Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение различных режимов монетарной политики, анализ их эффективности и выбор режима денежно-кредитной политики с точки зрения перспектив его практического применения в Республики Беларусь.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные режимы монетарной политики государства, их значение для экономики страны, выявить преимущества и недостатки каждого режима, провести сравнительную оценку режимов денежно-кредитной политики, при этом основное внимание уделить режимам обменного курса и инфляционного таргетирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Режим монетарной политики и его роль в экономике
1.2. Таргетирование неявного номинального показателя
1.2. Таргетирование денежных агрегатов
1.3. Таргетирование обменного курса
2.1. Определение и основные механизмы при режиме
таргетирования инфляции
2.2. Операционная среда при режиме таргетирования инфляции
2.3. Сравнительные характеристики режимов монетарной политики
3. ВЫБОР РЕЖИМА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ
3.1. Применяемый в Беларуси режим монетарной политики
3.2. Критерии выбора оптимального режима монетарной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     В рамках полноценного режима таргетирования инфляции применяется «плавающий»  обменный курс, уровень которого по решению центрального банка формируется  под воздействием экономических  условий и денежно-кредитной политики центрального банка, не применяющего валютные интервенции. Переход к полноценному режиму таргетирования инфляции заключается в формировании экономических механизмов, которые осуществляют самокоррекцию тренда валютного курса. На действие самокорректирующих механизмов рынка накладываются условия осуществления центральным банком денежно-кредитной политики «точной настройки».

      Смешанное таргетирование инфляции (более точно можно определить его как гибридное) позволяет центральному банку, наряду с ориентиром по инфляции, устанавливать ориентиры по другим показателям (как правило, по обменному курсу, ВВП, безработице). Наличие одновременно двух или более целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности. Например, использование таких целевых ориентиров как обменный курс и финансовая стабильность несовместимо с высокой степенью  открытости политики центрального банка, поскольку не предполагает раскрытие информации о валютных интервенциях и выполнении центральным банком функций кредитора последней инстанции. При использовании целей по инфляции и росту ВВП стремление обеспечить рост ВВП в краткосрочном периоде может привести к  более высокому  уровню инфляции в среднесрочном периоде, что является одним из проявлений известной проблемы временного несоответствия монетарной политики.

      Легкий  вариант таргетирования инфляции используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью  и развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия со стороны общества. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка.

      Введение  и использование полноценного режима таргетирования инфляции предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка, соблюдение фискальной дисциплины, наличие хорошо развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективность мер монетарной политики. 

     Наряду  с указанными характеристиками, успешное осуществление таргетирования инфляции обусловлено целым рядом других параметров. К ним, в частности,  относится требование, чтобы ни одна другая номинальная переменная не была целью одновременно с инфляцией или индексами цен.

     Простой механизм таргетирования инфляции состоит в том, что центральный банк снижает уровень краткосрочных номинальных процентных ставок межбанковского рынка, посредством чего добивается снижения инфляции по экономике в рамках целевого диапазона. Это позволяет возвращать темпы роста цен в устойчивое и стабильное состояние;

     В рамках режима таргетирования инфляции используется краткосрочная гибкость, позволяющая не нарушая долгосрочных целей роста экономики, снижать негибкость принятого режима. В режиме таргетирования инфляции применяется принцип целевого коридора инфляции, при котором центральный банк не допускает ни высокой, ни низкой (в том числе нулевой) инфляции. Определенная гибкость заключается в том, что допускается отклонение от целевого диапазона по инфляции как реакция на шоки предложения (уменьшение предложения энергоресурсов, природных ресурсов и продовольствия и рост цен на них), ввиду того, что эти факторы существенно влияют на производительность использования факторов производства. Как правило, целевой индекс инфляции не включает такие товары как энергоресурсы и продовольствие.

      Выделяют  ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования:

      - прозрачность и понятность для широкой общественности поставленных целей денежно-кредитной политики;

      - повышение ответственности центрального  банка за ценовую стабильность  в результате установления конкретных количественных показателей темпов инфляции на среднесрочный период;

      -  более высокий уровень оценки  и прогноза инфляционных процессов  на основе использования в  процессе принятия решений большего  объема информации и более  совершенных моделей; 

      - более гибкое реагирование центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, поскольку центральный банк не устанавливает жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен; 

      - активное формирование устойчивых инфляционных ожиданий;

     - низкий и стабильный уровень  инфляции в долгосрочном периоде  времени;

         В то же время, введение и  использование режима инфляционного  таргетирования требует решения  ряда проблем. 

      Во-первых, оценка зрелости всего комплекса  экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения инфляционного таргетирования,  учитывая условия переходной экономики и особенности социально-экономической модели страны.    

      Во-вторых, необходимость учета и анализа  большего числа факторов инфляции  - импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов, разрыва выпуска, государственного бюджета и т. д., и в целом более надежное прогнозирование инфляционных и в целом макроэкономических тенденций, использование в этих целях современных методов прогнозирования и развитие статистической базы.   

      В-третьих, формирование более сложного механизма  управления инфляционными процессами предполагает углубление сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления, 

      В-четвертых, может потребоваться разработка специального показателя инфляции, который  бы отражал влияние на инфляцию факторов,  контролируемым центральным банком.  

     К недостаткам режима инфляционного таргетирования можно отнести:

     -  запаздывание реакции. Инфляция  как расчетный показатель в  отличие от валютного курса  для Центрального банка представляет собой более сложный объект денежно-кредитного регулирования. Инфляционные последствия денежно-кредитной политики становятся очевидными для экономических субъектов только по прошествии действия длительного временного лага, который зависит от системы факторов. Целевое значение инфляции не может дать быстрого сигнала о качестве денежно-кредитной политики субъектам экономики.

     - жесткость и опасность усиления  колебаний производительности использования  факторов производства. Жесткость режима связана с тем, что использование режима инфляционного таргетирования в экономике, в которой деформированы функциональные связи между монетарными агрегатами и целевыми переменными (ВВП и инфляция) может иметь негативные последствия, так как центральный банк будет вынужден следовать очень жестким монетарным правилам и взятым на себя обязательствам. Стратегия следования жестким монетарным правилам – это основа режима инфляционного таргетирования. Однако, вместе с тем, режим инфляционного таргетирования имеет возможности и механизмы реагирования на изменения рыночной среды, что отражает его гибкость. Однако гибкость режима не должна нарушать монетарные правила поведения центрального банка, который должен очень осмотрительно действовать, чтобы не повлечь последствия в долгосрочном периоде, негативно влияющие на динамику инфляции и темпы ВВП.  

      Если  инфляция превышает установленное  целевое значение, то это приводит к существенным колебаниям производительности использования факторов производства. Режим инфляционного таргетирования предполагает наряду с долгосрочными целями по инфляции выполнение целей по краткосрочной стабилизации. Для стабилизации экономики от шоков центральный банк уделяет большое внимание не только верхнему значению целевого диапазона по инфляции, но и нижнему его значению. Если в экономике происходит снижение совокупного спроса, что ведет к снижению темпа инфляции ниже значения целевого диапазона, то это автоматически позволяет центральному банку смягчить денежно-кредитную политику без опасения роста инфляционных ожиданий.

      Инфляционное  таргетирование вводит определенный порядок, правила и дисциплину в процесс принятий решений центральным банком. Это ведет к лучшей предсказуемости его реакции на экономическое развитие

      Еще одно преимущество перехода к стратегии  инфляционного таргетирования состоит в объявлении количественно заданных целей, по которым центральный банк принимает обязательства перед  общественностью. Такие публичные обязательства  создают  условия для более  интенсивного влияния на инфляционные ожидания. Учитывая значение инфляционных ожиданий, инфляционное таргетирование является адекватной стратегией для стран, стремящихся снизить темпы инфляции.

      Таким образом, все более широкое распространение  режима инфляционного таргетирования в странах с различными социально-экономическими системами является обшей мировой тенденцией, при этом ни одна страна не отказалась от этого режима после его введения. Все перешедшие на режим инфляционного таргетирования страны добились более низких темпов инфляции и более устойчивой динамики цен, чем страны, использовавшие  другие режимы. Большинство стран, использовавших такой режим в течение нескольких лет, показали более высокие и устойчивые темпы экономического роста.  

    1. Операционная  среда при режиме таргетирования инфляции

      Ключевым  элементом режима денежно-кредитной политики является трансмиссионный механизм. Этот термин  в самом общем значении используется для характеристики способы воздействия инструментов монетарной политики на инфляцию, а термин «канал трансмиссионного механизма» отражает отдельные направления  этого воздействия.

      Наиболее  важным элементом трансмиссионного механизма являются каналы, через  которые происходит воздействие  монетарных инструментов на динамику цен и уровень инфляции.

      Как правило, при осуществлении монетарной политики в режиме таргетирования инфляции наиболее сильным является процентный канал.

     В самой общей форме действие процентного  канала можно описать следующим  образом.

     На  первом этапе происходит передача влияния  ставок центрального банка к коммерческим банкам. Изменение процентных ставок центрального банка приводит к изменению процентных ставок коммерческих банков, что, в свою очередь, приводит к изменению цен финансовых активов и пассивов. Скорость и полнота передачи зависит от механизма взаимодействия центрального банка с коммерческими банками. Как правило, на данном этапе процентная  политика оказывает непосредственное, достаточно быстрое и полное влияние на цены краткосрочных финансовых активов и пассивов.    

     На  втором этапе действие процентного  канала распространяется на нефинансовый сектор. В целом оно зависит от многих факторов:  институциональных характеристик экономики, фазы экономического цикла, экономического и финансового состояния субъектов.

     В краткосрочном плане реакция  предприятий определяется изменением финансовых издержек. В частности, при удорожании краткосрочного финансирования это может проявиться или в сокращении издержек, или повышении цен. В средне- и долгосрочном плане действия предприятий зависят от ожиданий в отношении динамики процентных ставок и тенденций рынка.

     Краткосрочная реакция физических лиц зависит, главным образом, от того, в какой  степени процентные ставки окажут влияние  на их поведение в отношении финансовых инвестиций и заимствований. В средне- и долгосрочном плане реакция  домашних  хозяйств связана с изменением величины и использования располагаемого дохода. При ухудшении экономического состояния домашних хозяйств это может выразиться в требовании роста оплаты труда и социальных трансфертов и в изменении структуры потребления, что создает инфляционное давление на издержки предприятий и рынки потребительских благ.    

      В целом, результат действия канала процентной ставки на инфляционные процессы зависит  от того, к какой степени при  изменении процентной ставки будут  меняться, с одной стороны, ценовая и инвестиционная политика предприятий, с другой стороны, политика сбережений и доходов домашних хозяйств. Этот результат является достаточно определенным в краткосрочном плане, но недостаточно определенным в средне- и долгосрочном плане и сильно зависит от состояния экономики.  

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики