Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:00, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
• обзор (анализ) понятия «переходная экономика»;
• раскрыть содержание моделей переходной экономики: «градуализм» и «шоковая терапия»;
• проанализировать предпосылки «перестройки», основные события, планы реформаторов «переходной» России;
• рассмотреть либерализацию, стабилизацию и приватизацию как основные составляющие переходной экономики («шоковой терапии» Е. Гайдара);
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Переходный период в экономике: основные понятия,
характеристики, модели………………………….……………………………...…..6
1.1. Переходный период в экономике…………….…………………………..6
1.2. «Градуализм» и «шоковая терапия» - противоборствующие
модели переходной экономики………………………………………….10
2. Социально-экономические предпосылки и закономерности
переходной экономики на примере современной истории России……………..16
2.1. У истоков «переходной» России: Предпосылки. Выбор пути.
Проблемы и возможности трансформации……………………...………16
2.2. Либерализация. Стабилизация. Приватизация: подъемы и падения….21
3. Конструктивный этап переходного периода российской экономики……..…34
3.1 «Новая экономическая политика» или предпосылки завершения
переходного периода в экономике России ……………………...……….34
3.2. Предварительные итоги переломного периода…………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы……………………………...47
-
акцент (уже в самом названии)
не на предприятия, а на
- приватизация (разгосударствление) перестает быть обязательным ежегодным «плановым мероприятием» правительства и осуществляется в соответствии с «прогнозом» и ежегодно утверждаемой Думой программой;
-
в программе приватизации
-
расширен набор методов
- льготы работникам предприятий возможны (скидка от продажной цены акций и др.), но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер;
-
стоимость «имущественных
-
введены коммерческие конкурсы
с инвестиционными (
- восстановлено понятие «аренда с выкупом», но «по рыночной стоимости».
Закон породил новый этап номенклатурной борьбы за сохранение контроля в ряде отраслей экономики, которая резко активизировалась с началом обсуждений в правительстве вариантов продажи федеральных пакетов акций. Фактически в 1995-1996 гг. произошло очередное (пожалуй, первое после августа 1993 г.) крупное столкновение функциональных и отраслевых ведомств, противоречивость интересов которых совершенно очевидна: обеспечение бюджета (продавать пакеты акций) против сохранения видимости своей нужности если не предприятиям, то хотя бы правительству (держать пакеты акций). По оценкам некоторых экспертов, здесь в пользу отраслевиков работал и политический фактор, прежде всего в силу ставки ряда влиятельных политических группировок на лозунг эффективного управления федеральной собственностью.
Таким образом, единая приватизационная политика в 1995-1997 гг. трансформировалась в: (а) по сути спонтанный процесс остаточной приватизации (пакеты акций рядовых предприятий, оставшиеся после реализации массовой модели); (б) использование приватизационных (квази-приватизационных) инструментов для привлечения политических союзников среди региональной элиты и крупнейших финансовых группировок; (в) заметную “регионализацию” приватизационного процесса, в том числе в политических целях; (г) тесно связанный со всеми указанными выше особенностями процесс консолидации и интенсивного дальнейшего перераспределения собственности между крупнейшими финансовыми альянсами и компаниями - естественными монополиями.
При этом, как уже отмечалось выше, внешне наиболее важной чертой приватизации 1995-1997 гг. является ее использование (или попытка использования) как метода получения бюджетных доходов. Приоритет этой краткосрочной тактической задачи приватизации обусловливает очевидную упущенную выгоду для государства в долгосрочном плане.
Как показала практика, массовый «сброс» оставшихся в собственности государства пакетов акций не принес и не мог принести бюджетных доходов. И в 1995, и в 1996 гг. за счет этого источника были получены относительно небольшие суммы порядка 1 трлн. рублей.
Как и в 1995-1996 гг., правительство рассматривало приватизацию в 1997 г. как средство решения бюджетных проблем. Опыт прежних лет продемонстрировал крайне низкую эффективность (для бюджета) массовых продаж в ходе “денежной” приватизации, поэтому было принято решение обеспечить поступления в бюджет за счет нескольких крупных сделок.
В связи с этим некоторые наблюдатели связывают с понятием «индивидуальный проект» начало третьего - после «чекового» и «денежного» этапов - этапа приватизации. Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, заинтересованность правительства в «индивидуальных проектах» была оформлена в постановлении N 363 от 1 апреля 1997 г. «О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества» (с изменениями постановления Правительства РФ N 564 от 12 мая 1997 г.).
Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны, региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Основными целями реализации индивидуального проекта являются обеспечение максимальных поступлений в федеральный бюджет, привлечение инвестиций и повышение эффективности использования приватизированного имущества. Согласно закону «О федеральном бюджете на 1997 г.», поступления средств от приватизации в доходную часть федерального бюджета были определены в размере 6,5 трлн. рублей, в том числе 4,1 трлн. - от продажи государственного имущества, 2,3 трлн. - дивиденды по акциям и арендная плата. С учетом многих имевшихся льгот по дивидендам и по арендной плате для ряда крупнейших компаний (Газпром, Лукойл, ЕЭС России) и некоторых министерств (МПС, Миноборонпром и др.), последняя цифра была совершенно нереальной.
Тем не менее, по итогам 1997 г. именно за счет нескольких крупных сделок федеральное бюджетное задание по приватизации перевыполнено почти в 3 раза. Так, к концу 1997 г. совокупный доход от приватизации составил 23,7 трлн. рублей, из которых 18,654 трлн. рублей поступили в федеральный бюджет (по плану - 6,525 трлн., в том числе 4,179 трлн. от продаж). Как и предполагалось, другие источники (помимо крупных проектов) не принесли ощутимого дохода: от аренды федерального имущества доход в 1997 году составил 305 млрд. рублей (против 1,939 трлн. по плану), полученные по государственным акциям дивиденды- 407 млрд. рублей (против 270 млрд. по плану).
Таким образом, с точки зрения формальных бюджетных критериев 1997 г. стал первым годом в истории проведения “денежной приватизации”, который увенчался успехом.
Таким образом, ситуацию с реформами 1991-1997 гг. можно сравнить с футболом, где игроки – это государство, «играющее» в экономические игры под общим названием «Шоковая терапия» или «Авось получится», а мяч – это население, пытающееся выжить. Конечно, не все так плохо и безнадежно, ведь мы говорим о коренном и резком переходе, о смене, без преувеличения, исторического пути развития России, об осуществлении системной трансформации в огромной стране, мы учимся на своих ошибках, без которых не обойтись. Тем более, что второй этап трансформации более продуман и удачен.
3. Конструктивный этап переходного периода российской экономики
3.1. «Новая экономическая политика» или предпосылки завершения переходного периода в экономике России
Некоторые
исследователи говорят о
Непосредственной причиной разработки новой стратегической программы развития и реформирования России стало формирование новой администрации во главе с В. В. Путиным. Однако были и более глубокие причины, связанные с реальным завершением первого этапа посткоммунистических реформ и появлением обстоятельств, свидетельствующих о начале новой фазы.
К концу 1990-х гг. основные цели (либерализация, стабилизация, приватизация) программы Е. Гайдара были достигнуты. Тем самым были созданы условия этапу структурных и институциональных реформ, обеспечивающих стабильность экономического роста. Основные направления:
В первой половине 2000 г. была разработана программа Г. Грефа. Важнейшими компонентами институциональных реформ, которые должна была решить Россия по этой программе, являются:
Рассмотрим
экономические подробности «
Спад в российской экономике после начала реформ продолжался семь лет: в 1998 г. показатель ВВП составил всего 60,3% от уровня 1991 г. Лишь в 1999 г., когда прирост ВВП составил 6,4%, по-настоящему начался экономический рост в стране. Траектория падения оказалась более крутой, чем траектория восстановления, которая продолжается уже 12 лет.
В 2004 г. реальный (исчисленный в сопоставимых ценах) валовой внутренний продукт составил 89,3% от уровня 1991 г., т.е. не достиг дореформенного уровня (см. табл.). Следовательно, формально переходный период в России еще не завершен.
По итогам 2004 г. объем производства товаров составил лишь 76,3% от показателя 1991 г., нерыночных услуг - 91,1%. Зато сектор рыночных услуг превысил уровень 1991 г. на 17,4%.
Таблица 1.
Вследствие неравномерного развития различных секторов экономики изменилась структура ВВП. Если в 1991 г. производство товаров составляло 42,8%, а производство услуг 48,3% (еще 8,9% пришлось на чистые налоги, на продукты и импорт), то в 2003 г. доля товаров составила уже только 35,6%, а доля услуг выросла до 52,7% (доля чистых налогов на продукты и импорт - 11,7%).
Можно говорить о том, что в 2006 г. переходный период в российской экономике начал уверенный путь к завершению. Объем ВВП в этом году превысил дореформенный уровень. Вместе с тем, восстановление промышленного производства мы наблюдаем лишь последние два-три года.
При анализе переходного периода (в частности – завершающего этапа) особую важность приобретает также изучение направлений использования ВВП на конечное потребление и валовое накопление, на чистый экспорт (экспорт минус импорт).
Такой подход позволяет определить, как распределяются выгоды от функционирования экономики, насколько она ориентирована на удовлетворение потребительских нужд, какую роль играют экспортно-импортные операции. Рыночная экономика - экономика потребления, она должна быть нацелена на удовлетворение растущих материальных, духовных, культурных потребностей людей. Таким образом, оценка ВВП по расходам на конечное потребление превращается в важнейшую характеристику динамики социально-экономического развития. Более того, именно по восстановлению доли ВВП, идущей на конечное потребление, можно более объективно судить о завершенности переходного периода.
В 2004 г. расходы на конечное потребление составили 119,9% от уровня 1991 г., причем показатель 1991 г. был преодолен еще в 2002 г. Получается, что переход к рынку состоялся, однако никто столь примечательного события не заметил.
С учетом того, что социальные трансферты с 1994 г. оставались неизменными, складывается любопытная картина: в то время как фактическое конечное потребление домохозяйств (расходы на товары и услуги) уже превышает планку 1991 г. (в 2003 г. - 115,6%), показатель реальных денежных доходов по данным Росстата еще не достиг дореформенного уровня. Объяснение довольно простое: в 1991 году, когда дефицитность российской экономики стала особенно сильной, домохозяйства просто не имели возможности потратить имеющиеся у них доходы. Что же получается? Что в дореформенном 1991 г. реальные доходы населения были больше, чем в 2004 г., а траты на конечное потребление были меньше?
Информация о работе Социально-экономические предпосылки и закономерности переходной экономики