Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции и конкурентоспособности предприятий представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ 6
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
2.1 Раскрытие понятия «инновационная экономика» 34
2.2 Сущность инновационной экономики 38
2.3 Основные тенденции развития инновационной экономики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Как полагают Хамел и Прахалад, хорошим примером компании, обладающей даром предвидения, является Motorola: "Motorola мечтает о мире, в котором телефонные номера будут присваивать людям, а не местам; в котором маленькие, умещающиеся на ладони устройства позволят людям поддерживать связь друг с другом, где бы они ни находились; в котором новые средства коммуникаций смогут передавать зрительные образы и данные так же просто, как и голоса".
И эта компания так использует свой дар предвидения для получения ответов на указанные выше критически важные вопросы: "Motorola знает, что ей надо совершенствовать свои технологии сжатия цифровых данных, производство плоских дисплеев и источников питания. Motorola также понимает, что для привлечения существенной доли растущего числа потребителей ей нужно значительно повысить известность своей торговой марки во всем мире".
Могут ли другие компании развить такой дар предвидения, как это сделала Motorola? Здесь, отмечают наши гуру, есть два существенно важных момента. Во-первых, менеджеры должны знать уникальные ключевые компетенции своих компаний и развивать их. Во-вторых, они должны сосредоточить внимание на базовых функциональных свойствах товаров, которые их компании выпускают в настоящее время, и услуг, которые они оказывают, а не просто на товарах и услугах как таковых.
Сосредоточенность на ключевых компетенциях
Вместо
того чтобы думать о компании как
о совокупности предприятий, утверждают
Хамел и Прахалад, управляющие
должны начать воспринимать ее как
сочетание ключевых, базисных компетенции,
т.е. навыков, умений и технологий, позволяющих
компании предоставлять блага
Базовая функциональность
Во-вторых,
для того чтобы видеть будущее, Хамел
и Прахалад предлагают управляющим
не думать о существующих продуктах
и услугах, а непременно начать размышлять
о функциональности этих продуктов
и услуг. Вместо того чтобы ставить
вопрос "Что такое наш продукт
или наша услуга?", менеджерам следует
спрашивать "Какие ценности или
выгоды доставляют потребителям существующие
продукты и услуги?" Поставив этот
вопрос, управляющие обнаружат много
новых возможностей для своих
предприятий. Например, если производители
классных досок спросят себя: "В
чем заключается
Мысля в категориях функциональности своих продуктов, а не в категориях самих продуктов, производители классных досок могли бы создать электронные белые доски, вместо того чтобы позволить японской компании Oki первой разработать эту идею и радикально трансформировать отрасль.
Посоветуйтесь с революционерами
Такое создающее прорывы мышление - занятие не из легких, говорят Хамел и Прахалад. Поскольку у большинства менеджеров развилась своеобразная близорукость в отношении руководимых ими компаний, производимых ими продуктов, услуг и рынков сбыта, исцеление или профилактика этой близорукости потребует:
Эта
задача - не из тех, решить которые способны
большинство скованных
В
частности, нужно наладить контакт
с тремя группами. Во-первых, вам
необходим вклад молодых людей,
поскольку они делают ставку на будущее.
Надо побудить представляющих "поколение
X" работников обменяться мыслями
с седовласыми членами
Развивая стратегическую архитектуру
Результатом всех этих контактов с революционерами является согласие или, по меньшей мере, близкое подобие согласия в вопросах о необходимых вашей компании ключевых компетенциях, функциональности предлагаемых вами продуктов и услуг, и о том, как вы намереваетесь доставлять потребителям новые ценности. Разумеется, у вас появится желание разместить всю эту информацию в каком-то одном месте или одном документе. Поскольку стратегическое планирование вышло из моды, называть такой документ стратегическим планом нельзя. Они предлагают назвать его стратегической архитектурой. [23]
"Стратегическая
архитектура - это, в сущности,
генеральный план
Хамел и Прахалад ошибаются
Все эти рекомендации - предвидение, функциональность, интеллектуальное лидерство, ключевые компетенции, стратегическая архитектура - звучат замечательно или, по меньшей мере, свежо. Нои они столкнулись с критиками и циниками.
Например
Джон Миклтуайт, редактор раздела "Бизнес"
журнала "Economist", и Адриан Вулдридж,
выступающий на страницах того же
журнала по вопросам управления, восхваляя
Хамела и Прахалада за книгу, которая,
"вероятно, настолько близка к
обязательному чтению, как и любая
изданная в 1990-х гг. книга по менеджменту",
тем не менее нашли в идеях
наших почтенных гуру много такого,
что вызывало вопросы. Так, в своей
опубликованной в 1996 г. книге "Witch Doctors"
("Исцелители ведьм") Миклтуайт
и Вулдридж провозгласили, что быть
первым в достижении будущего - это,
возможно, совсем не то, о чем подняли
такой шум Хамел и Прахалад:
"Компании-визионеры могут
Так
как же относиться к идее видения
и стратегической архитектуры? Что
же, говорят Миклтуайт и Вулдридж,
возможно, вы обладаете хорошим даром
визионерства, но необходимо иметь
также деловую
Предложенная Хамелом и Прахаладом концепция ключевых возможностей тоже звучала прекрасно. Но, как заметил Джей Сталлер в опубликованной в 1992 г. статье "Across the Board" ("Через стол"), сказать, что вам надо сосредоточиться на ключевых возможностях, похоже на попытку поучать компанию Coca-Cola, что ей и впредь надобно продолжать продавать "Колу", а не заниматься уходом за газонами или иным бизнесом, в котором она совершенно не разбирается. Что с того, что вы поняли, какие компетенции являются основными для вашего бизнеса? Достаточно ли этого для достижения успеха? По крайней мере, этот вопрос, который заинтересовал Майкла Трейси и Фреда Вирсему, двух потенциальных гуру из консалтинговой фирмы CSC Index. Ключевая Компетенция - всего лишь часть вопроса, заявили Трейси и Вирсема. Конечно, Honda могла использовать свои возможности в производстве двигателей малого объема как рычаг, с помощью которого компания прошла в несколько новых для нее отраслей. Но, отмечают Трейси и Вирсема, компания Briggs & Stratton обладала теми же ключевыми компетенциями, но вовсе не преуспела. А какова участь компании ЗМ? Ее ключевая компетенция в технологии нетканых материалов оказалась недостаточной, чтобы обеспечить ЗМ лидерство в производстве клейких лент и мыльниц. Наконец, пишут Трейси и Вирсема, "предполагать, что успех компании Wal-Mart обусловлен только ее возможностями по части материально-технического обеспечения, а успех Intel - исключительно ее компетенцией в конструировании микропроцессоров, - значит выжимать из данной концепции то, чего в ней нет". Успех в бизнесе имеет более сложную, многофакторную природу, чем полагают Хамел и Прахалад. Конечно, ключевые концепции - часть модели успеха, но всего лишь часть. Сами по себе они недостаточны для успеха. Компании, желающие достичь первенства в гонке за лидерство на рынках, должны найти более тяжелые и надежные якоря, чтобы удержаться в достигнутой точке, чем те, что рекомендуют Хамел и Прахалад. Такую надежность, разумеется, обеспечивают якоря, предлагаемые Трейси и Вирсемой. Всего лишь через год после того, как Хамел и Прахалад опубликовали свой солидный труд, Трейси и Вирсема произвели на свет менее внушительный с виду трактат об искусстве доминирования на рынках и создании неприступных, непреодолимых преимуществ в конкуренции.
Дисциплины Трейси и Вирсемы
Первый
тираж книги Трейси и Вирсемы
"The Discipline of Market Leaders" вышел в
январе 1995 г. в количестве 120 тыс. экземпляров.
К февралю книга заняла одиннадцатую
позицию в списке бестселлеров газеты
"U.S. Today", и уже готовился
ее второй тираж. Для книги по бизнесу,
написанной авторами-дебютантами, это
был исключительно сильный
Ценностные дисциплины
Заповедь Трейси и Вирсемы была краткой, как и их небольшая книга объемом 208 страниц. Они представили три ценностные дисциплины, или способа доставки потребителю той или иной ценности, - производственное совершенство, лидерство по продукту и близость к потребителю. Компании, желающие доминировать на своих рынках, должны выбрать одну и только одну из этих дисциплин и добиться в ней совершенства. Ниже дано краткое описание трех ценностных дисциплин, приведены примеры компаний, практикующих каждую из них, отличительные характеристики этих компаний и указаны ключи к их успеху.
Первая ценностная дисциплина: производственное совершенство
Описание:
"Компании, обладающие совершенным
производственным процессом, доставляют
своим потребителям такое сочетание качества,
цен и простоты приобретения, с которым
на данном рынке никто не может сравниться.
Эти компании не предлагают новых продуктов
или услуг и не культивируют особых, нетрадиционных
отношений со своими потребителями. Они
действуют исключительно хорошо, а их
предложение потребителям гарантирует
низкую цену и (или) безусловное, по первому
требованию, обслуживание").
Примеры
компаний, достигших
производственного
совершенства:
AT&T Universal Card, Hertz, Charles Schwab, McDonald's, Dell Computer,
Saturn Corporation, FedEx, Southwest Airlines, General Electric, Wal-Mart.
Главные характеристики этих компаний:
Информация о работе Современные теории конкуренции и развитие инновационной экономики