Социальные трансферты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Файлы: 1 файл

Социальные трансферты.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

    Феномен задолженности по выплате пенсий возник в 1995 г., когда на конец года задолженность составила 10 % от общей  суммы назначенных пенсий. Усилиями правительства к июлю 1997 г. задолженность  по выплате пенсий была полностью погашена и вновь образовалась в июле 1998 г. в связи с финансовым кризисом. На конец 1998 г. задолженность составляла 27,0 млрд. руб. или 204 % от общей суммы назначенных пенсий. Процесс постепенного снижения задолженности в 1999 г. растянулся на 8 месяцев, но к сентябрю 1999 г. задолженность была полностью ликвидирована.

    Лежащей на поверхности причиной возникновения  задолженности является снижение на 7 % — 8 % поступлений страховых взносов  предприятий и организаций в  Пенсионный фонд Российской Федерации. Так было и в 1995 г. и в 1998 г. Ликвидация задолженности по выплатам пенсий была связана не с созданием постоянно действующих финансовых механизмов, демпфирующих возможные во время кризисов колебания финансовых ресурсов Пенсионного фонда, а, прежде всего, с усилиями правительства в направлении выколачивания страховых взносов с предприятий и организаций.

    Из  Заключительного отчета Компании социальных технологий и экспертизы – СОТЭКО, 2000 г.

    «Более  актуального мероприятия, чем пенсионная реформа, представить себе сегодня невозможно. Действительно, во-первых, в стране существуют два порядка начисления пенсии, причём для подавляющего большинства работающих пенсионеров выбора наиболее выгодного для них порядка не существует. Они вынуждены получать пенсию по худшему для них варианту. С таким положением связано осеннее повальное увольнение пенсионеров, работающих на низких ставках уборщиц, санитарок, гардеробщиц и вахтёров. Последнее в 2000 г. осеннее увеличение пенсии было связано с увеличением максимального размера индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) с 0,525 до 0,7125. С увеличением максимальной величины индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) при исчислении пенсии в соответствии с новым порядком, сумма пенсии, исчисленной в соответствии со старым порядком (максимальный размер пенсии, исчисленной в соответствии со старым порядком, равен трём минимальным размерам оплаты труда, т. е. 396 руб.) и заработной платы для этих категорий работающих пенсионеров оказалась меньше пенсии, исчисленной в соответствии с новым порядком пенсионирования. Следует иметь в виду, что пенсию, исчисленную в соответствии с новым порядком имеют право получать в подавляющем большинстве случаев только неработающие пенсионеры. В соответствии с данными Госкомстата на конец 1999г. численность работающих пенсионеров составляла 7131 тыс. чел., т. е. почти 19 % пенсионеров подвергаются дискриминации при назначении пенсии.

    Во-вторых, для подавляющего большинства пенсионеров  отсутствует какая либо связь  пенсии с трудовым вкладом. Действительно, из 38, 398 млн. пенсионеров 22,449 млн. пенсионеров, т. е. почти 59 %, получают максимальную пенсию, и 0,663 млн. пенсионеров (почти 2 %) — минимальную. Другими словами, только для оставшихся 39 % пенсионеров можно уловить хотя бы небольшую, но всё-таки какую-то корреляцию между прошлым трудовым вкладом и пенсией. Сегодняшняя пенсионная система представляет собой мощный механизм, стимулирующий сокрытие всех видов доходов населения, представляющих по своему фактическому содержанию оплату труда. Смешные размеры максимальной пенсии сегодня — 985 руб. (около 70 % ПМ) (здесь не рассматриваются пенсии военных, государственных служащих и персональных пенсионеров) — не только сваливают в одну кучу бывших работников, прошлые заработные платы которых могли различаться в десятки, если не в сотни раз, но и полностью убивают стимулы у сегодняшних работников, особенно это касается высокооплачиваемых работников частного сектора экономики, платить страховые взносы в пенсионный фонд и тем более отстаивать необходимость этого перед, и так не склонным к этому, работодателем. Сокрытию заработков способствует и то, что размер пенсии уже не зависит от непрерывного трудового стажа. Т. е. работник может без оформления своих трудовых отношений работать в частном секторе экономики, абсолютно не заботясь о своём трудовом стаже.

    Всё вышесказанное и рекомендуемое  в рамках предлагаемой реформы распределительных  отношений троекратное повышение  средней заработной платы в государственном  секторе экономики определяет необходимость повышения уровня максимальной пенсии в три раза. Как и заработная плата максимальная пенсия должна повышаться в три этапа: в 2001, 2002, 2003 гг. В 2001г. максимальная пенсия должна быть повышена за счёт увеличения максимального размера ИКП с 0,7125 до 1,00 на 40 % и к концу года составить 1380 руб. в сопоставимых ценах. На это, как показывают модельные расчёты, необходимо дополнительно выделить 86,6 млрд. руб. в течение года. Ещё на 40 % за счёт роста максимального размера ИКП с 1,00 до 1,4 максимальная пенсия должна быть увеличена в 2002 г. В результате этого к концу года она достигнет величины 1930 руб. На это, как показывают расчёты в течение года придётся выделить дополнительно 72,8 млрд. руб. На третьем этапе за счёт роста максимального размера ИКП с 1,4 до 2,00 максимальный размер пенсии увеличится ещё на 50 % и достигнет уровня 2900 руб. Это потребует дополнительно 74,5 млрд. руб. Общая сумма дополнительных годовых расходов на финансирование увеличения максимального размера пенсии в три раза составляет в сопоставимых ценах 214,0 млрд. руб. или 62 % годовых расходов Пенсионного фонда, исчисленных по выплатам октября 2000г. После осуществления мероприятий по троекратному увеличению максимального размера пенсии в три раза за счёт роста ИКП с 0,7125 до 2,1 максимальную пенсию, как показывают модельные расчёты, будут получать только 1,5 % пенсионеров, что уже вполне приемлемо. Очевидно, что средняя пенсия в сопоставимых ценах вырастет при этом на 62 % — с 748,2 руб. (данные Госкомстата на 1 октября 2000 г.) до 1212,0 руб. (1 января 2004 г. — расчётная величина. Минимальный размер выплачиваемых пенсий будет определяться в рамках концепции Единой системы минимальных стандартов в области доходов населения. Но об этом ниже, в соответствующем разделе.

    Абсолютно нетерпимым является существование  двух порядков исчисления пенсий по старости, тем более, что это связано  с дискриминацией более 7 млн. работающих пенсионеров. Как показывают расчёты, переход к единому порядку  исчисления пенсий по старости, базирующемуся на ИКП, потребует дополнительных годовых затрат, не превышающих 21 млрд. руб.

    И последнее: представляется абсолютно  необходимым переход в течение  пяти лет (по году отсрочки выхода на пенсию в год), начиная с 2001 г., как мужчин, так и женщин на более поздние сроки выхода на пенсию по старости. Мужчинам возраст выхода на пенсию должен быть увеличен до 65 лет, а женщинам — до 60 лет. Это нужно сделать не только в связи с неблагоприятными изменениями в демографической ситуации в стране, но и для того, чтобы провести абсолютно необходимую пенсионную реформу. Как показывают расчёты, каждый год отсрочки выхода на пенсию даст экономию средств пенсионного фонда на сумму в 17 млрд. руб.»

Стипендии

    Стипендия — денежная выплата, назначаемая  по результатам экзаменационной сессии студентам, обучающимся в образовательном учреждении по очной форме обучения, по основным профессиональным программам в пределах государственного задания, в зависимости от успехов в учебной (научной) деятельности и материального положения.

    В 2001 г. в соответствии с Федеральным  законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий  и социальных выплат в Российской Федерации» минимальный размер стипендии  студентов и учащихся установлен исходя из базовой суммы 100 рублей, и составляет в учреждениях высшего профессионального образования 200 рублей, в учреждения среднего профессионального образования — 70 рублей, в учреждения начального профессионального образования — 70 рублей (для учащихся, не находящихся на полном государственном обеспечении).

    В рамках Основных направлений социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  подготовлено Типовое положение  о стипендиальном обеспечении и  других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов.

    Указанное Типовое положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 июня 2001 г. № 487 и предусматривает реализацию мероприятий по формированию новой системы стипендиального обеспечения студентов.

    Типовым положением предусматривается следующие  виды стипендий:

    стипендии Президента Российской Федерации и  специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации;

    государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов;

    государственные (муниципальные) академические стипендии;

    государственные (муниципальные) социальные стипендии;

    именные стипендии.

    Предусмотрены также меры по осуществлению материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов, определен порядок назначения и выплаты государственных (муниципальных) социальных стипендий нуждающимся студентам и аспирантам.

Пособия по безработице

    Пособие по безработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.

    Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (принятым в 1991 г. с поправками, внесенными в апреле 1996 г. и июне 1999г.) предусматривается выплата пособия по безработице лицам, уволенным по любым основаниям, в размере 75 % среднемесячного заработка в течение 3 первых месяцев, 60 % — в течение 4 следующих месяцев, далее 45 %, но не ниже МРОТ и не выше среднего заработка в данном регионе; гражданам, впервые ищущим работу, — в размере МРОТ.

    Расчеты эксперта МОТ Т. Четверниной:

    «В  России пособие по безработице было введено в практику социальной поддержки  населения в период реформ, поскольку в плановой экономике безработица, как экономическое явление, отсутствовала. Главной целью пособия по безработице является поддержка граждан потерявших и не нашедших работу. Как и всякая новая форма экономических отношений, система выплаты пособий по безработице имела свои издержки становления и развития, балансируя между поддержкой безработных и искоренением иждивенческих настроений среди неработающего населения. Анализ функционирования данной системы в России, проведенный экспертами МОТ, свидетельствует о том, что наиболее последовательно выполняемым приоритетом является борьба с иждивенческими настроениями, а поддержка безработных посредством выплаты пособия по безработице — это задача далеко не первой важности:

    За  период с 1995 по 1998 годы доля получателей минимальных пособий по безработице выросла на 22 % в регионах с уровнем безработицы, превышающим 7 %-ную отметку; на 13 % — в регионах с уровнем безработицы от 4 до 7 %; на 10 % — в регионах с уровнем регистрируемой безработицы до 3 %. На протяжении второй половины 1990-х более половины регистрируемых безработных получали минимальное пособие.

    Если  в 1993 году минимальное пособие составляло 26,9 % от прожиточного минимума, то уже  в 1999 году – 8,3 % от прожиточного минимума и 3,5 % от среднего уровня душевых доходов.

    В среднем по России около половины зарегистрированных безработных получают минимальное пособие по безработице, а в ряде субъектов Федерации  численность получающих минимальное  пособие приближается к общей  численности зарегистрированных безработных.

    Средние выплаты безработным (Помимо пособия  по безработице средние выплаты  включают: доплаты на иждивенцев; оплату временной нетрудоспособности; оплату районных коэффициентов регионов, приравненных по условиям проживания к северным территориям (таких регионов 30); выплаты задолженности по пособиям.) в среднем по России за период с 1993 по 1999 г. колебались в пределах 28-68 %% от прожиточного минимума. Своего пика они достигли в 1998 году (в основном за счет выплаты задолженности) и резко сократились (до 40 %) в 1999 году, после принятия поправок к Закону «О занятости населения в Российской Федерации», который внес существенные коррективы в систему и размер выплат пособий по безработице.

    До  принятия поправок к Закону «О занятости  населения в Российской Федерации» отношение средних выплат на одного безработного к средней заработной плате в среднем по Российской Федерации составляло 32,1 %, значительно варьируясь по регионам. Так, в Корякском автономном округе пособие составляло 9,6 % от средней зарплаты и в республике Коми – 12,9 % (минимальные значения), а в республике Саха (Якутия) – 63,9 % (максимальный уровень). После принятия поправок к данному закону в июле 1999 года, отношение средних выплат на одного безработного к средней заработной плате в среднем по Российской Федерации снизилось до 25,5 %. При этом минимальный показатель еще более снизился до 9,3 % (Корякский автономный округ), а максимальный — сократился до 50 % (республика Саха-Якутия).

    Анализ  показывает, что статус занятости  несопоставим со статусом безработного и по размеру получаемых выплат, и по доле в семейном бюджете. Соотношение средних выплат на одного безработного со средней заработной платой и со средним уровнем доходов свидетельствует о том, что даже «повышенное» пособие (выплачиваемое до поправок к закону о занятости) не способно породить иждивенческие настроения. Поэтому сокращение выплат безработным – это не борьба с иждивенческими настроениями, а следствие несоответствия финансовых ресурсов, направляемых на оплату пособия по безработице, масштабам и глубине проблем, порожденных в сфере занятости.

Информация о работе Социальные трансферты