Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:00, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
• обзор (анализ) понятия «переходная экономика»;
• раскрыть содержание моделей переходной экономики: «градуализм» и «шоковая терапия»;
• проанализировать предпосылки «перестройки», основные события, планы реформаторов «переходной» России;
• рассмотреть либерализацию, стабилизацию и приватизацию как основные составляющие переходной экономики («шоковой терапии» Е. Гайдара);
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Переходный период в экономике: основные понятия,
характеристики, модели………………………….……………………………...…..6
1.1. Переходный период в экономике…………….…………………………..6
1.2. «Градуализм» и «шоковая терапия» - противоборствующие
модели переходной экономики………………………………………….10
2. Социально-экономические предпосылки и закономерности
переходной экономики на примере современной истории России……………..16
2.1. У истоков «переходной» России: Предпосылки. Выбор пути.
Проблемы и возможности трансформации……………………...………16
2.2. Либерализация. Стабилизация. Приватизация: подъемы и падения….21
3. Конструктивный этап переходного периода российской экономики……..…34
3.1 «Новая экономическая политика» или предпосылки завершения
переходного периода в экономике России ……………………...……….34
3.2. Предварительные итоги переломного периода…………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы……………………………...47
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИННОВАЦИЙ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Микроэкономика»
Тема: Социально-экономические предпосылки и закономерности
переходной экономики
Выполнил студент группы 6Эозв-115 Силин Сергей Михайлович
Руководитель _____________________________
г. Череповец
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Переходный период в экономике: основные понятия,
характеристики,
модели………………………….……………………………..
модели переходной экономики………
2. Социально-экономические предпосылки и закономерности
переходной экономики на примере современной истории России……………..16
2.1. У истоков «переходной» России: Предпосылки. Выбор пути.
Проблемы и возможности трансформации……………………...………16
2.2. Либерализация. Стабилизация. Приватизация: подъемы и падения….21
3. Конструктивный
этап переходного периода
3.1 «Новая экономическая политика» или предпосылки завершения
переходного периода в экономике России ……………………...……….34
3.2. Предварительные итоги переломного периода…………………………..39
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………...47
Введение
Уходящее столетие ознаменовалось двумя великими экономическими экспериментами. Исход первого - социалистического - не вызывает сомнений. Сегодня мы находимся на закате второго великого эксперимента - перехода от социалистических экономик к рыночной экономике. Этот эксперимент пошел не так, как предсказывали многие экономисты в середине 80-х. Конечно, процесс перехода еще не завершен, требует грамотного подхода и глубокого научного (теоретического и эмпирического) изучения. В нашей работе мы проанализируем понятие «переходная экономика», основные характеристики этого противоречивого процесса, а также действие одной из теоретических моделей переходной экономики на практике – на примере России. Смена траектории развития в нашей стране была столь масштабна, что ее едва ли можно «вместить» в понятие «переходный период», скорее – трансформационный процесс.
Мощные преобразования, «тектонические сдвиги» поистине международного и исторического значения, происходящие последние 25 лет в России, изменили не только внутреннюю ситуацию, но и ситуацию во всем мире. Преобразования были столь масштабны и глобальны, что даже сегодня мы еще не можем их оценить; люди, чья молодость пришлась на время перемен, во многом потеряли ориентиры.
Либерально-
Понятие «трансформация» подчеркивает зависимость общественных сдвигов от действий не только верхнего, но также среднего и базового слоев общества, представители которых исходят из собственных интересов и действуют в условиях не вполне сформированной и нежесткой институциональной среды. Главными движущими силами трансформационного процесса являются, с одной стороны, правящая элита с примыкающей к ней бюрократией, а с другой – социально зрелые, экономически и политически активные представители массовых общественных групп, в первую очередь – средних слоев. Трансформационные процессы охватывают все уровни общественной вертикали: общенациональный, региональный, локальный, групповой, индивидуальный. При этом по мере спуска на нижние «этажи» подконтрольность этих процессов центральной власти снижается. Возникают несогласованности и расхождения в понимании конкретных вопросов, установки властного центра нередко наталкиваются на прямое противодействие региональных и местных общностей и элит, сопротивление организаций и граждан.
Процесс трансформации происходит одновременно в экономической, политической и социально-психологической сферах общества. Он представляет собой большую проблему, но в то же время открывает большие возможности. Отношение общества к экономическим нововведениям М. С. Горбачева прошло путь «от ожиданий – к разочарованию». В 1987 – 1988 гг. перестройка воспринималась преимущественно как совершенствование социалистической системы, чаще всего в ней видели подлинную социальную революцию.
Так в чем же выражалась обреченность старого режима, каким должно было быть это «экономическое чудо» и почему оно не произошло?
Актуальность темы нашей курсовой работы очевидна, так как трансформационные процессы в их широком понимании еще далеко не закончены и требуют тщательного изучения в целях не повторения ошибок прошлого.
Гипотеза – мы предполагаем, что 1) «шоковая терапия» в российском исполнении привела страну не к рыночному хозяйству в чистом виде, а к еще более сильному контролю государства в экономике, ибо в отсутствие последнего она обрушится (впадет в глубочайший кризис); 2) основные причины неудач «перестройки» - неподготовленные и несформировавшиеся базисные социальные институты (политики, экономики, гражданских структур), а также непоследовательное применение реформ «перехода», полное противоречий, неудач и несогласованности.
Объект работы – переходная экономика, предмет – социально-экономические предпосылки и закономерности переходной экономики. Цель курсовой – анализ причин, содержания и итогов переходного периода в экономике России.
Задачи курсовой работы:
Процессы трансформации, переходного периода в России хорошо изучены, и исследования в этой области продолжаются. Экономическая сторона этого процесса раскрыта в работах В. Мау, Е. Гайдара, С. Синельникова, А. Улюкаева, Г. Трофимова, С. Архипова, С. Баткибекова, С. Дробышевского, Н. Шмелева и многих других.
1. Переходный период в экономике: основные понятия, характеристики, модели
1.1. Переходный период в экономике
Переходная экономика (переходный период в экономике) - это хозяйственные процессы в период перехода от одной хозяйственной системы к другой.
Хозяйственные процессы в переходный период существенно отличаются от аналогичных процессов внутри какой-либо хозяйственной системы. Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков:
1. Неустойчивость.
Это означает, что в переходный период происходят постоянные изменения - одни формы хозяйствования заменяются другими. Изменения эти являются безвозвратными, то есть новые элементы меняют старые навсегда. Внутри системы, напротив, новые элементы могут вводиться временно (например, жесткое государственное регулирование вводится только на период кризиса, а в период стабильности отменяется).
Изменения переходного периода охватывают все стороны хозяйственной жизни общества. Среди них выделяются два, которые являются самыми необходимыми и достаточными для смены одной хозяйственной системы на другую. Этими изменениями являются:
Если хотя бы одно из этих изменений не состоится, то новая хозяйственная система не сможет прийти на смену старой. Каждой хозяйственной системе соответствует своя господствующая форма собственности на производственные ресурсы. Для традиционной системы - это коллективная форма собственности, для рыночной – частная, для командно-административной - государственная.
Точно также каждой хозяйственной системе соответствует свой главенствующий способ ценообразования. Главным фактором цены в традиционной системе являются обычаи и традиции, для рыночной - состояние конъюнктуры (соотношение спроса и предложения), для командно-административной - решения государства.
Изменения в переходном периоде имеют различные качественные характеристики. Они могут быстро осуществляться в ходе сознательной деятельности людей, а могут растягиваться на столетия. Наконец, переходные изменения могут иметь как прогрессивное, так и регрессивное значение для экономического развития соответствующей страны.
С этой позиции (качественного характера) изменения переходного периода можно классифицировать следующим образом:
- естественно-эволюционные изменения. Эти изменения происходят длительное время (до нескольких столетий); осуществляются они, в целом, независимо от сознания людей. У истоков нововведения существуют в виде обычаев и традиций, а затем закрепляются в законах. Эти изменения имеют прогрессивный характер, т.е. способствуют дальнейшему развитию экономики (новые элементы заменяют старые только тогда, когда они полностью исчерпывают свой ресурс развития). К естественно - эволюционным изменениям можно отнести такие, как замена натуральных отношений на товарные, мануфактурного производства - на фабричное, замена локальной торговли на мировую и т.п.;
- естественно-реформаторские изменения. Они осуществляются быстро, в ходе сознательной деятельности людей. Они сразу закрепляются в законодательных актах, также носят прогрессивный характер. Экономическая история России дает нам яркие примеры естественно-реформаторских изменений (отмена крепостного права, введение фермерства в ходе реформ П.А. Столыпина);
Информация о работе Социально-экономические предпосылки и закономерности переходной экономики