Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Инноватор
– это участник инновационного процесса
(человек, группа, организация), осуществляющий
внедрение и продвижение
Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.
Эти роли могут совпадать, т.е. один участник может быть и новатором, и инноватором, и инвестором.
Структура инновационного процесса.
Процесс создания и использования инноваций – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.
Стадии инновационного процесса:
Эффективность инновационного процесса зависит от ряда взаимосвязанных факторов.
Инновационный
потенциал организации –
К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:
Интеллектуальные
ресурсы компании обеспечивают возможность
выработки оригинальных идей, лежащих
в основе любого инновационного процесса.
Уровень интеллектуального
Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.
Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Таким образом, чем быстрее компания разработает новшества, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.
Инновационный
процесс будет эффективен, если эти
направления тщательно
Считаю нужным проиллюстрировать динамику основных показателей инновационной активности организаций по видам экономической деятельности (см. табл. 3).
Таблица
3. Инновационная активность организаций
по видам экономической деятельности
|
Источник:
Федеральная служба государственной
статистики //www.gks.ru/
Представленные подходы к определению понятия и сущности инновационной экономики позволяет выделить отличительные черты инновационной экономики (табл. 4).
Таблица
4. Отличительные черты
Признак | Сущность, проявление признака |
Ресурсы | Информация, человеческий капитал (знания и квалификация носителя), образование, информационные технологии. |
Закономерность | Закон повышающейся отдачи. |
Субъекты | Малые и средние
предприятия – приоритет на стадии
«поиска» и «разведки» перспективных
направлений технологического прорыва.
Крупные предприятия – освоение формирующихся рынков принципиально новых продуктов и технологий, создание новых отраслей и сфер потребления. |
Инфраструктура | Интернет, коммуникационные финансовые, торговые, образовательные сети контрактация, аутсорсинг. |
Источники финансирования | Венчурные фонды, рынки ценных бумаг компаний высоких технологий (например, NASDAQ), пенсионные фонды, корпорации, индивидуальные инвесторы. |
Базовые институты | Интеллектуальная собственность, конкуренция. |
Перспективные направления развития | Информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, генетика, нанотехнологии, космическая деятельность, новые материалы, экологически ноу-хау. |
Рассмотрим
отдельные из представленных признаков
инновационной экономики. Основной
закономерностью инновационной
экономики выступает закон
К
основным субъектам инновационной
экономики следует отнести как
крупнее, так и средние и малые
компании. Опыт многих стран доказывает,
что малые и средние
Дискуссия о взаимосвязи размера фирмы, структуры рынков и инновационности восходит к Й. Шумпетеру, который еще в 1942 году выдвинул гипотезу о том, что на концентрированных рынках главными локомотивами технологического прогресса являются именно крупные фирмы. Сегодня принято считать, что характер взаимосвязей рассматриваемых явлений более сложен, нежели предполагает гипотеза Шумпетера, а инновации и структура рынков – эндогенные переменные. Влияние размера фирмы на ее склонности к инновациям зависит от многих специфических свойств отрасли. [7]
Эффективное функционирование инновационной экономики невозможно без развитой инновационной инфраструктуры, включающей бизнес-инновационные, телекоммуникационные, финансовые, торговые сети и др. Инфраструктура обеспечивает возможность осуществления инновационной деятельности, эффективное сотрудничество субъектов «инновационного рынка».
Инновационная
деятельность предприятия заключается
в получении максимального
Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики