Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Стадии коэволюции
Построение
предпринимательских экосистем
и управление ими в целях продолжительного
роста требует понимания
Первая стадия: основание экосистемы
Первая
стадия - это предпринимательская
стадия созидания. Вы работаете с
потребителями, поставщиками и партнерами
по бизнесу, чтобы дать жизнь какому-то
новому продукту или новой услуге
и продемонстрировать, что этот продукт
и эта услуга не только жизнеспособна
но и существенно лучше тех, что
имеются в наличии. В идеале на
первой стадии вы находите потребителей-спонсоров,
готовых принять еще сырой
вариант вашего продукта или новой
услуги и сотрудничать с вами ради
их постепенного совершенствования. Поскольку
ваши потенциальные основные конкуренты
на этой стадии готовы похитить ваши идеи,
вам следует найти такую
Пример: компания Wal-Mart, будучи на этой стадии в 1960-х гг., смогла использовать обе возможности. Во-первых, она разместила свои универмаги в сельских районах, подальше от потенциальных конкурентов вроде компании Kmart. Во-вторых, Wal-Mart построила большие универмаги и заполнила их товарами известных фирм по ценам на 15% ниже тех, по которым их предлагали в обычных сельских магазинчиках. Это позволило Wal-Mart быстро завоевать первенство на всех рынках, где она начала работу. Сельские потребители вскоре стали рассматривать универмаги Wal-Mart как магазины с наилучшей номенклатурой товаров, самыми низкими ценами по сравнению со всеми прочими имевшимися в окрестностях. О совершенстве говорить не приходилось, но компания Wal-Mart настолько превзошла своих конкурентов, что покупатели просто ухватились за нее, пока она училась работать лучше. В конце концов, куда еще им было идти?
Вторая стадия: расширение экосистемы
На
этой стадии вы пытаетесь создать
критическую массу
Wal-Mart
вышла на эту стадию к 1970-м
гг. Компания продолжала строить
универмаги в сельских районах,
Третья стадия: установление господства в созданной экосистеме
К моменту достижения этой стадии конструкция и структура деловой экосистемы несколько стабилизируются. Ее рост продолжается и даже ускоряется, но архитектура экосистемы, подразумеваемые соглашения о том, как вести бизнес с разными сторонами, уже учреждены. Бизнес достиг зрелости, а потребители стали изощреннее и требовательнее. На данной стадии компании испытывают исключительно сильное давление со стороны тех, кто требует сокращения издержек. Многие компании обращаются к перестройкам, уменьшению размеров и поиску субподрядчиков. Стрессы и давления, возникающие на этой стадии, приводят к конкуренции за лидерство в рамках созданных экосистем.
Именно на третьей стадии, говорит Мур, появляются явные победители и проигравшие. Победители - это те, кто будет руководить экосистемой, созданной ими или кем-то еще. Победители добиваются успеха в силу сочетания трех причин:
Инновации, их исключительная важность и интеграция, утверждаемой Мур, упрочивают положение лидеров и приносят высокие валовые прибыли. Три указанных фактора должны быть частью непрерывной кампании по обеспечению лидерства в рамках экосистемы.
Мур приходит к выводу, что такие кампании составляют центральный элемент бизнес-стратегии.
Четвертая стадия: обновление или смерть
Разумеется, ничто не длится вечно. В конечном счете возникает угроза существованию любой экосистемы. Наступает "эпоха оледенения". Температура окружающей среды меняется. Выживают лишь те, кто способен к стремительной адаптации.
Конечно, можно отсрочить столкновение с конкурирующей экосистемой. Можно и нужно усердно трудиться, воздвигая высокие барьеры, которые будут мешать созданию экосистем, альтернативных вашей, или попытаться повысить издержки переключения потребителей с в экосистемы на другую, чтобы это стало для них дорогим удовольствием. Следует делать все, что только возможно, чтобы выиграть время, необходимое для выработки и реализации свежих, обновляющих вашу систему идей.
5. Как изменить правила игры в бизнес: Адам М. Бранденбургер и Барри Дж.Нейлбафф
Попытку объяснить часто встречающееся в настоящее время явление одновременного соперничества и сотрудничества фирм предприняли А.М. Бранденбургер и Б.Дж. Нейлбафф, выдвинувшие теорию “соконкуренции” на основе теории игр. [10]
Адам М. Бранденбургер, профессор Гарвардской школы бизнеса, и Барри Дж.Нейлбафф, профессор Йельской школы менеджмента, - исследователи, применяющие теорию игр (математического подхода к процессу принятия решений) к стратегии ведения бизнеса. Их главный труд, "Co-opetition", был опубликован в мае 1996 г. Собрав урожай похвал как книга "для быстрого чтения" и "захватывающий новый подход к стратегии", это произведение быстро попало в список бестселлеров и дало миру двух новых гуру.
Бранденбургер и Нейлбафф утверждают, что бизнес - это игра, каковой его многие и считают. Но они в то же время настаивают, что бизнес - игра со своей спецификой. Это не знакомое всем спортивное соревнование вроде бейсбола и не карточная игра вроде покера - в спортивных и карточных играх для того, чтобы кто-то выиграл, кто-то должен проиграть. В бизнесе дела обстоят с точностью до наоборот. "В бизнесе, - говорят оба гуру, - ваш успех не предполагает непременной неудачи других; победителей может быть много". Вообщем, бизнес - это война и в то же время мир. Вам придется конкурировать, но если вы сообразительны, то станете и сотрудничать. Итак, когда и что вам следует делать? Как узнать, когда соперничать, а когда сотрудничать? Как говорили Бранденбургер и Нейлбафф, надо делать и то и другое одновременно. [2]
Бизнес,
считают эксперты, не сводится просто
к конкуренции или
"Чтобы
изменить игру, - объясняют наши
эксперты, - необходимо изменить
один или большее число
Изменение игры посредством изменения состава игроков
Первый способ, с помощью которого можно изменить игру, - это, по словам Бранденбургера и Нейлбаффа, замена игроков. Для того чтобы определить игроков, начните с собственной компании. Предположим, ваша компания - это Delta Airlines. Среди других игроков - ваши поставщики. В частности, компания Boeing поставляет вашей компании все самолеты Boeing-767, а компания The Peanut Factory снабжает вас продуктовыми наборами для питания пассажиров во время полета. Ваши клиенты, это пассажиры бизнес-класса, оплачивающие свои билеты по полной стоимости, и отпускники-путешественники, которыми вы обычно заполняете места в самолетах, - тоже игроки. У вас есть конкуренты вроде American Airlines и предоставляющей дешевые авиаперевозки Valu-Jet, ныне носящей название AirTran. Наконец, у вас есть сателлиты, т.е. компании, чьи продукты и услуги дополняют ваши собственные. Наши гуру объясняют, что компании можно считать сателлитами в том случае, "когда потребители ценят вас больше, если вы предоставляете им не только свой продукт, но и продукт другого игрока". Таких партнеров компании Delta SkyMiles(r), как Hertz и MCI, можно считать сателлитами.
Теперь,
говорят эксперты, подумайте об отношениях,
складывающихся между этими участниками
великой бизнес-игры. У вас есть
друзья и враги. Иногда друг может
превратиться во врага или враг стать
другом - в зависимости от того, что
происходит в конкретный момент игры.
Например, потребители и поставщики
являются вашими друзьями, когда речь
идет о создании ценности. В конце
концов, вам надо сотрудничать, чтобы
реализовать продукт или
Это
сочетание сотрудничества и конкуренции
становится совершенно ясным при
рассмотрении отношений, связывающих
поставщика, компанию и потребителей.
Однако многие упускают из виду существование
смешанных отношений того же рода
между конкурентами и сателлитами.
Так, American Airlines по отношению к Delta выступает
как конкурент (враг) в тех ситуациях,
когда речь идет о конкуренции
за пассажиров. Но что происходит, когда
обе эти авиакомпании выходят
на рынок для закупки новых
самолетов? Внезапно они перестают
быть конкурентами и становятся союзниками
при заключении сделок с компанией
Boeing, поскольку последней гораздо
дешевле конструировать и строить
новую модель самолета, которая удовлетворит
потребности обеих
Обратившись к соконкуренции, можно понять, что все участвующие в игре важны и что всякий раз, когда в игру входит какой-то новый игрок (или из нее кто-то выходит), изменяются отношения и, следовательно, меняется сама игра. Можно воспользоваться этой информацией для получения преимуществ. Возьмите ситуацию, в которой вы пытаетесь принять решение о том, стоит ли вообще вступать в игру.
Необходимо помнить следующее: когда в игре происходит смена состава, меняется сама игра. Если вы измените игру своим вступлением в нее, тщательно продумайте, какое воздействие вы окажете. Возможно, вы найдете больше вариантов поведения, чем тот, который первым пришел в голову.
В числе других способов изменения игры посредством изменения состава игроков - включение большего числа потребителей. Вместо борьбы с конкурентами за существующих потребителей и, возможно, вынужденного радикального снижения цен стоит сосредоточиться на расширении масштабов бизнеса. Заполучив большее число потребителей, вы совершите больше продаж и повысите прибыль, станете менее зависимым от любого конкретного клиента. Быть может, вы даже сами захотите ввести в игру новых потребителей, которых, как вам известно заранее, вы отдадите конкурентам. Вы действительно можете получить выгоду от того, что у вашего конкурента появится больше потребителей.
Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики