Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных режимов монетарной политики, анализ их эффективности и выбор режима денежно-кредитной политики с точки зрения перспектив его практического применения в Республики Беларусь.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные режимы монетарной политики государства, их значение для экономики страны, выявить преимущества и недостатки каждого режима, провести сравнительную оценку режимов денежно-кредитной политики, при этом основное внимание уделить режимам обменного курса и инфляционного таргетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Режим монетарной политики и его роль в экономике
1.2. Таргетирование неявного номинального показателя
1.2. Таргетирование денежных агрегатов
1.3. Таргетирование обменного курса
2.1. Определение и основные механизмы при режиме
таргетирования инфляции
2.2. Операционная среда при режиме таргетирования инфляции
2.3. Сравнительные характеристики режимов монетарной политики
3. ВЫБОР РЕЖИМА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ
3.1. Применяемый в Беларуси режим монетарной политики
3.2. Критерии выбора оптимального режима монетарной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
д. Независимый плавающий курс. Обменный курс определяется валютным рынком. Центральный банк не имеет целевого обменного курса и не вмешивается с намерением повлиять на курс.
Режим фиксированного валютного курса на первых порах способен серьезно подавить инфляционные ожидания субъектов экономики и вызвать значительное доверие к денежно-кредитной политике, проводимой Национальным банком. Благотворное воздействие данного режима ведет к тому, что субъекты экономики начинают корректировать в сторону понижения свои высокие инфляционные ожидания в отношении роста товарных цен и заработной платы. Однако если при этом государство не создаст условий для перевода предприятий на систему жестких бюджетных ограничений и формирования конкурентных рынков, то в этом случае потенциал режима таргетирования обменного курса не будет использован в полной мере. Введение режима управляемого плавания валютного курса нуждается в формировании в течение большого периода времени (4-5 лет) низких инфляционных ожиданий, что позволит создать устойчивые связи между основными макроэкономическими переменными.
Режим плавающего обменного курса позволяет более эффективно бороться со спекулятивными атаками на национальную валюту. По мере того как экономика страны становится все более открытой к внешнему миру, а механизмы спонтанной рыночной координации, которые способны парализовать деструктивные внешние шоки мирового рынка, не развиваются в должной мере, в этом случае объективно повышается уязвимость экономики к ударам внешних шоков. Если же в открытой экономике накопились диспропорции, которые не «рассасываются» с помощью действия механизмов спонтанной рыночной координации, эффективность макроэкономической политики правительства и денежно-кредитной политики центрального банка будет проверена на прочность. Если государство «проспало» накопление фундаментальных отклонений от рыночного равновесия, скорректировать эти диспропорции с помощью инструментов денежно-кредитной политики центрального банка не представляется возможным.
Режим «скользящей фиксации обменного курса» позволяет осуществлять контролируемую постепенную девальвацию валютного курса. Центральный банк при этом ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов. Все это ведет к большей гибкости монетарной политики по отношению к внешним шокам.
В случае очень нестабильной национальной экономики может применяться крайне жесткий вариант таргетирования валютного курса – «валютный комитет». В этом случае центральный банк эмитирует национальную валюту только по мере покупки иностранной валюты на рынке и по мере пополнения международных резервов. Режим «валютного комитета» значительно ограничивает функции и самостоятельность центрального банка.
Динамичная изменчивость внешнеэкономической конъюнктуры, преследование странами – якорями своих собственных интересов вопреки интересам малых стран, возникновение в связи с этим спекулятивных атак на национальную валюту, как правило, выявляет ограниченность антиинфляционных возможностей использования режима фиксированного курса для целей дальнейшего подавления инфляции. Кроме того, в условиях экономического роста и притока иностранных инвестиций в растущую экономику фиксация валютного курса, которая переоценивает валюту при росте внутренних цен, сама по себе выступает фактором инфляции.
Как правило, режим таргетирования обменного курса вводит малая страна с хрупкой финансовой системой и слабой национальной валютой, денежные власти которой не уверены в том, что они смогут самостоятельно осуществить антиинфляционную политику.
Есть еще точка зрения сторонников позиции «страха свободного плавания». Она предполагает, что страны с развивающимися рынками даже тогда, когда они готовы перейти на другой режим монетарного регулирования, предпочитают придерживаться уже существующего режима из-за боязни негативно повлиять на внешнюю торговлю вследствие роста колебаний обменного курса. В таких странах сохраняется официальное регулирование валютного курса, или проводятся интервенции на валютном рынке с целью его регулирования несмотря на официальное объявление о введении режима свободно плавающего валютного курса.
Введя режим таргетирования обменного курса, и привязываясь к мировой валюте экономики страны-якоря, страна с малой экономикой лишает себя инструментов проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Это обусловлено тем, что банковская система страны с малой экономикой создает денежную массу, динамика которой предопределяется изменениями денежной массы крупной экономики. На динамику денежной массы, процентные ставки, валютный курс и товарные цены страны с малой экономикой воздействуют ценовые переменные страны-якоря - денежная масса, процентные ставки, валютные курсы и товарные цены большой экономики. Любые изменения денежно-кредитной политики большой экономики страны - якоря будут влиять на денежно-кредитную политику страны с малой экономикой.
Применение режима таргетирования обменного курса откладывает выявление сложных проблем экономики страны, которые ждут своего конструктивного разрешения на пути формирования самостоятельной денежно-кредитной политики, направленной на развитие национальной экономики. Для достижения этих целей и решения проблем экономического развития режим таргетирования обменного курса является слишком негибким. При постепенной либерализации движения капиталов главное условие сохранения устойчивости внешне-экономического сектора заключается в адекватном и гибком реагировании с помощью мер самостоятельной денежно-кредитной политики центрального банка страны, которая направлена на регулирование сбалансированного развития экономики. Для рационального решения этих задач более всего подходит режим инфляционного таргетирования.
Таблица 1
Преимущества режима таргетирования обменного курса | Недостатки режима таргетирования обменного курса |
|
|
продолжение таблицы 1 | |
якоре передаются
реальной экономике через импортируемую
монетарную политику, так как привязка
внутренних процентных ставок к внешним
ведет к утрате их формирования на рыночной
основе;
|
Курсовое
таргетирование в наибольшей степени
подходит для малых открытых экономик,
в которых обменный курс представляется
существенным фактором формирования уровня
цен. Обменный курс является относительно
хорошим якорем для регулирования потоков
капитала, уменьшая риск спекуляции на
валютном курсе.
2.
ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ
РЕЖИМАМ МОНЕТАРНОЙ
ПОЛИТИКИ
Таргетирование инфляции представляет собой режим монетарной политики, предусматривающий применение операционного инструментария центрального банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность [19, с.19].
По определению Ф.Мишкина [31, с.1-2] инфляционное таргетирование подразумевает выполнение следующих условий. Во-первых, публичное объявление среднесрочной цели по инфляции, при этом фиксируются количественные значения. Во-вторых, ценовая стабильность – основная цель денежно-кредитной политики ЦБ в долгосрочном периоде. В-третьих, ЦБ определяет инструмент для достижения цели и самостоятельно регулирует процентную ставку. В-четвертых, прозрачность денежно-кредитной политики, которая достигается посредством публичного объявления и комментирования планов и решений ЦБ. В-пятых, ЦБ должен отчитываться за результаты своей политики и быть ответственным за достижение целевого значения инфляции. Инфляционное таргетирование не ограничивается простым объявлением целевого количественного значения инфляции, также должны соблюдаться все пять признаков.
Режим таргетирования инфляции был реализован в развитых европейских странах как способ разрешения противоречий, накопившихся в период действия режима таргетирования обменного курса, который не позволял европейским странам проводить самостоятельную денежно-кредитную политику для оптимальной реализации собственных национальных интересов и разрешения внутренних проблем национальной экономики.
Другой
причиной перехода к режиму таргетирования
инфляции был накопленный негативный
опыт применения режима монетарного таргетирования,
который в течение 70-80-е гг. показал, что
в развитых и развивающихся странах, как
правило, не существует стабильной функциональной
зависимости между приростом монетарных
агрегатов и инфляцией. Поэтому для реализации
режима таргетирования инфляции использовалась
более широкая информация о динамике макроэкономических
переменных, а не только одна переменная,
отражающая динамику монетарных агрегатов.
Система переменных, используемых в рамках
режима таргетирования инфляции, более
полно и всесторонне отражала динамику
уровня инфляции в стране, а также помогала
понять систему факторов, влияющих на
ее уровень.
Данный режим включает несколько обязательных элементов:
Основное преимущество режима таргетирования инфляции состоит в прозрачности и понятности для широкой общественности поставленных целей денежно-кредитной политики, а также подотчетности центрального банка.
При таргетирования инфляции количественным целевым показателям является общий или специально сконструированный индекс цен. Этот индекс выбирается достаточно широким и представительным, чтобы обеспечить хорошее приближение к уровню цен в целом. Цели могут устанавливаться как величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.
Для режима таргетирования инфляции можно использовать показатель базовой инфляции, так как он позволяет придать режиму определенную гибкость. Базовая (core) инфляция отражает ожидания субъектов рынка через спрос на деньги, отражает тренд роста цен, однако не включает в себя шоки предложения. Темпы роста базовой инфляции не должны отражать временные эффекты ценовых шоков, а должны отражать долгосрочные эффекты, возникшие от шока. Однако для того, чтобы концепция базовой инфляции отражала экономическую реальность, необходима экономика с совершенно гибкими ценами, что является идеальным допущением даже для рыночной модели экономики.
Некоторые авторы в зависимости от того, насколько явными и четкими являются обязательства центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и имеются ли дополнительные целевые ориентиры монетарной политики, различают три основных режима таргетирования инфляции:
Полноценное таргетирование инфляции предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на ориентир по инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность по отношению к обществу.
Информация о работе Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики