3,7

115,6

Прочее

822,5

854,8

881,1

914,2

111,1


 

При привлечении внешних займов необходимо исходить из того, что внешний долг - источник воспроизводства, а не потребления. Внешний долг государства, по определению, отвлекает финансовые ресурсы на его обслуживание, вместо направления их на модернизацию технологического оборудования. Использование заемных средств для покрытия бюджетных расходов на потребление и импорт, а не направление их на укрепление экспортного потенциала, ведет лишь к увеличению нагрузки на бюджет, что будет вынуждать к проведению приватизации с участием иностранного капитала. Обслуживание внешнего долга составляет значительную часть экспортных поступлений. В Законе «О республиканском бюджете на 2010 год» расходы на обслуживание внешнего государственного долга составляют более половины расходов на социальную политику и в 2,9 раза больше, чем расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность [13]. В случае Республики Беларусь, обслуживание государственного долга вызывает некоторое сокращение внутреннего потребления, что, в свою очередь, обуславливает сокращение доходов СХ.

Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают РФ, МВФ, Китай, Венесуэла [6, с. 13]. Преимуществом такой формы заимствования как долговые обязательства является то, что они, как правило, не могут переуступаться [6, с. 14]. Такое положение гарантирует, что задолженность не сконцентрируется у одного кредитора: государства, международной организации - что не позволит ему манипулировать принятием политических решений.

При предоставлении заимствований со стороны МВФ, данный финансовый институт формулирует рекомендации по проведению реформ во внешнеэкономической сфере. С точки зрения повышения конкурентных преимуществ республики при активном первоначальном участии государства, сомнительными являются рекомендации МВФ по внесению коррективов в следующие направления политики:

1) Минимизировать контроль  над ценами;

2) Ослабить контроль над  заработной платой;

3) Отказаться от количественных  целевых показателей ввиду      усложнения экономической структуры;

4) Позволить банковской  системе принимать решения, исходя  из прибыльности и рисков, сопряженных  с проектами.

Предложенные меры являются типовыми. Они опираются на либеральную традицию, имеют несовместимую с принципами социального государства направленность и прочее. Вопросы управления в МВФ зависят от величины квоты в уставном капитале Фонда, и преобладающая доля в нем принадлежит США. Представляется, что рекомендации МВФ неадекватно отражают социально-культурную специфику, торговый характер или иностранное происхождение частного капитала, концентрацию полномочий у республиканских ОГУ, централизованное планирование, наличие крупных производственных объектов в Республике Беларусь.

Как показывает практика МВФ по предоставлению заимствований, при запросе о предоставлении займа, когда финансовая система государства испытывает хронические проблемы с дефицитом платежного баланса, подобные рекомендации превращаются в требования. Таким образом, при выстраивании отношений с МВФ, необходимо исходить из того, что получение краткосрочных займов не предоставляет возможности для долгосрочного инвестирования в высокопроизводительное технологическое оборудование. Более того, соглашения о предоставлении краткосрочных займов заключаются с установлением цели использования заемных средств.

Политическая проблема, в целом, проявляется в том, что внешние заимствования используются на государственные расходы по текущему потреблению, а не направляются на развитие экспортного потенциала, что не обеспечит устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Внешние заимствования республики расходуются на поддержание стабильности существующей финансовой системы, которая обслуживает сформировавшийся реальный сектор, а не на модернизацию производственных мощностей, особенно, приобретение иностранных технологий и оборудования. Совету Министров и Национальному банку необходимо использовать денежно-кредитную политику для воздействия на структуру и направление капиталовложений, концентрируя ограниченные финансовые ресурсы в тех областях, которые способны обеспечить максимальную отдачу в наращивании экспорта.

Таким образом,реализация многовекторной внешнеэкономической стратегии в контексте устойчивого развития позволит расширить поставки товаров и услуг на рынки дальнего зарубежья при сохранении принципиально важного «соседского» направления;улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационного,наукоемкой и экологически чистой продукции,обеспечить приоритетное развитие сферы услуг;повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внешнеторговое сальдо.

 

 

 

3. Интеграция России  и Беларуси.

Укрепление дружбы и сотрудничества РБ с РФ, осуществление их глубокой экономической интеграции является приоритетным направлением внешней политики нашей страны.

Подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений. Беларусь и Россия поставили перед собой задачи создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан[12, c. 25].

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ