Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Портер утверждал, что, хотя наилучшая стратегия любой фирмы зависит от конкретных обстоятельств, на самом общем уровне существуют лишь три обоснованные и оправданные позиции, которые может занять компания и которые позволят ей успешно справиться с пятью конкурентными силами, обеспечить своим акционерам более высокие доходы от инвестиций по сравнению с конкурирующими фирмами и одолеть конкурентов в долгосрочной перспективе.
Наконец, Портер считал, что всякий анализ источников преимуществ в конкурентной борьбе должен проходить не на уровне компании в целом, а на уровне дискретных действий отдельных фирм, занимающихся проектированием, производством, сбытом, поставками и поддержкой своего продукта. Короче, о каждом бизнесе можно думать как о цепочке некоторых действий, генерирующих ценность для потребите лей, и только посредством тщательного анализа этой своей ценностной цепи компании смогут найти источники устойчивого преимущества в конкурентной борьбе. Рассмотрим каждую из ключевых концепций Портера подробнее. [10]
Ключевая концепция 1: основные конкурентные силы
Первая ключевая концепция Портера выявляет пять основных конкурентных сил, которые, по его мнению, определяют интенсивность конкуренции в любой отрасли. Вот эти пять конкурентных сил:
Ключевая концепция 2: типовые стратегии конкурентной борьбы
"Стратегия
конкурентной борьбы, - пишет Портер,
- это оборонительные или
Опасность застрять на середине пути
Итак, любая компания может выбрать одну из трех стратегий: достижение лидерства в минимизации издержек, дифференциация и концентрация. Последняя, в свою очередь, включает два варианта - минимизацию издержек и дифференциацию. По мнению Портера, эти стратегии - три в высшей степени жизнеспособных подхода противодействия конкурентным силам, причем Портер предостерегает всех руководителей компаний, что лучше применять только один из этих подходов. Неспособность следовать лишь одному из них оставит управляющих и их компании в положении "застрявших где-то посередине" [16] и без какой-либо внятной, обоснованной стратегии. У такой фирмы не будет "доли рынка, инвестиций и решимости играть в минимизацию издержек или дифференциацию в пределах отрасли, необходимую, чтобы избежать этого в более узком сегменте рынка". Такая фирма потеряет как клиентов, закупающих продукты в больших объемах и требующих низких цен, так и клиентов, предъявляющих спрос на уникальность продуктов и услуг. Фирма, застрявшая где-то посередине, будет иметь низкие прибыли, размытую корпоративную культуру, противоречивые организационные структуры, слабую систему мотивации и т.д. Вместо того чтобы подвергаться рискам, сопряженным с такими отчаянными обстоятельствами, утверждает Портер, менеджерам следует внять доброму совету - выбрать одну из трех стратегий. Но как? Для этого надо ознакомиться с третьей и последней ключевой концепцией Портера - концепцией цепочки создания ценностей.
Ключевая концепция 3: цепочка создания ценностей
"Преимущества в конкуренции нельзя понять, если смотреть на фирму в целом"[15], - пишет Портер. Реальные преимущества в минимизации издержек и в дифференциации надо находить в цепи действий, которые совершает фирма, чтобы доставить своим потребителям определенную ценность. При проведении подробного стратегического анализа и выборе стратегии Портер предлагает обратиться именно к цепочке создания ценностей.
Он идентифицирует пять первичных и четыре вторичных действия, составляющих такую цепочку в любой фирме. Вот пять первичных действий.
Четыре вторичных (или поддерживающих) действия таковы.
Конечно,
говорит Портер, указанные виды деятельности
- всего лишь звенья стандартной
цепочки создания ценностей. Каждую
стандартную (или типовую) категорию
можно и должно расчленить на уникальные,
свойственные только данной конкретной
компании действия. Например, маркетинг
и продажи, составляющие вид первичной
деятельности, подразделяются на управление
маркетингом, рекламирование, управление
продавцами, деятельность отдела продаж,
подготовку технической литературы
и продвижение товара на рынке. А
эти отдельно взятые действия можно
разделить на еще более частные
действия. Цель такого расчленения (или,
как говорит Портер, "дисагрегации")
состоит в том, чтобы оказать
помощь компаниям в выборе одной
из трех типовых стратегий. Для этого
нужно выделить те зоны потенциальных
преимуществ в конкуренции, которые
может обрести компания, противодействуя
пяти конкурентным силам, уникальным для
каждой отрасли и конкретной компании.
Так, "...в зависимости от отрасли
каждая из категорий может оказаться
жизненно необходимой для обретения
преимуществ в конкуренции. Для
дистрибьютора представляет исключительную
важное материально-техническое
Можно говорить, что все источники устойчивых конкурентных преимуществ любой компании кроются здесь, в глубинах цепочки создания ценностей. Такой анализ должны проводить все руководители компаний, и делать это следует поэтапно. Управляющим полезно рисовать схемы, анализировать величину издержек своих компаний, а затем проводить такой же анализ в отношении фирм-конкурентов. В конечном счете возникнет совершенная стратегия.
Конец господству Портера
Цель
предложенного Портером подробного
анализа заключалась в том, чтобы
устранить элементы гадания в
отношении будущего и упорядочить
мир бизнеса. Постулаты, лежащие
в основе этой сложной теории, просты.
Если каждая компания будет заниматься
планированием и неуклонно
Главная причина, по которой идеи Портера не сработали, заключается в том, что некоторые компании попросту отказались играть по его увитым плющом и лаврами правилам. На протяжении 1980-х гг., пока Портер рафинировал свои идеи, многие японские и некоторые американские компании-выскочки вроде Wal Mart сделали то, что Портер считал определенно невозможным, - одновременно минимизировали издержки и осуществили дифференциацию. По терминологии Портера, они застряли где-то посередине, но при этом не только выжили, но и преуспели, расцвели. Американским корпорациям стало ясно, что теория Портера более не соответствует реальности.
К середине 1990-х гг. уменьшение размеров и перестройка фирм также стали выходить из моды. Снова начались дискуссии о росте. Но как может расти компания? На этот вопрос взялись отвечать Гари П.Хамел и К.К.Прахалад. [22]
Одна
из первых современных концепций
о лидировании компании на перспективных
рынках сформулирована Г. Хамелом и
К.К. Прахаладом. В их работах раскрыты
теоретические и практические особенности
конкурентного поведения
Гари Хамел - профессор стратегического и международного менеджмента Лондонской школы бизнеса. К. К. Прахалад - профессор делового администрирования, корпоративной стратегии и международного бизнеса в Школе бизнеса Мичиганского университета.
Хамел
и Прахалад начинают свою книгу с
вопросов, уже поставленных другими.
Почему традиционная теория стратегии
не соответствует реальности? Почему
в 1980-х гг. столь многие крупные
американские корпорации, понимавшие
толк в стратегии, были побиты небогатыми
компаниями-выскочками, в основном
японскими? "Какая теория может
объяснить, каким образом компании
Canon удалось отхватить столь
Подлинное
различие, по их словам, состояло в том,
что "бросившие вызов компании
преуспели в создании совершенно
новых преимуществ над
Менеджеры этих претендующих на лидерство компаний видели дальше, чем традиционные администраторы бизнеса. Они силой воображения создавали еще не существующие продукты, услуги и даже целые отрасли, а затем претворяли их в жизнь. Эти новые управляющие занимались не только созиданием образцов лидирующих компаний и анализом конкуренции, чтобы быть не хуже, а даже чуть лучше самых выдающихся, - они создавали новое рыночное пространство, в котором могли бы господствовать в конкурентной борьбе, ибо это рыночное пространство было изобретено ими самими. Вот очевидные уроки стратегии, которым, по мнению наших гуру, надо учиться у компаний-выскочек. [24]
Битва за интеллектуальное лидерство
Борьба за будущее начинается с битвы не за долю рынка, а за интеллектуальное лидерство, говорят Хамел и Прахалад. Хитрость, объясняют они, состоит в том, чтобы предвидеть будущее и, основываясь на этом предвидении, дать ответы на три следующих вопроса:
Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики