Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

курсовая в одну.docx

— 153.72 Кб (Скачать)

   

   Инноватор – это участник инновационного процесса (человек, группа, организация), осуществляющий внедрение и продвижение новшества  на рынке.

   Инвестор  – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.

   Эти роли могут совпадать, т.е. один участник может быть и новатором, и инноватором, и инвестором.

   Структура инновационного процесса.

   Процесс создания и использования инноваций  – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого  использования новшества.

   Стадии  инновационного процесса:

  1. Возникновение инновационной идеи. Эта стадия включает анализ фундаментальных и прикладных исследований создания опытного образца.
  2. Стадия разработки и коммерциализации. Она представляет собой превращение новшества в инновацию посредством внедрения на рынок, коммерческого использования и получение экономического эффекта. Эта стадия включает 2 фазы:
    1. Фаза внедрения (пробное размещение на рынке);
    2. Фаза диффузии (распространение).

   Эффективность инновационного процесса зависит от ряда взаимосвязанных факторов.

  1. Инновационный потенциал организации

   Инновационный потенциал организации – совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению  деятельности по созданию и практическому  использованию нововведений.

   К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

  • Материально-технические ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Организационные ресурсы;
  • Кадровые ресурсы;
  • Социально-психологические факторы.

   Для проведения инновационных процессов  компания должна располагать:

  • Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения;
  • Свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
  • Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта.

   Интеллектуальные  ресурсы компании обеспечивают возможность  выработки оригинальных идей, лежащих  в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость  «портфеля инновационных идей».

   Портфель  инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

   Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

   Главным фактором, отражающим инновационную  активность фирмы и влияющим на интенсивность  инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

  1. Направление инновационной деятельности. Направление связано с правильным выбором цели деятельности, с обоснованием экономической эффективности, с уровнем риска, с возможностями предприятия и с рыночной конъюнктурой.
  2. Скорость осуществления инновационного процесса. Скорость характеризует показатель, именуемый информационным лагом (это временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций). От величины данного показателя зависит результат всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки, фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от внедрения инноваций.

   Таким образом, чем быстрее компания разработает  новшества, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.

  1. Маркетинговая стратегия фирмы. Она включает следующие направления:
    1. Выявление неудовлетворенных потребностей клиентов (т.е. свободные рыночные ниши);
    2. Конъюнктурные исследования на протяжении разработки;
    3. Определение ценовой политики при внедрении инновации на рынок.

   Инновационный процесс будет эффективен, если эти  направления тщательно проработать  и быстро реализовать.

   Считаю  нужным проиллюстрировать динамику основных показателей инновационной активности организаций по видам экономической деятельности (см. табл. 3).

   Таблица 3. Инновационная активность организаций 
по видам экономической деятельности

    Число организаций, 
осуществлявших технологические инновации
 Удельный  вес организаций, осуществлявших технологические  инновации, в общем числе организаций, процентов
2004 2005 2007 2004 2005 2007
 Всего по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению  электроэнергии, газа и воды 2192 2402 2485 10,5 9,3 9,4
 Добыча  полезных ископаемых 69 69 76 5,9 5,6 5,8
 добыча  топливно- 
   энергетических полезных  
   ископаемых
37 33 45 7,4 5,7 6,6
 добыча  полезных 
   ископаемых, 
   кроме топливно- 
   энергетических
32 36 31 4,8 5,6 4,9
 Обрабатывающие  производства 2048 2122 2150 11,4 10,9 11,5
 производство  пищевых 
   продуктов, включая напитки, 
   и табака
384 387 377 7,7 8,0 8,5
 текстильное и швейное 
   производство
66 64 57 3,9 4,3 5,0
 производство  кожи, изделий 
   из кожи и производство обуви
16 13 7 6,5 6,1 4,8
 обработка древесины и 
   производство изделий из 
   дерева
37 34 32 4,4 4,6 4,6
 целлюлозно-бумажное 
   производство; издательская  
   и полиграфическая 
   деятельность
81 103 109 5,9 3,3 3,2
 производство  кокса и 
   нефтепродуктов
25 27 26 29,8 31,4 27,1
 химическое  производство 140 147 152 22,8 23,5 24,7
 производство  резиновых и 
   пластмассовых изделий
41 44 52 10,2 10,7 10,1
 производство  прочих  
   неметаллических  
   минеральных продуктов
142 139 123 9,1 9,3 8,4
 металлургическое  
   производство и производство 
   готовых металлических  
   изделий
135 151 179 11,3 11,9 13,8
 производство  машин и    оборудования 273 271 277 14,2 13,5 16,1
 производство  
   электрооборудования,  
   электронного и оптического 
   оборудования
392 427 430 26,0 26,8 26,7
 производство  транспортных 
   средств и оборудования
173 190 192 21,8 23,8 22,7
 прочие  производства, не 
   включенные в другие 
   группировки обрабатывающих 
   производств
143 125 137 17,0 14,2 16,8
 Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 75 211 259 4,7 4,2 4,1

   Источник: Федеральная служба государственной  статистики //www.gks.ru/ 

   Представленные  подходы к определению понятия  и сущности инновационной экономики  позволяет выделить отличительные  черты инновационной экономики (табл. 4).

   Таблица 4. Отличительные черты инновационной  экономики.

 Признак  Сущность, проявление признака
 Ресурсы  Информация, человеческий капитал (знания и квалификация носителя), образование, информационные технологии.
 Закономерность  Закон повышающейся отдачи.
 Субъекты  Малые и средние  предприятия – приоритет на стадии «поиска» и «разведки» перспективных  направлений технологического прорыва.

 Крупные предприятия – освоение формирующихся  рынков принципиально новых продуктов  и технологий, создание новых отраслей и сфер потребления.

 Инфраструктура  Интернет, коммуникационные финансовые, торговые, образовательные  сети контрактация, аутсорсинг.
 Источники финансирования  Венчурные фонды, рынки ценных бумаг компаний высоких  технологий (например, NASDAQ), пенсионные фонды, корпорации, индивидуальные инвесторы.
 Базовые институты  Интеллектуальная  собственность, конкуренция.
 Перспективные направления развития  Информационные  и коммуникационные технологии, биотехнологии, генетика, нанотехнологии, космическая деятельность, новые материалы, экологически ноу-хау.
 

   Рассмотрим  отдельные из представленных признаков  инновационной экономики. Основной закономерностью инновационной  экономики выступает закон повышающейся отдачи, согласно которому увеличение количества участников рынка и используемых производственных ресурсов не снижает  отдачу после перехода через «экстремум», как это было в традиционной экономике, а, наоборот, повышает ее.[5] Так П. Ромер  связывает ускорение темпов роста  ВВП на душу населения за последние  столетия (с 0, 6 % - за период 1800-1840 гг., до 2,3 % за период 1960-2000 гг.) с увеличившейся  отдачей от знаний. Особенность знания как товара состоит в том, что  продавец идеи остается ее владельцем и может продавать ее снова  и снова. Подавляющая часть информационных продуктов (книги, фильмы, финансовые услуги и т.д.) демонстрирует закон повышающейся отдачи. Информация дорога в производстве, но относительно дешева в репродуцировании.

   К основным субъектам инновационной  экономики следует отнести как  крупнее, так и средние и малые  компании. Опыт многих стран доказывает, что малые и средние предприятия  выступают «пионерами технологического прорыва», более чутко реагируют  на изменяющиеся требования внешней  среды и склонны к инновациям. Кроме того, преимущество малого инновационного бизнеса заключается в том, что  он ускоряет доведение научно-технической  разработки до «товарного вида» и  ее внедрение (особенно если во главе  малого предприятия стоит сам  автор разработки). Вместе с тем, за рубежом ключевым звеном в создании инноваций остается крупный бизнес. И связано это с тем, что  крупные  высокотехнологичные фирмы  в большой степени способны брать  на себя масштабные финансовые и технологические  риски инвестиций в новые технологии. Свыше 20 американских компаний имеют  годовые научные бюджеты превышающие 1 млрд. дол. США. Например, расходы на НИОКР в Дженерал Моторс больше 8 млрд. дол. в год, а IBM – свыше 4 млрд.дол. [5]

   Дискуссия о взаимосвязи размера фирмы, структуры рынков и инновационности  восходит к Й. Шумпетеру, который  еще в 1942 году выдвинул гипотезу о  том, что на концентрированных рынках главными локомотивами технологического прогресса являются именно крупные  фирмы. Сегодня принято считать, что характер взаимосвязей рассматриваемых  явлений более сложен, нежели предполагает гипотеза Шумпетера, а инновации  и структура рынков – эндогенные переменные. Влияние размера фирмы  на ее склонности к инновациям зависит  от многих специфических свойств  отрасли. [7]

   Эффективное функционирование инновационной экономики  невозможно без развитой инновационной  инфраструктуры, включающей бизнес-инновационные, телекоммуникационные, финансовые, торговые сети и др. Инфраструктура обеспечивает возможность осуществления инновационной деятельности, эффективное сотрудничество субъектов «инновационного рынка».

   Инновационная деятельность предприятия заключается  в получении максимального экономического эффекта на основе использования  новых знаний. Для получения такого эффекта необходимы финансовые ресурсы  начиная со стадии подготовки проекта, фундаментальных исследований и  заканчивая коммерческой реализацией  результатов научных исследований. [6]

   Раскроем  более подробно источники и формы финансирования инноваций.

     Система финансирования  инновационной деятельности

Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики