Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.

Оглавление

Перечень условных обозначений…………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6
1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты
экономической политики РБ….………………………………6
1.2.Предпосылки участия РБ в
международных экономических отношениях ...……………………..8
1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10
1.4.Национальные приоритеты по
привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13
2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17
2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17
2.2. Перспективные направления
внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19
2.3Финансовая политика в контексте инновационной
и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27
3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 350.60 Кб (Скачать)

 

 

В таблице приведены данные об общем товарообороте, экспорте и импорте РБ со всеми странами СНГ и основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ (более 1% от общего товарооборота).

Значительно увеличился товарооборот с Китаем ( на 158,3 млн. долл. США), Соединенным Королевством ( на 61,3 млн. долл. США), Германией (на 49,2 млн. долл. США). 
Снизился товарооборот с Нидерландами ( на 348,8 млн. долл. США), Латвией (на 315 млн. долл. США), Россией ( на 214,3 млн. долл. США),

Товарооборот с РФ по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 6,7% - 3,0 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное, величиной 760,9 млн. долл. США. Экспорт возрос на 10,3%, импорт снизился на 14,5%.

Товарооборот с Украиной увеличился на 7,7%  - 461,9 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 180,6 млн. долл. США. Экспорт возрос незначительно (на 0,1%), импорт увеличился на 30,3%.

Товарооборот с Казахстаном по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 23,4% или на 13,9 млн. долл. США и составил 45,7 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 34,8 млн. долл. США. Экспорт снизился на 19,1%, импорт - на 45,1%.

В торговле со странами СНГ увеличился товарооборот с Азербайджаном ( на 3,6 млн. долл. США- 19,9 млн. долл. США), Туркменией ( на 3 млн. долл. США- 12,4 млн. долл. США), Молдовой (на 2,5 млн. долл. США- 22,2 млн. долл. США), Узбекистаном ( на 1,1 млн. долл. США, -6,8 млн. долл. США). Снизился товарооборот с Киргизией (  на 3,4 млн. долл. США- 4,2 млн. долл. США), Таджикистаном ( на 1,8 млн. долл. США - 3,1 млн. долл. США), Арменией ( на 0,9 млн. долл. США - 1,8 млн. долл. США).

Товарооборот со странами вне СНГ составил 41,7% общего товарооборота РБ.  
          Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 24,4% и составил 1,7 млрд. долл. США (28,3% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 36,1% и составил 1,1 млрд. долл. США, импорт увеличился на 15,1% и составил 605,6 млн. долл. США. Положительное сальдо составило 524,7 млн. долл. США.

Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем 2012 года уменьшился на  9,5% и составил 5,9 млрд. долл. США (96,9% общего товарооборота РБ). Экспорт уменьшился на 15,3% и составил 2,8 млрд. долл. США, импорт уменьшился на 3,6% и составил 3,1 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо составило 260,9 млн. долл. США.

Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ – Нидерланды, Германия, Китай, Польша, Италия.

 

1.4.Национальные  приоритеты по привлечению иностранных  инвестиций.

Привлечение зарубежных инвестиции необходимо для развития кооперации, более полного использования возможностей для развития конкурентных преимуществ. Под осуществлением инвестиций понимается вложение имущества в коммерческие проекты с целью получения прибыли. 
  РБ относится к государствам, которые испытывают недостаток собственного капитала для модернизации производственных фондов. Неотъемлемым условием, которое должно соблюдаться при формировании инвестиционной политики, является инновационный характер рассматриваемых инвестиционных проектов. По расчетам Т.С. Вертинской «…более 95% внешнеторгового оборота во всех регионах, исключая Брестскую область, обеспечивали экспортные производства с белорусским капиталом»[23,с.16]. 
 Принимая во внимание то, что внутренний рынок РБ защищен импортным тарифом, а импорт из РФ, в отношении которой данный тариф не применяется, в значительной мере состоит не только из сырья и энергоносителей, представляется необходимым пересмотреть государственные инвестиционные приоритеты. Продукция обрабатывающей промышленности, импортируемая и РФ, производится так же  с помощью иностранных инвестиций. По меньшей мере, для выравнивания внешней торговли, в том числе реализации целей импортозамещения , в рамках существующих межгосударственных объединений (в перспективе, Таможенного союза) необходимо создание радикально более льготных условий для иностранных инвестиций, особенно в правовом режиме СЭЗ. Наиболее прагматичным вариантом инвестиционной политики является привлечение инвестиций из развитых государств, так к это позволит при формировании льготного режима выставлять встречные требования о модернизации промышленного производства. Вместо исполнения финансовых обязательств перед государством, свободные ресурсы будут использоваться на учреждение, реконструкцию сельских хозяйств, благодаря которому в республике увеличится производительность, а у инвестора – увеличится размер собственности.

Со стороны развитых государств инвестиции поступают от  транснациональных корпораций, которые в состоянии осуществлять их в форме прямых капиталовложений. В основном, подобные рисковые затраты транснациональной корпорации обусловлены существованием торговых барьеров в стране, импортирующей поставляемые данными транснациональной корпорации, и, следовательно, выступающей реципиентом инвестиций, при наличии достаточных рынков сбыта. В таком ракурсе участие в формировании Таможенного союза создает более благоприятные условия для иностранных инвесторов в Беларуси. 
 В Южной Корее привлечение зарубежного капитала не выступало политическим приоритетом на этапе модернизации: «… прямые иностранные капиталовложения с 1967 по 1986гг. составили менее 2% от совокупных валовых инвестиций» [25 с.18]. Приведенное утверждение применимо и в отношении Японии,  где основным источником капитала для национальных сельских хозяйств выступали сбережения населения, аккумулируемые на специальных почтово-сберегательных счетах.

Даже в СЭЗ РБ режим инвестиций менее благоприятный, нежели в таких европейских государствах, интенсивно привлекавших инвестиции для расширения экспорта как Чехия, Ирландия. Льготные условия осуществления инвестиций и предпринимательства в СЭЗ именуются специальным правовым режимом.

Для осуществления инвестиционного проекта в пределах  СЭЗ необходимо выполнение ряда условий. Заявленный объем инвестиций для регистрации в свободной экономической зоне не может составлять менее 1 млн. евро. Также, инвестиционный проект должен быть направлен на создание производства экспортно-ориентированной либо импортозамещающей продукции (в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров, во втором случае). Согласно правилам, регулирующим налогообложение в СЭЗ, резиденты освобождаются от: 
       -   Налога на прибыль, полученную за счет реализации товаров собственного производства, освобождается от обложения сроком на 5 лет с даты ее объявления. После истечения 5-ти лет, прибыль от реализации товаров облагается по ставке, уменьшенной на 50% (12%);

     -  Налога  на недвижимость;

     -  Налога  на приобретение автомобильных  транспортных средств;

     -  НДС, исчисляемого  по ставке 20%, за исключением 10%, уплачивается в размере 50% от подлежащей уплате суммы с оборотов по реализации на территории РБ товаров собственного производства, которые произведены на территории СЭЗ и являются импортозамещающими;

    -  Сбора в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки .

Кроме этого, по общему правилу, иностранному инвестору предоставляются  преференции - освобождение от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, запрет на изменение размера арендной платы за пользование земельным участком в течение действия договора. 
 В СЭЗ республики гарантируются защита инвестиций, независимо от страны их происхождения, свободное от вмешательства государства осуществление предпринимательства, перевод доходов за рубеж.  Политическая система РБ стабильно функционирует, гарантируя то, что изменение политического курса, способное вызвать экономические потери для инвесторов, маловероятно. Сформирована международно-правовая основа для инвестиций . Заключены соглашения о ликвидации двойного налогообложения, где устанавливается, какие налоги взимаются в стране-реципиенте инвестиций, какие – в стране происхождения инвестиций, и какие доходы полностью или частично освобождаются от налогов .В белорусским реальным сектором в экспорте.

Базовый уровень развития благоприятных условий для иностранных инвестиций достигнут, но он не позволяет в полной мере реализовать потенциал сотрудничества с иностранными инвесторами , в частности: компенсировать импорт ,в перспективе, и увеличить объемы экспорта.  С этим необходимо учитывать, что для РБ  актуальным является привлечение иностранных инвестиций  в отрасли,  менее  зависимые от импортных белорусским реальным сектором в экспорте.

Для работы иностранных инвесторов на территории РБ созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений РБ с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией , Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.

В стране создана система стимулов, льгот и преференций для осуществления инвестиционной деятельности. Специальные правовые режимы действуют для инвесторов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

Законодательством предусмотрена возможность заключения инвестиционного договора с РБ – это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и дополнительные льготы при реализации инвестиционного проекта. 
РБ продолжает работу по вхождению в 30-ку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. В стране набирают темпы реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности.

В течение последних пяти лет наблюдается рост объемов поступления прямых иностранных инвестиций в экономику РБ. Рисунок 2.

Прямые иностранные инвестиции в экономику РБ 2007-              2011,млн. долларов США

Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/investments/ 
В географическом разрезе значительная доля притока иностранных инвестиций приходится на инвесторов из РФ (более 75 процентов от общего объема инвестиций по итогам 2011 г.), Италии (4,5 процента), Кипра (4,1 процента), Великобритании (2,2 процента) и др.

В стране ежегодно растет количество организаций с иностранным капиталом. На 1 января 2012 года в Республике Беларусь действует 5759 организаций с иностранными инвестициями, из них совместных – 3227, иностранных – 2373.

Вывод из приведенных рассуждений состоит в том, что политика привлечения иностранных инвестиций должна носить избирательный характер, и быть предельно либеральной в избранных отраслях. 

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

Внешнеэкономическая политика государства-это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала(политического,экономического,военного,социального,экологи-ческого и других) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платежного баланса.

 

 

2.Внешнеэкономическая политика РБ

2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ .

Нет более проблемного вопроса в науке о международных отношениях, чем категория приоритетов и интересов. Международные отношения это не что иное, как их взаимодействие и противоборство.

Приоритетом внешней политики РБ в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. РБ стремится: обеспечить благоприятные внешние условия для формирования современной, эффективной национальной экономики и становления внешнеэкономической специализации, гарантирующей максимальный результат от ее участия в международном разделении труда; добиться обеспечения экономической безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую экономику и вступления в ВТО; содействовать расширению белорусского экспорта и рационализации импорта в страну, поддерживать интересы белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров; способствовать привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы белорусской экономики.

РФ является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером РБ выступает за развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с Россией в рамках Договора о создании Союзного государства, формирование с российской стороной единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства, координацию внешнеполитической деятельности. Вместе с тем, по мнению президента РБ, нынешнее руководство России " не согласно с этим Договором, особенно важными его положениями, и хотело бы его понизить и ослабить" [9]. Стремясь к всестороннему сближению с РФ , РБ намерена твердо придерживаться принципиального курса на сохранение своей независимости и государственного суверенитета.

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ