Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение различных режимов монетарной политики, анализ их эффективности и выбор режима денежно-кредитной политики с точки зрения перспектив его практического применения в Республики Беларусь.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные режимы монетарной политики государства, их значение для экономики страны, выявить преимущества и недостатки каждого режима, провести сравнительную оценку режимов денежно-кредитной политики, при этом основное внимание уделить режимам обменного курса и инфляционного таргетирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Режим монетарной политики и его роль в экономике
1.2. Таргетирование неявного номинального показателя
1.2. Таргетирование денежных агрегатов
1.3. Таргетирование обменного курса
2.1. Определение и основные механизмы при режиме
таргетирования инфляции
2.2. Операционная среда при режиме таргетирования инфляции
2.3. Сравнительные характеристики режимов монетарной политики
3. ВЫБОР РЕЖИМА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ
3.1. Применяемый в Беларуси режим монетарной политики
3.2. Критерии выбора оптимального режима монетарной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     Для быстрой реакции субъектов хозяйствования и домашних хозяйств на изменение  рыночной процентной ставки центральный банк должен регулировать ликвидность таким образом, чтобы официальная процентная ставка (обычно ставка по операциям на открытом рынке) передавалась в экономику в качестве средней рыночной краткосрочной процентной ставки [30, с.342].

     Рыночная  процентная ставка формируется в  результате взаимодействий банков. При  управлении своей ликвидностью банки  планируют объем операций, основываясь на ожиданиях ставки по операциям на открытом рынке, которая формируется центральным банком, а также на ожидаемых процентных ставках по постоянно доступным инструментам основных операций рефинансирования. Все это влияет на уровень рыночной процентной ставки.

     Перед центральным банком стоит необходимость  решения задач:

     - центральный банк должен применять  правило изменения официальной  процентной ставки, чтобы она  могла быть предсказуемой для  банков и  изменялась в соответствии с определенными правилами. Необходимо минимизировать расхождение между рыночной процентной ставкой и официальной ставкой по операциям на открытом рынке;

     - центральному банку необходимо  предсказывать краткосрочные колебания  ликвидности коммерческих банков, так как в этом случае банки будут использовать только основные операции рефинансирования со ставкой по операциям на открытом рынке для поддержания своей ликвидности, следовательно, именно эта ставка будет передаваться ими на денежный рынок.

     - определение коридора между официальной  ставкой по операциям на открытом рынке и ставками по постоянно доступным инструментам.

     Как правило, центральные банки формируют  коридор процентных ставок на межбанковском  рынке. Они стремятся сохранить  низкую волатильность ставки. Для стабилизации межбанковского рынка в ряде стран была введена «система коридора процентных ставок» (interest rates corridor system), или «система канала» (channel system). Она представляет собой ограничение на минимальные и максимальные краткосрочные ставки. Центральный банк готов предоставить ликвидность коммерческим банкам в неограниченных объемах (чаще под залог финансовых активов) по процентной ставке выше текущей ставки межбанковского рынка. Таким образом, денежные власти устанавливают максимальный предел, «потолок», рыночной ставки. Вместе с тем, центральный банк, принимая депозиты от коммерческих банков, готов поглощать избыточную ликвидность в неограниченных объемах по цене ниже ставки межбанковского рынка. Тем самым денежные власти поддерживают минимальный порог, «пол», межбанковской ставки. Коридор процентных ставок устанавливается таким образом, чтобы удерживать колебания рыночной ставки вокруг целевого или желаемого уровня. 
 
 
 

    1. Сравнительные характеристики режимов монетарной политики
 

     Различные режимы монетарной политики отличаются такими чертами как наличие или отсутствие явно указанного целевого параметра, используемыми инструментами, способами координации центрального банки и немонетарных властей  при реализации денежно-кредитной политики, открытостью и понятностью режима для экономических субъектов и другими (таблица 2).

    Таблица 2

Таргетирование  обменного курса Таргетирование  денежных агрегатов Инфляционное   таргетирование 
Номинальный якорь
Курс  национальной валюты к  валюте страны с низкой инфляцией Один  из денежных агрегатов  Индекс инфляции
Механизм
Ограничение величины и изменчивости инфляции издержек в части импортных цен    Регулирование предложения денег в соответствии с прогнози-руемыми спросом на деньги, скоростью обращения и величиной мультипликатора       Принятие центральным  банком официальных обязательств по  дости-жению и поддержанию низких темпов инфляции и формирование условий для их выполнения  
Основные  инструменты
Процентные  ставки Рефинансирование  банков  Явное формулирование среднесрочных целей по инфляции
Валютные  интервенции   Система оценки и  прогно-зирования   инфляции 
    Система отчетности по монетарной политике 
Условия применения
Достаточные международные резервы  Независимость  центрального банка в использовании инструментов монетарной политики   Высокий уровень координации центрального банка и правительства и четкое распределение их функций в обеспечении  низкого уровня инфляции  
Малое отклонение процентных ставок от ставок страны-якоря   Фискальная  дисциплина Высокая степень доверия к центральному банку   
    продолжение таблицы 2
Конкурентоспособность страны  Слабое  влияние немонетарных факторов Фискальная  дисциплина
Доверие к стране  Устойчивая  связь выбранного денежного агрегата и темпов инфляции   Высокое качество  прогноза инфляции 
    Открытость монетарной политики
    Продолжительный подготовительный период
Сильные стороны
Сдерживание импорта инфляции Возможность использования всего комплекса  инструментов монетарной политики Высокая стабильность цен является важным условием для  принятия оптимальных экономических  решений, роста внутренних сбережений и инвестиций и в целом для  роста эффективности и  экономического роста    
Снижение  инфляционных ожиданий Сильная,  быстрая и достаточно точная реакция на изменение экономической ситуации в монетарной сфере   Возможность проведения более гибкой и эффективной монетарной  политики вследствие отказа от ограничений таргетирования промежуточных параметров    
Относительная простота реализации монетарной  политики Оперативность информации о значении якоря   Повышение культуры и дисциплины монетарного и макроэкономического  регулирования  
Простота  восприятия  публикой     Низкие инфляционные ожидания
Слабые  стороны
Определение уровня курса, адекватного динамике экономического развития   Сложность выбора адекватного денежного агрегата  Сложность  методологи прогнозирования инфляционных процессов, особенно с учетом специфики страны
Возможность раскручива-ния спирали: покупка ва-люты – рост процентных ставок – давление на курс    Проблема  оценки факторов, влияющих на  спрос  на деньги  Возможность дискреди-тации режима в случае недостаточной подготовки и поспешного введения 
    продолжение таблицы 2
Ограничение диапазона действия инструментов монетарной политики   Трудности в  случае   использования специаль-ного показателя инфляции 
Недооценка  моральных рисков внешнего заимствования   
 
 
Риск  спекулятивной атаки на национальную валюту     
Опасность передачи шоков страны - якоря    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ВЫБОР РЕЖИМА МОНЕТАРНОЙ  ПОЛИТИКИ  В  БЕЛАРУСИ 

    2.1. Применяемый в Беларуси режим монетарной политики 

      В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом одной из основных целей денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, то есть Национальный банк должен гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю долгосрочную устойчивость белорусского рубля.

      В разные годы Национальный банк использовал разные промежуточные целевые ориентиры для достижения основных целей.

      На основании информации, представленной в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1998—2011 годы (таблица 2), можно сделать следующие выводы.

      В период до 2000 года в Беларуси, как и во многих странах с переходной экономикой, для преодоления негативных последствий применялись директивные методы распределения ресурсов в экономике, в частности, использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства Республики Беларусь и экономики страны в целом. Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции. В связи с этим для ограничения темпов роста цен в экономике страны Национальный банк использовал в основном ориентиры, связанные с приростом денежной массы, в том числе ориентиры по денежной массе и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему кредиту.

      Однако, начиная с 2001 года, ограничение роста цен проводится с использованием обменного курса как промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы.

     При этом в 2005 – 2007 годах конечной краткосрочной целью денежно-кредитной политики в Республике Беларусь являлось ограничение темпов инфляции при одновременном использовании целевых параметров по обменному курсу и денежной массе.

     Начиная с 2008 года в качестве монетарного якоря в Беларуси используется обменный курс белорусского рубля. Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база. При этом в начале 2009 года Национальный банк перешел к новому механизму курсообразования. Курс белорусского рубля стал привязан к корзине иностранных валют: доллар США, евро и российский рубль. Все валюты входят в корзину равными долями. Такой переход повысил гибкость курсовой политики Национального банка, так как именно эти валюты доминируют на валютном рынке Республики Беларусь.

     Таким образом, в разные периоды в Республике Беларусь использовались подходы к денежно-кредитному регулированию, которые можно классифицировать как смешанные формы монетарного таргетирования и таргетирования обменного курса. В данном контексте важным является тот факт, что, несмотря на выстраивание определенной системы приоритетности целевых ориентиров в Основных направлениях денежно-кредитной политики, механизм разрешения возможных конфликтов между различными целевыми ориентирами в однозначной форме не присутствовал.

     Таблица 3

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1998 – 2011 годы 

Год Целевые ориентиры
1998 — инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год);

— прирост денежной массы в национальной валюте 32-33% (27-28 трлн. руб. на конец года);

— прирост ЧВРК 23%, или 2 трлн. руб.

1999 — положительные процентные ставки денежного рынка;

— инфляция не более 4,5-5% в месяц в среднем;

— прирост денежной массы в национальной валюте (М3) не более 4,5-5% в месяц в среднем;

— прирост ЧВК не более 35,037 трлн. руб. за год

2000 — инфляция 170-190%, или 4,5-5,5% в среднем за месяц;

— прирост ЧВРК не более 76 млрд. руб. (62,9%), или 4,2% в среднем за месяц;

— прирост денежной массы в национальной валюте (М3) 180 млрд. руб. (60%), или 4% в среднем в месяц;

2001 — инфляция не более 2,5% в месяц, или 35,1% за год;

— курс к доллару США 2,7% в месяц, в среднем 37,3%;

— курс к российскому рублю 2% в месяц в среднем;

— М3 не более чем на 342,1 млрд. руб., или 51,3%, 3,5% в месяц;

— ЧВРК не более 142,6 млрд. руб.

2002 — инфляция не более 2% в месяц, или 20-27%;

— курс к российскому рублю 0,8-1,1% в месяц в среднем, или 10-14%;

— курс к доллару США 1,2-1,4% в среднем за месяц, или 15-18%;

— прирост М3 454-1361 млрд. руб., или 39-116,8%;

— ЧВРК не более 142,6 млрд. руб.

2003 — обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38-66,20;

— обменный курс к доллару США на конец года 2250-2350 белорусских рублей;

— кредиты на финансирование дефицита бюджета 152 млрд. руб.

   
  продолжение таблицы 3
2004 — обменный курс к российскому рублю на конец первого полугодия 76,5-77,2 белорусского рубля; фиксация во втором полугодии с возможными отклонениями до +/- 5 процентов;

— обменный курс к доллару США на конец первого полугодия 2355 бел. руб.; на конец года 2390 бел. руб.;

— возможность снижения реального эффективного курса на 2 процента; возможность снижения реального курса к российскому рублю на 3-4 процента

2005 — ограничение инфляции до 8-10%;

— обменный курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 2,4%);

— обменный курс к доллару США 2275 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 3,4%);

— рост реального курса к российскому рублю не более 4%; рост реального эффективного курса не более 6%

2006 — ограничение инфляции до 7-9%;

— неизменность обменного курса к российскому рублю +/- 2%;

— рост реального курса к российскому рублю и реального эффективного курса не более 4%;

— прирост активной денежной массы в пределах 24-29%

2007 —ограничение инфляции до 6 - 8%;

—обменный курс к доллару США +/- 2,5%;

—обменный курс к российскому рублю +/- 4%;

—активная рублевая денежная масса в 2007 году увеличится на 20 – 25 процентов

—ставка рефинансирования к концу 2007 года составит 7 - 9 % годовых.

2008 —обменный курс к доллару США +/- 2,5%

—ставка рефинансирования к концу 2008 года составит 7 - 9% годовых

—рублевая денежная масса увеличится на 34 - 38 процентов,

—широкая денежная масса – на 33 - 37 процентов.

2009 —привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).

При этом обменный курс к доллару США  +/-5 %;

—ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 10 - 12% годовых

—рублевая денежная масса увеличится на 32-40%,

 —широкая денежная масса – на 32-39%

—оценка: инфляция прогнозируется на уровне 9-11%

2010 —привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль);

обменный курс к стоимости корзины иностранных валют +/-10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года;

—ставка рефинансирования концу 2010 года составит 9-12% годовых;

—рублевая денежная масса увеличится на 35-42%,

 —широкая денежная масса – на 34-42%

—оценка: инфляция прогнозируется уровне 8 -10%. 

  продолжение таблицы 3
2011 —привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль);

обменный курс к стоимости корзины иностранных валют +/-8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года;

—ставка рефинансирования концу 2010 года составит 8-10% годовых;

—рублевая денежная масса увеличится на 27-29%,

—широкая денежная масса – на 25-28%

     Источник: составлено по: [2, с.3; 3, с.3; 4, с.8; 5, с.11; 6, с.20; 7, с.12; 8, с.20; 9, с.11; 10, с.13; 11, с.14; 12, с.15; 13, с.3; 14, с.4; 15, с.3]

      Рассмотрим подробнее причины перехода в 2009 году к новому режиму курсообразования.

      Влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических условиях.

      Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменился баланс спроса и предложения иностранной валюты, повысился спрос валюты населением, это было связано с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий. Вкладчики начали замещать свои рублевые вклады на вклады в иностранной валюте, что, соответственно, привело к росту уровня долларизации экономики (Рисунок 1). Как следствие, банковский сектор столкнулся с недостатком рублевой ликвидности, в последующем еще больше обострившимся в силу ухудшения финансового состояния заемщиков, устойчивого недостатка оборотных средств у предприятий и снижения остатка денег на их счетах в банках.

 

      Рисунок 1

      Источник [17, с. 93]

      В результате Национальным банком Республики Беларусь был предпринят целый комплекс мер. В первую очередь это коснулось режима курсообразования и валютной политики в целом.

      Такой переход существенно повысил гибкость курсовой политики Национального банка в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках. Он предоставил возможность более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний  курса белорусского рубля.

      Одновременно реализованы меры по дедолларизации экономики. Сокращено количество законодательно разрешенных случаев использования иностранной валюты при расчетах между резидентами Республики Беларусь и соответствующих разрешений, выдаваемых белорусским субъектам хозяйствования. С середины 2009 г. приостановлено кредитование физических лиц в иностранной валюте, что в значительной степени способствовало также ограничению валютных рисков населения.

      Кроме того, в целях повышения привлекательности депозитов в белорусских рублях по сравнению с депозитами в иностранной валюте были реализованы мероприятия по снижению процентных ставок банков по вновь привлекаемым срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики