Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

курсовая в одну.docx

— 153.72 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  1

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
  2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
  3. Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
  4. Сущность инновационной экономики 38
  5. Основные тенденции развития инновационной экономики 49
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  выбранной темы определяется сохраняющимся  в современной экономической  науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших  составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция  ведёт к лучшему использованию  потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом  системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое  практическое применение. В связи  с этим изучение конкуренции и  конкурентоспособности предприятий  представляет собой одну из важнейших  составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки  стратегии и тактики деятельности на рынке.

   Разработки  теорий конкуренции имеют около  двухсотлетнюю историю. Их начал  ещё в конце XVIII в. Адам Смит. Он первым в истории экономической науки определил ключевую роль конкуренции в функционировании рыночной экономики и сформулировал основные условия модели совершенной конкуренции: конкуренция тем сильнее, чем больше число конкурирующих фирм; конкуренция предполагает наличие информации, знаний об условиях рыночных взаимодействий; конкуренция существует в условиях экономической свободы рыночных агентов; конкурентное равновесие на рынке устанавливается постепенно.

   А затем в начале XIX в. Давидом Рикардо были сформулированы фундаментальные положения о сущности свободной конкуренции, лежащие в основе современных теоретических разработок. Решающее значение свободная конкуренция, по мнению Д. Рикардо, имеет в установлении баланса цен, регулировании размера заработной платы. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.

   В начале ХХ в. были внесены изменения  в теоретические представления  о сущности конкуренции под воздействием её трансформации из совершенной  модели в несовершенную или монополистическую  конкуренцию, учитывающую эволюционное развитие рынка. В этой области выдающееся значение в истории экономической мысли сыграли труды американского ученого Э. Чемберлина и английского ученого Дж. Робинсон, относящихся к сторонникам структурной трактовки сущности конкуренции. При структурной трактовке анализ борьбы конкурентов смещается на исследование структуры рынка. Основной идеей теории Э. Чемберлина стал анализ рынка, на котором действуют производители дифференцированных продуктов, которых можно рассматривать как своего рода монополистов. Причем каждый из них имеет определенную рыночную власть над частью потребителей. Выводы Э. Чемберлина лежат в основе современных концепций маркетинговых конкурентных стратегий. Концепция «ценовой дискриминации» Дж. Робинсон доказала наличие реального влияния монополий на ценообразование, а также трансформацию конкуренции под воздействием крупных компаний и монополий. Проблема монополии и конкуренции затрагивалась в работах А. Смита, К. Маркса, И. Кирцнера, Ж. Тироля, а  также  в более поздних исследованиях.

   Изучению  конкуренции как активного процесса соперничества и взаимодействия посвящены работы Й. Шумпетера, Дж. М. Кларка, Ф. Хайека, И. Кирцнера. Проблемы теории конкуренции анализируются  ими с позиции функциональной трактовки её сущности, предполагающей развитие конкуренции под воздействием новых форм организации производства, открытий, знаний, а также использования  предпринимательского потенциала.

   Развитие  конкуренции под воздействием идей государственного регулирования рассматривается  в трудах многих ученых экономистов, среди которых можно выделить Дж. Кейнса и П. Самуэльсона. Отвергая доктрину неоклассиков о саморегулировании  рынка, они считали необходимым  применение на практике определенного  соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и  государственного механизма регулирования  экономики. Необходимость вмешательства  государства они связывали с  нестабильностью рыночной экономики  и возрастающей ролью монополий. Критические взгляды на роль государства  в развитии общества высказывались  институционалистами (Дж. Гэлбрейт), а  также приверженцами либерализма (Л. Мизес, В. Ойкен), которые утверждали, что только рыночная конкуренция  может способствовать экономическому прогрессу общества. К середине ХХ века этими учеными сформулированы основные представления о сущности конкуренции, её движущих силах и  роли в развитии экономики.

   В конце ХХ века, когда усилились  мировые интеграционные процессы, глобализация мировой экономики и развитие национальных рынков ведущих стран, вышли в свет работы по выявлению  конкурентных преимуществ стран  и компаний, завоеванию лидирующих позиций на рынке, отраслевого лидирования, проблемы стратегии опережения конкурентов, конкурентного потенциала и конкурентной среды (М.Портер), стратегии «попадания на рынки будущего» (Г. Хамел, К. Прахалад). Исследование конкуренции как динамично  развивающегося процесса, а не как  сложившейся ситуации проводится Й. Кирцнером.

   Регулирование конкуренции применительно к  вопросам формирования стратегии конкурентной борьбы, а также теории достижения лидерства на рынке и сочетания  конкуренции и сотрудничества, были рассмотрены такими учёными-экономистами, как М. Портер, М. Трейси, Ф. Вирсема, Дж.Ф. Мур, А.М. Бранденбургер, Б. Дж. Нейлбафф и др. 

   Анализ  теоретических аспектов развития несовершенной  конкуренции, входящих в круг вопросов теории фирмы, проведён представителем французской школы экономистов - инженеров Ж. Тиролем.

   Исследование  конкуренции в прикладных целях  проводится по ряду научных направлений  маркетинга, конъюнктурного анализа, бенчмаркинга (изучение и использование опыта  лучших компаний), статистики рынка  товаров и услуг, которые представлены в работах зарубежных и российских ученых-экономистов, например К.К. Прахалада, М. Портера, Г. Хамела, Ж. Ламбена, Г. Азоева, А. Челенкова, Р. Фатхутдинова, А. Кулешовой, А. Юданова и др.

   Так же А.Ю.Юданов выделяет четыре основных типа конкурентной стратегии: (коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты) с учетом биологической классификации И.Раменского.  
Вопросами конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровне занимаются М.И.Гельвановский, В.М.Жуковская, В.Д.Андрианов, И.В.Липсиц.  
Рассмотрению конкуренции как взаимоотношению хозяйствующих субъектов при формировании спроса и предложения на товары и услуги, а также проблемам формирования конкурентной среды посвящены работы Ю. Рубина, Т. Гоголевой, Г. Медведева и др.

   Теноретическим  вопросам посвящены работы Шумпетера  И., Портера М., Анализе управления инновационным процессом посвящаются  работы: Бляхмана Л.С, Когута А.Е.Драюхина Г.А., Медведева А.Г., Пузыни К.Ф., Рюгемера В., Тацуно Ш. Про маркетингй инноваций  можно найти в работах Валдайцева СВ., Медведкова СЮ., Мухопада В.И. Сергеева Ю. А., Твисса Б.и др

   В ходе исследования, мною был сделан вывод о том, что данная тема теоретически достаточно изучена, но имеет множество  спорных моментов. Хотя и развивается  в одном направлении, но имеет  разветвления. Тема изучена, так как  имеет немало исследований и научных  трудов, написанных еще до становления  современных теорий конкуренции, которые  закладывают основу для них, т.е. современные теории конкуренции  имеют свою предысторию развития. Если говорить о современных разработках  – они в основном представлены трудами, в которых приоритет  отдается знаниям,  интеллекту и  как результат - новым технологиям.

   В связи с этим целью исследования является рассмотрение теорий конкуренции, которые раскрывают сущность современного состояния рынка, его конъюнктуры, связей, основные направления, цели и  инструменты, а так же рассмотреть  инновационную экономику, как один факторов современной конкурентоспособности  компаний.

   В соответствии с поставленной целью  в работе решаются следующие задачи:

  • Раскрыть существующие современные теории конкуренций, предпосылки возникновения этих теорий;
  • Если существуют, отметить ошибки, открывающиеся при применении данных теорий на практике;
  • Сопоставить теоретические разработки с их практическим применением;
  • Рассмотреть сущность инновационной деятельности,  структуру инновационного процесса, финансирование инновационной деятельности.

   Для своего исследования я пользовалась журналами, авторефератами диссертаций  и официальными сайтами журналов, газет, сайтам по экономике, потому что  именно в них можно найти нужную и самое главное актуальную информацию по интересующей меня теме. На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики я брала статистические данные, в основном они касаются инновационной деятельности предприятий. На сайте журнала «Проблемы современной экономики», «Инновационное управление», в электронном научно-техническом издании «Наука и Образование», «Финансовая аналитика»– находится теоретическая информация о конкуренции и инновационной экономики. Практические вопросы инноваций я рассматривала на сайте QUALITY.EUP.RU, «Технологии корпоративного управления» и на экспертном канале "Открытая экономика". Информацию об истории развития теорий о конкуренции и становления современных теорий конкуренции мною была взята из авторефератов диссертаций кандидатов экономических наук и статей журналов – «Финансы и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления».

 

   ГЛАВА 1.

  1. Майкл Портер и его концепция.

   Среди современных исследователей теории конкуренции выделяются работы американского  ученого-экономиста М. Портера, который  в ходе изучения особенностей экономики  стран и компаний, выявил способы  достижения ими лидирующих позиций. По его мнению, для успешного ведения конкурентной борьбы хозяйствующему субъекту необходимо выработать конкурентную стратегию, цель которой – обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ и их укрепление в долгосрочном периоде. Способы достижения конкурентных преимуществ в значительной степени связаны с внедрением новых технологий и инноваций.

   Существенное  значение  имеет  также масштаб  конкуренции в условиях, когда  конкурируют не столько экономики  отдельных стран, сколько фирмы, работающие в разных социально-экономических  условиях.[23]

   Итак  в середине 70-х гг. XX столетия профессор  Гарвардской школы бизнеса Майкл  Портер, позднее - самый молодой из пожизненных профессоров этой школы, изучил ряд наиболее продвинутых  для того времени подходов к стратегии  конкурентной борьбы и остался неудовлетворенным. Он знал, что стратегия конкурентной борьбы - сфера первоочередного внимания менеджеров, поскольку она затрагивает  фундаментальные вопросы, на которые  приходится давать ответы всем руководителям  бизнеса. Портер обнаружил, что крупнейшие в то время эксперты в области  стратегии предлагают очень мало методов анализа конкуренции, которые  могли бы использовать менеджеры  для поиска ответов на подобные вопросы, либо совсем не разрабатывают их. Вместо подлинно аналитических приемов  гуру рекомендовали то, что Портер счел слабыми и примитивными моделями, лишенными широты и полноты охвата. Особые сомнения у Портера вызывала ценность наиболее популярной в то время матрицы "рост/доля рынка" (см. табл. 1).

   Таблица 1. Матрица "рост/доля рынка", разработанная  Бостонской консалтинговой группой

        Доля  рынка
   Темп  роста в отрасли    Высокая    Низкая
   Высокий    "Звезды"    "Вопросительные  знаки" 
   Низкий    "Дойные  коровы"    "Собаки"
 

   Портер  обнаружил, что матрица "рост/доля рынка" дефектна во многих отношениях. Во-первых, для того чтобы использовать эту модель, необходимо должным образом  определить рынок, а это зачастую требует огромной аналитической  работы. А модель не дает никаких  инструментов для проведения такого анализа.. Во-вторых, эта модель предполагает, что доля рынка - хороший показатель вероятных денежных поступлений, а  рост - столь же хороший показатель потребностей в финансовых средствах. Однако, говорит Портер, ни то ни другое не является таким надежным показателем, как это подразумевает модель. Потоки прибылей и наличности зависят  от множества иных обстоятельств  помимо доли рынка и роста. Наконец (и это самое важное), матрица "рост/доля рынка", утверждает Портер, сама по себе не слишком полезна для определения  стратегии конкретного предприятия. [15]

   Стратегия конкурентной борьбы по Майклу Портеру: три  основополагающие концепции

   Первая  попытка Портера дать необходимые  инструменты анализа обрела форму  книги "Competitive Strategy". Вторая и третья книги Портера, "Competitive Advantage" (1985) и "The Competitive Advantage of Nations" ("Преимущества стран в конкурентной борьбе", 1990). Портер доказывал, что менеджерам, для того чтобы выполнять анализ, необходимый для получения настоящих  ответов на важнейшие вопросы  стратегии, надо понять три основополагающие (ключевые) концепции.

   Первая  ключевая концепция касается сравнительной  привлекательности различных отраслей с точки зрения долгосрочной прибыльности. Привлекательность отраслей, говорил  Портер, изменяется в соответствии с пятью основными конкурентными  силами, и понимание этих сил имеет  фундаментальное значение для разработки стратегии и достижения преимущества над конкурентами.

Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики