Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.

Оглавление

Перечень условных обозначений…………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6
1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты
экономической политики РБ….………………………………6
1.2.Предпосылки участия РБ в
международных экономических отношениях ...……………………..8
1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10
1.4.Национальные приоритеты по
привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13
2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17
2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17
2.2. Перспективные направления
внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19
2.3Финансовая политика в контексте инновационной
и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27
3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 350.60 Кб (Скачать)

                                       Таблица 3.

 Укрупненная структура экспорта-импорта услуг РБ 2011г.

Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/

 

Показатели

2010г.

2011г.

2011год  к 

2010году,%

млн. долл. США

Доля в %

млн. долл. США

Доля в %

Экспорт услуг, всего  в том числе:

4501,0

100,0

5260,9

100,0

116,9

транспортные услуги

3005,8

66,8

3538,0

67,3

117,7

поездки

436,9

9,7

459,4

8,7

105,1

компьютерные и информационные услуги

223,0

5,0

279,1

5,3

125,2

строительные услуги

125,5

2,8

195,0

3,7

155,4

услуги связи

173,3

3,9

184,2

3,5

106,3

государственные услуги

34,4

0,8

36,5

0,7

106,1

роялти и лицензионные платежи

8,5

0,2

20,0

0,4

235,3

услуги в сфере культуры и отдыха

15,4

0,3

19,2

0,4

124,7

финансовые услуги

11,2

0,2

15,5

0,3

138,4

страховые услуги

2,0

0,0

1,3

0,0

65,0

прочие услуги

456,0

10,3

512,7

9,7

110,3

Импорт услуг, всего  в том числе:

2878,0

100,0

3182,6

100,0

110,6

транспортные услуги

1391,1

48,3

1531,1

48,1

110,1

поездки

611,5

21,2

554,9

17,4

90,7

строительные услуги

163,2

5,7

313,1

9,8

191,9

услуги связи

103,8

3,6

110,7

3,5

106,6

финансовые услуги

75,8

2,6

96,9

3,0

127,8

роялти и лицензионные платежи

102,7

3,6

90,7

2,8

88,3

компьютерные и информационные услуги

53,3

1,9

51,0

1,6

95,7

услуги в сфере культуры и отдыха

25,8

0,9

22,0

0,7

85,3

государственные услуги

6,9

0,2

5,5

0,2

79,7

страховые услуги

3,1

0,1

5,0

0,2

161,3

прочие услуги

340,8

11,8

401,7

12,6

117,9


 

•  Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых инвесторов». Только в 2005 г. 15 ведущих развивающихся стран и стран с переходной экономикой реализовали за пределами своих государств ПИИ в размере более 1,3 трлн. долл. США.        Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Сингапур и другие страны имеют значительный потенциал для дальнейшего расширения прямого иностранного инвестирования.

•  Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

• Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и 

стран с переходной экономикой.

•  Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.

•  Экологизация экспорта Республики Беларусь. 

Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.

В краткосрочной перспективе для укрепления национальной экономики, повышения ее эффективности важно расширить внедрение современных экологически безопасных технологий, обеспечить осуществление структурных преобразований при строгом соблюдении экологических ограничений.

В среднесрочной перспективе главной целью становится создание эффективной экологически ориентированной экономики, обеспечивающей экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, рост производственного потенциала в пределах хозяйственной емкости экосистем.

В долгосрочной перспективе основной целью устойчивого развития будет гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе воспитания высоких духовно-нравственных ценностей.

Выполнение требований экологического императива - 

неотъемлемая составляющая и внешнеэкономической политики РБ , главная цель которой состоит в эффективном участии в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

В комплекс основных мероприятий по активизации внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества, намеченных в государственных программных документах, включен ряд мер, учитывающих требования экологического императива. В частности, в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 указано на необходимость осуществления следующих действий в этом направлении:

• активизировать участие в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

• создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;

• способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции );

• разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта и связи, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;

• обеспечить совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов;

• добиваться снижения ресурсо- , энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и технологических решений;

• развивать системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения и др.

Производство экологически безопасной продукции на предприятиях республики позволяет увеличить эффективность внешнеэкономической деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности .Посредством производства и реализации экологически чистых товаров производители имеют более широкие возможности выхода на новые рынки, увеличения доли рынка, роста объемов продаж за счет цен на так называемые «зеленые» товары. Стратегические выгоды экологически чистого производства проявляются ввозможности выхода на зарубежные рынки сбыта, формировании культуры и философии предприятия, в основе которой приверженность руководства и сотрудников к экологическим нормам и ценностям, что способствует, кроме названного , созданию привлекательного имиджа страны и укреплению «паблик рилейшнз».

Международная практика показывает, что регламентация внешнеторговых операций осуществляется исходя из экономических, политических, социальных, экологических, моральных и других принципов и обеспечивается посредством применения мер тарифного и нетарифного регулирования. В рамках последнего все чаще используются технические барьеры в торговле, устанавливаемые с целью соблюдения безопасности и охраны окружающей среды. К таким барьерам относятся: международные, региональные и национальные стандарты и технические нормы; правила и нормы безопасности; системы сертификации; санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения; экологические меры и т.д. Применение комплекса этих мер позволяет осуществлять гибкое регулирование импорта и решать двоякую задачу: с одной стороны, способствовать обеспечению экологической безопасности, а также охраны здоровья населения,с другой - осуществлять скрытую протекционистскую политику, направленную на ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции. В отличие от таможенного тарифа и количественных ограничений, чей протекционистский характер очевиден, значение мер нетарифного регулирования с трудом поддается количественной оценке.

Для обеспечения равного доступа товаров, производимых в РБ, на мировые рынки особое значение приобретает унификация национальных норм, правил и стандартов с международными требованиями. Решение данной задачи должно предусматривать создание информационной базы по вопросам технических , санитарных и экологических требований, которые предъявляются в стране; унификацию отечественной технико-экологической оценки с международной; разработку системы регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом международного опыта по защите национального производства и обеспечения внешней экологической безопасности.

В новых геополитических условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами значительно зависят от активной позиции РБ. Необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей. 

Таким образом, реализация многовекторной внешнеэкономической стратегии в контексте устойчивого развития, позволит расширить поставки товаров и услуг на рынки дальнего зарубежья при сохранении принципиально важного «соседского» , в частности российского, направления; улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационной, наукоемкой и экологически чистой продукции; обеспечить приоритетное развитие сферы услуг; повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внешнеторговое сальдо.

 

2.3.Финансовая политика в контексте инновационной и экспортно-ориетированной стратегии.

Финансовая сфера государственного управления представляет собой совокупность механизмов и методов:

-перераспределения ВВП  посредством установления обязательных  платежей в централизованные  фонды;

-регулирования денежной  массы в обращении путем установления  ставки рефинансирования.

Денежно-кредитная сфера выступает посредником, обеспечивающим производство и реализацию ВВП. Роль финансовых структур государства на стадии модернизации состоит в следующем: «Банковская система обеспечивала приоритетные отрасли экономики дешевыми долгосрочными ресурсами». Создавая стимулы к формированию фондов сбережения, государство обеспечивает сельское хозяйство заемными средствами для приобретения зарубежного производственного оборудования и технологий.

Задачей денежно-кредитной системы выступает перемещение национальных сбережений в сферу инвестиций. Сбережения - основа инвестиций. По мнению Гил К.С. «…высокая степень внутренних сбережений и долгосрочные иностранные займы стали решающими факторами экономических успехов Кореи» [25, с. 13]. Таким же образом можно охарактеризовать социальную политику Японии. В Японии отсутствие программ социальной политики, сопровождаемое ростом доходов, стимулировало граждан к накоплению денежных средств в банках, что привело к формированию большого объема свободного капитала в банковской системе, который под низкие проценты предоставлялся реальному сектору для инвестиций. В то время как политическая элита РБ ориентируется на «…модели роста, опирающейся на внешние сбережения для поддержания высокого уровня инвестиций», путем опережающего производительность повышения доходов населения стимулируя внутренний спрос, который, в т.ч., способствует увеличению импорта. Кроме того, негативным явлением с точки зрения укрепления экспортного потенциала выступает низкая норма сбережений населения. «На протяжении послевоенных лет была достигнута высокая норма сбережений, которая постоянно увеличивалась и в 70-80-х годах она составила около 14%». Система социального обеспечения, гарантируя определенный минимальный доход, снижает мотивацию к сбережениям. Финансовая политика РБ ориентирована на то, чтобы сконцентрировать и распределить финансовые ресурсы через бюджет, внебюджетные фонды. Тем самым, значительная часть финансовых средств изымается у граждан и СХ. Здесь вновь проявляется дилемма социальной ориентированности белорусского государства, сопряженной с большими затратами на содержание механизма ее обеспечения, и технологической модернизации, для которой необходимы значительные финансовые затраты.

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ