Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
выбранной темы определяется сохраняющимся
в современной экономической
науке интересом к изучению сущности
конкуренции, как одной из важнейших
составляющих механизма функционирования
рыночного хозяйства. Конкуренция
ведёт к лучшему использованию
потенциала общества, рационализации
поведения хозяйствующих
Разработки теорий конкуренции имеют около двухсотлетнюю историю. Их начал ещё в конце XVIII в. Адам Смит. Он первым в истории экономической науки определил ключевую роль конкуренции в функционировании рыночной экономики и сформулировал основные условия модели совершенной конкуренции: конкуренция тем сильнее, чем больше число конкурирующих фирм; конкуренция предполагает наличие информации, знаний об условиях рыночных взаимодействий; конкуренция существует в условиях экономической свободы рыночных агентов; конкурентное равновесие на рынке устанавливается постепенно.
А затем в начале XIX в. Давидом Рикардо были сформулированы фундаментальные положения о сущности свободной конкуренции, лежащие в основе современных теоретических разработок. Решающее значение свободная конкуренция, по мнению Д. Рикардо, имеет в установлении баланса цен, регулировании размера заработной платы. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.
В
начале ХХ в. были внесены изменения
в теоретические представления
о сущности конкуренции под воздействием
её трансформации из совершенной
модели в несовершенную или
Изучению
конкуренции как активного
Развитие
конкуренции под воздействием идей
государственного регулирования рассматривается
в трудах многих ученых экономистов,
среди которых можно выделить
Дж. Кейнса и П. Самуэльсона. Отвергая
доктрину неоклассиков о саморегулировании
рынка, они считали необходимым
применение на практике определенного
соотношения рыночной конкуренции,
влияния крупных корпораций и
государственного механизма регулирования
экономики. Необходимость вмешательства
государства они связывали с
нестабильностью рыночной экономики
и возрастающей ролью монополий.
Критические взгляды на роль государства
в развитии общества высказывались
институционалистами (Дж. Гэлбрейт), а
также приверженцами
В конце ХХ века, когда усилились мировые интеграционные процессы, глобализация мировой экономики и развитие национальных рынков ведущих стран, вышли в свет работы по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на рынке, отраслевого лидирования, проблемы стратегии опережения конкурентов, конкурентного потенциала и конкурентной среды (М.Портер), стратегии «попадания на рынки будущего» (Г. Хамел, К. Прахалад). Исследование конкуренции как динамично развивающегося процесса, а не как сложившейся ситуации проводится Й. Кирцнером.
Регулирование конкуренции применительно к вопросам формирования стратегии конкурентной борьбы, а также теории достижения лидерства на рынке и сочетания конкуренции и сотрудничества, были рассмотрены такими учёными-экономистами, как М. Портер, М. Трейси, Ф. Вирсема, Дж.Ф. Мур, А.М. Бранденбургер, Б. Дж. Нейлбафф и др.
Анализ теоретических аспектов развития несовершенной конкуренции, входящих в круг вопросов теории фирмы, проведён представителем французской школы экономистов - инженеров Ж. Тиролем.
Исследование конкуренции в прикладных целях проводится по ряду научных направлений маркетинга, конъюнктурного анализа, бенчмаркинга (изучение и использование опыта лучших компаний), статистики рынка товаров и услуг, которые представлены в работах зарубежных и российских ученых-экономистов, например К.К. Прахалада, М. Портера, Г. Хамела, Ж. Ламбена, Г. Азоева, А. Челенкова, Р. Фатхутдинова, А. Кулешовой, А. Юданова и др.
Так
же А.Ю.Юданов выделяет четыре основных
типа конкурентной стратегии: (коммутанты,
патиенты, виоленты, эксплеренты) с учетом
биологической классификации И.Раменского.
Вопросами конкурентоспособности на микро-,
мезо- и макроуровне занимаются М.И.Гельвановский,
В.М.Жуковская, В.Д.Андрианов, И.В.Липсиц.
Рассмотрению конкуренции как взаимоотношению
хозяйствующих субъектов при формировании
спроса и предложения на товары и услуги,
а также проблемам формирования конкурентной
среды посвящены работы Ю. Рубина, Т. Гоголевой,
Г. Медведева и др.
Теноретическим
вопросам посвящены работы Шумпетера
И., Портера М., Анализе управления
инновационным процессом
В ходе исследования, мною был сделан вывод о том, что данная тема теоретически достаточно изучена, но имеет множество спорных моментов. Хотя и развивается в одном направлении, но имеет разветвления. Тема изучена, так как имеет немало исследований и научных трудов, написанных еще до становления современных теорий конкуренции, которые закладывают основу для них, т.е. современные теории конкуренции имеют свою предысторию развития. Если говорить о современных разработках – они в основном представлены трудами, в которых приоритет отдается знаниям, интеллекту и как результат - новым технологиям.
В
связи с этим целью исследования
является рассмотрение теорий конкуренции,
которые раскрывают сущность современного
состояния рынка, его конъюнктуры,
связей, основные направления, цели и
инструменты, а так же рассмотреть
инновационную экономику, как один
факторов современной
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Для своего исследования я пользовалась журналами, авторефератами диссертаций и официальными сайтами журналов, газет, сайтам по экономике, потому что именно в них можно найти нужную и самое главное актуальную информацию по интересующей меня теме. На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики я брала статистические данные, в основном они касаются инновационной деятельности предприятий. На сайте журнала «Проблемы современной экономики», «Инновационное управление», в электронном научно-техническом издании «Наука и Образование», «Финансовая аналитика»– находится теоретическая информация о конкуренции и инновационной экономики. Практические вопросы инноваций я рассматривала на сайте QUALITY.EUP.RU, «Технологии корпоративного управления» и на экспертном канале "Открытая экономика". Информацию об истории развития теорий о конкуренции и становления современных теорий конкуренции мною была взята из авторефератов диссертаций кандидатов экономических наук и статей журналов – «Финансы и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления».
ГЛАВА 1.
Среди современных исследователей теории конкуренции выделяются работы американского ученого-экономиста М. Портера, который в ходе изучения особенностей экономики стран и компаний, выявил способы достижения ими лидирующих позиций. По его мнению, для успешного ведения конкурентной борьбы хозяйствующему субъекту необходимо выработать конкурентную стратегию, цель которой – обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ и их укрепление в долгосрочном периоде. Способы достижения конкурентных преимуществ в значительной степени связаны с внедрением новых технологий и инноваций.
Существенное значение имеет также масштаб конкуренции в условиях, когда конкурируют не столько экономики отдельных стран, сколько фирмы, работающие в разных социально-экономических условиях.[23]
Итак
в середине 70-х гг. XX столетия профессор
Гарвардской школы бизнеса
Таблица 1. Матрица "рост/доля рынка", разработанная Бостонской консалтинговой группой
|
Портер
обнаружил, что матрица "рост/доля
рынка" дефектна во многих отношениях.
Во-первых, для того чтобы использовать
эту модель, необходимо должным образом
определить рынок, а это зачастую
требует огромной аналитической
работы. А модель не дает никаких
инструментов для проведения такого
анализа.. Во-вторых, эта модель предполагает,
что доля рынка - хороший показатель
вероятных денежных поступлений, а
рост - столь же хороший показатель
потребностей в финансовых средствах.
Однако, говорит Портер, ни то ни другое
не является таким надежным показателем,
как это подразумевает модель.
Потоки прибылей и наличности зависят
от множества иных обстоятельств
помимо доли рынка и роста. Наконец
(и это самое важное), матрица "рост/доля
рынка", утверждает Портер, сама по себе
не слишком полезна для
Стратегия конкурентной борьбы по Майклу Портеру: три основополагающие концепции
Первая
попытка Портера дать необходимые
инструменты анализа обрела форму
книги "Competitive Strategy". Вторая и третья
книги Портера, "Competitive Advantage" (1985)
и "The Competitive Advantage of Nations" ("Преимущества
стран в конкурентной борьбе",
1990). Портер доказывал, что менеджерам,
для того чтобы выполнять анализ,
необходимый для получения
Первая
ключевая концепция касается сравнительной
привлекательности различных
Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики