Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных режимов монетарной политики, анализ их эффективности и выбор режима денежно-кредитной политики с точки зрения перспектив его практического применения в Республики Беларусь.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные режимы монетарной политики государства, их значение для экономики страны, выявить преимущества и недостатки каждого режима, провести сравнительную оценку режимов денежно-кредитной политики, при этом основное внимание уделить режимам обменного курса и инфляционного таргетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Режим монетарной политики и его роль в экономике
1.2. Таргетирование неявного номинального показателя
1.2. Таргетирование денежных агрегатов
1.3. Таргетирование обменного курса
2.1. Определение и основные механизмы при режиме
таргетирования инфляции
2.2. Операционная среда при режиме таргетирования инфляции
2.3. Сравнительные характеристики режимов монетарной политики
3. ВЫБОР РЕЖИМА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ
3.1. Применяемый в Беларуси режим монетарной политики
3.2. Критерии выбора оптимального режима монетарной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таргетирование неявного номинального показателя означает таргетирование по некоторой номинальной переменной, которая определена центральным банком без какого-либо объявленного параметра или критерия. Этот режим дает центральному банку значительную самостоятельность, так как органы монетарного регулирования не принимают на себя каких-либо обязательств по достижению конкретных значений номинальных показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). В то же время, объявляя лишь долгосрочные цели (стабильный рост экономики, высокая занятость населения, низкая инфляция), центральный банк устанавливает для себя промежуточные ориентиры. Предпосылкой для успешной реализации режима является высокое доверие к центральному банку, основанное на длительной истории успехов в достижении ценовой стабильности. Этот режим является редкой формой монетарной политики.
Как правило, режим таргетирования неявного номинального показателя применяется в условиях развитой рыночной экономики. Предпосылкой для успешной реализации данного режима является высокое доверие к центральному банку на основе длительной истории ценовой стабильности в стране. Этот режим основывается на бесперебойной и четкой работе трансмиссионных каналов и в проведении центральным банком абсолютно самостоятельной политики, независимой от финансово-бюджетной политики правительства.
Например, он применяется в США. Федеральная резервная система США обладает высокой степенью доверия и может позволить себе проведение гибкой политики, направленной на одновременной достижение целевых ориентиров по инфляции, ВВП и занятости в экономике без объявления значений этих параметров [18, с. 289].
К недостаткам этого режима относятся
отсутствие прозрачности в действиях
органов монетарного регулирования и
зависимость монетарной политики от политических
взглядов и других предпочтений руководства
центрального банка.
1.2. Таргетирование денежных агрегатов
Таргетирование денежных агрегатов (money targeting) предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Денежными агрегатами являются денежная база, узкий агрегат М0 – наличные деньги в обороте, широкие агрегаты денежной массы – М1, М2, М3.
Таргетирование денежных агрегатов основано на теоретическом положении, что в долгосрочном периоде рост цен определяется предложением денег. Согласно количественной теории денег, эта переменная пропорциональна росту номинального объема производства. При рассматриваемом режиме монетарная политика направлена на обеспечение динамики соответствующего выбранного денежного агрегата прогнозируемому росту ВВП и других параметров [18, с. 288]..
Диапазон возможных разновидностей реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются собственно выбором денежного агрегата и способами управления выбранным агрегатом. Конкретное формулирование целевых показателей зависит от условий страны. В большинстве случаев это коридор (границы) показателя в течение года. Монетарные цели также могут устанавливаться не только на следующий год, но и на несколько лет.
Режим таргетирования денежных агрегатов основан на теории о том, рост цен на товары определяется предложением денег в долгосрочном периоде. По теории монетаризма существует только прямая связь от денег к ценам на товары и к валовому внутреннему продукту (ВВП). Обратной связи нет. Следовательно, предложение денег пропорционально росту ВВП. Таким образом, посредством режима таргетирования денежных агрегатов центральный банк обеспечивает контроль роста выбранного денежного агрегата, контролируя при этом рост ВВП.
Основоположник современной количественной теории денег Милтон Фридман считает изменения в количестве денег, находящихся в обращении, определяющей функцией цен, доходов и занятости. При определении основных переменных функций спроса на деньги Фридман основывается на оптимизационной модели индивидуального поведения, в которой в качестве бюджетного ограничения выступает величина совокупного богатства, включающего и все виды активов, и "человеческий капитал". Различные виды богатства он рассматривает как субституты (заменители) денег.
Функция спроса на деньги по Фридману имеет вид:
М
Р |
= f(W, h, im, ib, ie,πe, u) |
W – запас богатства, который равен отношению общего потока дохода к процентной ставке. Согласно Фридману «богатство – это запас актива, который обеспечивает поступление дохода и потребительских услуг». Доход и потребительские услуги создаются благодаря обладанию активом. Под доходом понимается перманентный доход, который потребитель надеется получать в течение довольно продолжительного времени.
h – доля человеческого богатства к нечеловеческому богатству.
im – отдача от денег (монетарная и в форме удобства и безопасности)
ib, – общий доход от держания облигаций (с учетом реального изменения цен)
ie, – общий доход от держания обыкновенных акций (с учетом реального изменения цен)
πe, – показатель ожидаемой инфляции
u – вкусы и предпочтения
Фридман подчеркивает функцию денег как средство обмена и не признает за деньгами роль средства сбережения, отрицает существование спекулятивного спроса на деньги. При изменении процентной ставки движения между ценными бумагами и деньгами практически не происходит. При этом кривая L неэластична.
По мнению Фридмана основная проблема денежно-кредитной политики – в обеспечении соответствия между спросом и предложением денег. Устойчивый спрос на деньги – главная предпосылка стабильности цен. Важным моментом является равномерный, непрерывный прирост денежной массы (должен составлять одно и тоже значение).
Из устойчивости функции спроса на деньги (не подверженной существенным сдвигам и потому точно оценивающей величину спроса на деньги) следует, что скорость обращения денег также предсказуема. Если можно прогнозировать скорость обращения денег в следующем периоде, то, имея данные об изменении денежной массы, можно получить прогноз относительно изменения роста цен.
Преимущества режима таргетирования денежных агрегатов состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономики.
В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М0, денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М2 или М3) зависит от деятельности многих экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неопределенный временной лаг. Эти связи в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации становятся трудно предсказуемыми. Еще одна проблема состоит в возможности центрального банка управлять выбранным денежным агрегатом с достаточной точностью.
Опыт
использования данного режима неоднозначен.
Он применялся в странах в различных
странах. Примерами успешного использования
данного режима являются Германия и Швейцария.
Результаты в США, Канаде и Великобритании
были неудовлетворительны, так как жесткое
управление денежной базой выразилось
в избыточной волатильности краткосрочных
процентных ставок. В начале 1980–х гг. США,
Великобритания и Канада отказались от
использования таргетирования денежных
агрегатов, так как неустойчивость соотношения
показателей динамики денежных агрегатов
и характеристик целевых переменных не
позволяла достигать макроэкономических
целей.
1.3. Таргетирование обменного курса
Номинальный якорь фиксированного валютного курса или заданного целевого диапазона колебаний валютного курса непосредственно влияет на уровень внутренней инфляции через экспортные и импортные цены. Таким образом, с помощью таргетируемого валютного курса уровень инфляционных ожиданий во внутренней экономике страны привязывается к инфляционным ожиданиям экономики страны-якоря. В случае ухудшения состояния развитой рыночной экономики страны-якоря повышается уязвимость национальной экономики к внешним шокам, которые передаются экономике этой страны, которая «привязана» к мировой резервной валюте.
Рассмотрим это подробнее с применением модели относительного паритета покупательской способности (ППС). ППС заключается в том, что цена товара в одной стране должна быть равной цене такого же товара в другой стране в пересчете на курс валюты – закон единой цены.
В относительной версии ППС изменение обменного курса в процентах в течение определенного базового периода должно быть равным разнице между изменениями в темпах инфляции в сравниваемых странах:
(e – курс валюты 1 страны по отношению к валюте 2 страны;
– темп инфляции).
ППС показывает взаимосвязь
Обычно классификация таргетирования на основе обменного курса реализуется в нескольких вариантах – фиксация курса национальной валюты к валюте одной или нескольких стран, свободное плавание обменного курса в пределах установленного коридора, «скользящая фиксация обменного курса». Такая классификация полезна для сравнения режимов разных стран и на длительном отрезке времени.
Расширенная классификация режимов таргетирования на основе обменного курса по категориям дается в Годовом отчете МВФ о системах валютообменных операций и валютообменных ограничениях [30, с.58]:
Информация о работе Сравнительный анализ эффективности различных режимов монетарной политики