Социальные трансферты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Файлы: 1 файл

Социальные трансферты.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

    По  экспертным оценкам, на их финансирование расходуется существенно больше средств, чем на какие-либо иные виды льгот. Условно определим, что 40 % приходится на льготы по услугам ЖКХ, а остальное распределяется в равной пропорции по прочим видам помощи (по 5 %). Произведем пересчет в рубли, исходя из ограничения в 360 руб. и представим эти результаты.

    В приводимых расчётах не учтены расходы  на бесплатное предоставление ветеранам  земельных участков (подпункт 7 пункта 1 статьи 14, подпункт 9 пункта 1 статьи 15, подпункт 7 пункта 1 статьи 16 закона «О ветеранах») в связи с тем, что источник их финансирования не указан в статье 10 закона. По данным из 6 регионов – участников Проекта, в настоящее время ветеранам не предоставляются бесплатно земельные участки. Однако, потенциально эти положения закона «О ветеранах» могут повлечь существенное увеличение расходов, особенно с учётом возможного введения права частной собственности на землю, предусмотренного проектом Земельного Кодекса РФ. Представляется, что в данном случае необходимо будет принять политическое решение, как по вопросу о бесплатном предоставлении (любых) земельных участков в принципе, так и по вопросу об источниках финансирования данной меры социальной защиты.

    Изменение механизмов финансирования. Перевод  натуральных льгот в денежную форму расширяет возможности  по приведению системы финансирования социальной помощи в соответствие с требованиями экономического здравого смысла. Ряд перечисленных в таблице видов помощи имеют страховую природу, то есть должны предоставляться нуждающимся не на регулярной основе, а при наступлении страхового случая (например, заболевания). К ним относятся:

    · обеспечение протезно-ортопедическими  изделиями;

    · изготовление и ремонт зубных протезов;

    · обеспечение лекарствами;

    · обеспечение транспортными средствами инвалидов (по медицинским показаниям);

    · санаторно-курортное лечение (или  выплата денежной компенсации).

    Представляется, что указанные расходы должны финансироваться за счёт средств  фондов социального и медицинского страхования. В настоящее время  наиболее разумной мерой представляется передача одного или нескольких видов расходов Фонду социального страхования РФ, так как он имеет в последние 2-3 года устойчивый профицит бюджета (даже несмотря на снижение страхового тарифа в 2001 году). Хотя по экономическому смыслу указанные расходы следовало бы передать на финансирование Фонду обязательного медицинского страхования, но он в настоящее время находится в менее благоприятном экономическом положении.

    В то же время вопрос изменения источников финансирования отдельных видов  помощи целесообразно отделить от вопроса перевода натуральных льгот в денежную форму. В случае принятия данной стратегии за основу, необходимо будет поднять вопрос изменения источников финансирования сразу после принятия положительного решения по переводу льгот в денежную форму. Для разработки проблемы изменения источников финансирования целесообразно провести отдельное исследование, в рамках которого необходимо проработать как экономические механизмы перевода выделенных регулярных выплат на страховые принципы (со всеми расчётами), так и их законодательное обеспечение.

    Ниже  излагается порядок расчета расходов на финансирование льгот, исходя из сохранения действующего их распределения по источникам финансирования.

    Из 9-ти указанных в законе «О ветеранах» (ст.14-22) категорий далеко не все имеют право на полный перечень льгот, перечисленных выше. В качестве базовой категории мы возьмём ветеранов труда по следующим причинам:

    · они имеют наименьшее количество льгот (по номенклатуре) по сравнению  с любой другой категорией;

    · кроме общей численности ветеранов известна только численность ветеранов труда, численность других категорий ветеранов не известна.

    По  состоянию на 01.07.2000 года:

    · общая численность ветеранов  в РФ – 34 042 035 чел.,

    · из них ветеранов труда – 10 229 465 чел.

    Ветераны  труда имеют право на льготы на сумму 198 рублей в год, в том числе:

    · оплата жилья в домах независимо от вида жилищного фонда (72 руб.);

    · оплата коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива (72 руб.);

    · абонентская плата за пользование  телефоном (18 руб.);

    · изготовление и ремонт зубных протезов (18 руб.);

    · оплата проезда на железнодорожном  и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского  транспорта (кроме такси) (18 руб.).

    При том, что на 1 ветерана труда приходится 198 рублей в год, на среднего ветерана приходится 360 рублей в год, поэтому  нужно рассчитать – сколько в  среднем приходится в год на всех прочих ветеранов (кроме ветеранов  труда).

    Рассчитаем  этот показатель по следующей формуле:

    ґ Х руб. + ґ 198 руб. = 360 руб.

    Находим, что на 1 «прочего» ветерана приходится 429,61 руб. в год.

    Из  приведенных выше расчетов видно, что  годовой объем финансирования льгот  всех ветеранов в РФ составляет 12 255 млн. руб. Из него на ветеранов труда приходится 2 254 млн. руб.

    Для всех ветеранов, кроме ветеранов  труда, получаем следующее распределение  стоимости льгот по их видам.

    Кроме структуры ветеранов, в расчётах необходимо также учесть распределение  ветеранов по регионам страны с разной величиной прожиточного минимума. В закон необходимо внести статью, позволяющую адаптировать объём помощи ветеранам в каждом регионе под стоимость региональной минимальной потребительской корзины (в прилагаемом проекте учтено).

    Действительно, если большее число ветеранов проживает в регионах с относительно высоким прожиточным минимумом, то адаптация объёмов выплат к региональным условиям приведёт к повышению общей величины расходов, а если большее число ветеранов проживает в регионах с относительно низким ПМ, то – к снижению.

    Коэффициент изменения общего объёма расходов рассчитаем по следующей формуле:

    К =

    (Подробный  расчёт приведён в Приложении 3).

    В нашем случае коэффициент равен 0,949, то есть расходы уменьшаются  на 5,1 %. Для того, чтобы сохранить  объём расходов неизменным, введём повышающий коэффициент 1/0,949=1,05374, который будем применять к объёму расходов на одного ветерана.

    Объём расходов на 1 ветерана был рассчитан  по итогам 1999 года, поэтому необходимо проиндексировать его по уровню инфляции (ИПЦ) за 2000 год (факт) и за 2001 год (прогноз), исходя из того, что ввести закон в действие предполагается с 1 января 2002 года. Повышающий коэффициент будет соответственно равен 1,202 ґ 1,161=1,3955.

    В итоге получаем следующий объём  расходов на 1 ветерана в 2002 году по видам льгот (неизменный в реальном выражении по сравнению с 1999 годом) (См. Приложение 3).

    На  основании расчётов в закон «О ветеранах» вносится ряд поправок (см. Приложение 4).

    Вариант II: расчет на основе потребности в  средствах

    В ходе выполнения проекта была установлена потребность в финансировании ветеранских льгот по регионам.

    В среднем по 6 изученным регионам России на 1 ветерана в 1999 году были необходимы бюджетные расходы в размере 1731 рубль.

    В результате при таком варианте годовой объем финансирования льгот для ветеранов по РФ составит 58 893 млн. руб.

    Расчёт  по описанной выше методике показывает, что на 1 ветерана труда необходимо 951,87 рублей в год. Следовательно, полное финансирование льгот для ветеранов  труда по РФ составит 9 738 млн. руб. На одного «прочего» ветерана необходимо 2065 рублей в год.

    С учётом повышающего коэффициента (по ИПЦ) 1,3955 объём расходов по каждому  виду приведён в Приложении 3. Соответствующие  поправки к закону «О ветеранах» –  в Приложении 5.

    Вариант III: расчет на основе данных Минфина (a).

    Вариант опирается на размер расходов на 1 ветерана, использованный Минфином РФ в качестве базового для расчёта субвенций  из Фонда компенсаций в проекте  федерального бюджета на 2001 год.

    Расчёт  по описанной выше и примененной в вариантах I и II методике показывает, что на 1 ветерана труда необходимо 511,09 рублей в год, а на одного «прочего» ветерана необходимо 1108,94 рублей в год.

    С учётом повышающего коэффициента (по ИПЦ только за 2001 год) 1,161 объём расходов по каждому виду приведён в Приложении 3. Соответствующие поправки к закону «О ветеранах» – в Приложении 6.

    Вариант IV: расчет на основе данных Минфина (b).

    Данный  вариант базируется на третьем варианте, с изменением суммы расходов на 1 ветерана, предназначенной для проезда на городском пассажирском транспорте. Увеличение доли указанных расходов с 5 % до 16 % происходит за счёт сокращения других видов расходов. Расчёт по описанной выше и примененной в вариантах I и II методике показывает, что на 1 ветерана труда необходимо 511,09 рублей в год, а на одного «прочего» ветерана необходимо 1108,94 рублей в год.

    С учётом повышающего коэффициента (по ИПЦ только за 2001 год) 1,161 объём расходов по каждому виду приведён в Приложении 3. Соответствующие поправки к закону «О ветеранах» – в Приложении 7.

    В случае невозможности проведения через  Государственную Думу и этого  варианта поправок, необходимо сосредоточиться  на исключении из Закона «О ветеранах» неработающих статей, например, о предоставлении льготных ссуд ветеранам, а также на разработке и внедрении «Единой методики учёта и планирования расходов на предоставление социальных льгот и выплат» (см. Приложение 8).

Роль  «Единой методики учета и планирования расходов на предоставление социальных льгот  и выплат»

    Целью внедрения разработанной Единой методики учёта и планирования расходов на предоставление социальных льгот и выплат является повышение качества информации о финансировании социальных выплат и льгот. Она реализует две основных функции: функцию учёта и функцию планирования. Планирование осуществляется на основе нормативов, причём каждый вид выплаты и льготы нормируется на том уровне власти и управления, на котором он установлен. Учёт играет вспомогательную роль, позволяющую рассчитывать, устанавливать и корректировать нормативы, а также корректировать сами нормативно-правовые акты о льготах и выплатах.

Заключение

    В заключение данной работы хотелось бы обобщить предложения специалистов и выразить свое мнение относительно направлений и механизмов реформирования системы социальных обязательств государства.

    Реформирование  системы социальных обязательств государства  предполагает, следующие основные направления.

    Реструктуризация  социальных обязательств государства  является, пожалуй, наиболее дискуссионным  вариантом реформирования системы социальных обязательств государства. Содержательно он сводится прежде всего к отмене части нефинансируемых или недофинансируемых социальных обязательств.

    Другим  направлением реструктуризации социальных обязательств государства (в части  обязательств перед физическими лицами) является замена ныне действующих обязательств по выплате многочисленных социальных пособий на единое пособие по малообеспеченности. Такое решение представляется вполне приемлемым при соблюдении условия, что в единое социальное пособие не будут включены те основные социальные трансферты, финансовые средства на обеспечение которых формируются на основе страховых принципов. К числу последних прежде всего относятся государственные пенсии.

    Что касается пособий по безработице, то в их отношении, вероятно, может быть принято законодательно обоснованное решение о переходе к страхованию таких пособий работником на добровольных принципах. Одновременно государство должно принять на себя обязательство по выплате пособий по безработице за счет бюджетных средств исключительно тем безработным, душевой доход в семьях которых не превышает прожиточного минимума.

Информация о работе Социальные трансферты