Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными торговыми партнерами РБ являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Латвия и другие. Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией. В тоже время значительное внимание уделяется повышению конкурентоспособности белорусской продукции и ее продвижению на рынки стран Запада.

Оглавление

Перечень условных обозначений…………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. Тенденции развития внешнеэкономических связей РБ…........6
1.1.Экономико-географический и теоретический аспекты
экономической политики РБ….………………………………6
1.2.Предпосылки участия РБ в
международных экономических отношениях ...……………………..8
1.3 Состояние внешней торговли……………………………………10
1.4.Национальные приоритеты по
привлечению иностранных инвестиций……………………….…..13
2.Внешнеэкономическая политика РБ…………………………...17
2.1. Приоритеты внешнеэкономической политики РБ……………..17
2.2. Перспективные направления
внешнеэкономической политики Республики Беларусь….……....19
2.3Финансовая политика в контексте инновационной
и экспортно-ориетированной стратегии…………………………..27
3. Интеграция России и Беларуси………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 350.60 Кб (Скачать)

Существенным обстоятельством является и то, что ресурсы, используемые в производстве необходимого спектра продукции, не являются взаимозаменяемыми. Иначе, для производства следующей дополнительной единицы данной продукции на определенном этапе расширения ее производства необходимо будет пожертвовать большим количеством альтернативной продукции, чем предыдущей. При возрастающих издержках замещения полная специализация становится нецелесообразной. Тогда, чтобы внешняя торговля была выгодной для Беларуси цена экспортируемой продукции должна быть выше на внешнем рынке, чем в стране-экспортере и ниже, чем в стране-импортере. Кроме того, необходимо учитывать транспортные и иные расходы, связанные с совершением внешнеторговых операций. Согласно выводам американского ученого С. Линдера, «… товары будут успешнее продаваться в тех странах, где структура спроса … сопоставима со структурой спроса в стране-экспортере»  [ 27с.10]. Структура спроса будет сопоставимой при условии, что и уровень доходов, социальная стратификация будут схожими.

Справедливым будет исходить из того, что современная внешняя торговля, в которую неизбежно вовлечена РБ, основана не на естественных, а на целенаправленно формируемых приобретенных преимуществах. Апеллируя к исследованиям М. Портера, можно утверждать, что на мировом рынке конкурируют субъекты хозяйствования, а не государства  [33, с.670]. Государство же влияет на контекст функционирования субъектов хозяйствования.  

       Прочность  позиций на внешнем рынке обеспечивается  либо более низкими издержками, либо дифференциацией продукции. Согласно взглядам ученого, целесообразная  ВЭД возможна при соединении  конкурентной стратегии фирмы  с конкурентными преимуществами  государства. М. Портер выделяет 4 параметра конкурентоспособности государства на внешних рынках: 1.Производственные факторы;

     2.Требования  внутреннего рынка;

     3.Наличие эффективного  производственного окружения      (родственных, вспомогательных отраслей);

     4.Стратегия  фирмы и характер конкуренции (условия создания и управления субъектами хозяйствования) [27, с.13]. 

Отмеченные параметры формируют т.н. «национальный ромб», означающий систему, в которой каждый из параметров взаимно влияет на остальные, усиливая или ослабляя их действие в реализации генеральной политической линии.

Другие американские ученые: Дж. Сакс и Дж. Макартур, для оценки потенциальной конкурентоспособности предложили индекс, базирующийся на следующих критериях: 
          - Качество макроэкономической среды;

- Состояние государственных  институтов;

- Уровень технологического развития [27, с.19]. 

Для формирования государственной политики в сфере ВЭС правительству нужно исходить из того, что ресурсы ограниченны и распределены неравномерно, а также возможности изменения уровня развития технологий производства. Таким образом, современные исследования подтверждают то, что ценового преимущества недостаточно для проведения активной ВЭП. Как при принятии политических решений в рамках национальной политической системы или на международном уровне, так и при их имплементации, особое внимание необходимо уделять скорее приобретенным преимуществам (т.е. внедрение технологий, повышение квалификации трудовых ресурсов, оптимизация методов управления). 

1.2.Предпосылки  участия РБ в международных  экономических отношениях.

В РБ сформирован специфический уклад экономики, позволяющий ей преодолевать угрозы социального и политического характера, но обусловленный значительной внешнеэкономической зависимости республики. При формировании государственных приоритетов внешнеэкономической политики , применяя отдельные зарубежные образцы, прежде всего, нужно опираться на собственный опыт внешнеэкономических связей. Особенность структуры белорусской экономики и, следовательно, характер ВЭС закладывались административно-командными методами в рамках обширного, единого политического пространства. На этапе суверенного существования, РБ обладает уже сложившимся хозяйственным комплексом.

Структура производства экономических благ, функционирующая в настоящее время в РБ, сложилась в советский период. Принимая во внимание избыток трудовых ресурсов, относительно неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, был сформирован хозяйственный комплекс с преобладанием обрабатывающей промышленности. Как указывается в литературе: «…зачастую размещались только конечные производства, а предприятия родственных и поддерживающих отраслей находились в других республиках»[10]. Однако такой подход, в период доминирования административных принципов принятия политических решений, носил искусственный характер, поскольку практически полностью игнорировалось отсутствие сырьевой базы для обеспечения промышленного комплекса.

В этом состоит специфика РБ в сравнении, например, с новыми индустриальными странами. Новые индустриальные страны, опыт инновационного и экспортно-ориентированного развития которых представляет научный и политико-практический интерес, формировали структуру обрабатывающей промышленности , перераспределяя трудовые, финансовые ресурсы из аграрного, добывающего секторов, исходя из рыночных принципов, регулирующих международную торговлю.

Большая часть производственных фондов в РБ находится в государственной собственности. В качестве критерия оценки результатов государственного регулирования, в такой ситуации, в реальном секторе национальной экономики профессор  Константинов С.А. предлагает принимать не прибыль (и рентабельность), а чистую добавленную стоимость. Прибыль является компонентом добавленной стоимости, также как и заработная плата, налоговые, иные отчисления в бюджет. «В максимизации чистой добавленной стоимости, в отличие от максимизации прибыли, заинтересованы все участники распределительного процесса…» [11,с.56]. Тогда становится очевидным , что приоритетной задачей внешнеэкономической стратегии должен стать импорт технологий, производственного оборудования для увеличения доли готовой продукции с высоким показателем добавленной стоимости в экспорте.

Белорусское правительство ориентировано на политические традиции в государственном регулировании экономических процессов , с опорой на бюрократический аппарат и государственную собственность.

Направляющими ценностями политического и экономического поведения, и предпочтений народа РБ выступают коллективизм, эгалитаризм, стабильность, адаптивность. Также можно отметить такие социально-психологические установки как стремление соответствовать ожиданиям руководства; трудолюбие не коррелирует с результатами труда; инициатива не оправдывает себя в соотношении «усилия-результаты».

Сохранения существующей структуры производства и занятости и ее внешнеполитического сопровождения, требующего все большего сокращения свободы выбора для руководства республики. В открытой экономике значительное количество рабочих мест и доходы граждан непосредственно зависят от экспорта. Специализация, сложившаяся в советский период и реализуемая на современном этапе, как самоцель, должна перетерпеть изменения, исходя из условий участия РБ в МЭО. РБ не интегрирована мировую хозяйственную систему не по причине цивилизационных различий, а в связи со спецификой экономического уклада. МЭО, в которых участвует белорусское государство, в сущности, являются рыночными отношениями. Опыт развития зарубежных стран подтверждает, что создание рыночной экономики и сохранение национально-культурной идентичности возможно.

 

 

1.3 Состояние внешней  торговли.

Внешняя торговля представляет собой наиболее многосторонний, разнообразный компонент внешнеэкономических отношений государств. Структура внешней торговли, соотношение элементов которой колеблется из года в год. 

 

 

 экспорт                                                                            импорт

Рисунок 1.

Товарная структура экспорта и импорта РБ  в 2012 году.

( в процентах к итогу) Режим доступа: 38. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php

 

Наибольшая доля приходится на группу «Минеральные продукты». Это свидетельствует о существовании неблагоприятной тенденции, поскольку, с одной стороны, сырье для их производства практически полностью импортируется, а с другой – продукты его переработки имеют незначительную добавленную стоимость, а так же  о том, что рост ВВП обеспечивается возрастающим потреблением минеральных продуктов, но не внедрением энергосберегающих технологий.

Продукция химической промышленности характеризуется более высокими показателями добавленной стоимости, но конкуренция на внешних рынках является преимущественно ценовой, что требует снижения издержек за счет заработной платы либо технологической модернизации. Импорт машин, оборудования и транспортных средств превышает их экспорт. Это означает, что продукция белорусского машиностроения является неконкурентоспособной. Преобладание в импорте черных, цветных металлов указывает на то, что значительная часть металлопроката используется на внутренние нужды республики при отсутствии или незначительной внутренней добыче. Напротив, значительная доля в экспорте показывает то, что РБ, подтверждая тенденцию, поставляет за рубеж полуфабрикаты с низкой добавленной стоимостью.

Относительно торговли сельскохозяйственной продукцией, то экспорт в 2012  превысил импорт. Это потребовало значительного бюджетного финансирования. Преимуществом развития сельского хозяйства для укрепления экспортного потенциала является его незначительная импортоемкость. Однако практика внешней торговли подтверждает то, что сфера межгосударственного оборота продукции сельского хозяйства является наиболее конфликтной.

 

Таблица 1.

Итоги внешней торговли РБ  за январь 2013г. Режим доступа:

http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2013/yanv13

 

Месяц

Экспорт

Импорт

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду 2012 года

млн. долл.  
США

в % к соответствующему периоду 2012 года

Январь

2 969,9

85,3

3 156,7

97,4


 

 

Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное в размере 186,8 млн. долл. США (в январе 2012 года – положительное в размере 242,5 млн. долл. США). Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 494,2 млн. долл. США (в январе 2012 года – отрицательное в размере 874,5 млн. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 307,4 млн. долл. США (в январе 2012 года – положительное в размере 1,1 млрд. долл. США).

Экспорт Республики Беларусь -3,0 млрд. долл. США и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 14,7%. 
Экспорт в страны СНГ увеличился на 6,6% - 1,5 млрд. долл. США. 
Экспорт в страны вне СНГ снизился на 29,8% - 1,4 млрд. долл. США.

Импорт Республики Беларусь по сравнению с январем 2012 года снизился на 2,6% и составил 3,2 млрд. долл. США.  
Импорт из стран СНГ снизился на 12,3%, составив 2,0 млрд. долл. США. 
Импорт из стран вне СНГ увеличился на 22% -1,1 млрд. долл. США.

 

Таблица 2.

Итоги внешней торговли с отдельными странами .

Режим доступа:http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2013/yanv13

СТРАНА

Доля в общем товарообороте Республики Беларусь

Экспорт, млн. долл. США

Январь 2013 г. к январю 2012 г.

Импорт, млн. долл. США

Январь 2013 г.  
к январю 2012 г.

РОССИЯ

48,9%

1 117,1

110,3%

1 878,1

85,5%

НИДЕРЛАНДЫ

9,6%

563,6

61,7%

24,3

102,9%

УКРАИНА

7,5%

321,3

100,1%

140,7

130,3%

ГЕРМАНИЯ

5,5%

145,6

90,4%

190,4

151,4%

КИТАЙ

5,0%

94,1

389,7%

213,7

170,4%

ПОЛЬША

2,5%

61,1

68,8%

94,7

127,8%

ИТАЛИЯ

2,3%

87,1

111,2%

54,7

94,2%

ЛИТВА

1,6%

62,8

93,3%

34,0

150,4%

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО

1,5%

76,4

384,6%

18,3

135,3%

КАЗАХСТАН

0,7%

40,3

80,9%

5,4

54,9%

МОЛДОВА

0,4%

18,1

102,9%

4,1

194,8%

АЗЕРБАЙДЖАН

0,3%

19,2

121,5%

0,7

157,9%

ТУРКМЕНИЯ

0,2%

11,9

128,6%

0,5

436,0%

УЗБЕКИСТАН

0,1%

4,5

97,9%

2,3

199,8%

КИРГИЗИЯ

0,1%

3,4

48,1%

0,8

168,5%

ТАДЖИКИСТАН

0,05%

2,3

54,3%

0,8

125,5%

АРМЕНИЯ

0,03%

1,5

58,7%

0,3

358,0%

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической политики РБ