Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов и основных направлений государственной социальной политики; изучение вопроса уровня и качества жизни населения; выявление особенностей социальной политики Республики Беларусь.
Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровню заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году).
Проведение макроэкономических реформ, постепенная отмена субсидирования, в том числе перекрестного субсидирования, предполагает перестройку социальной политики, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.
Эта модель (назовем ее субсидиарной) предполагает:
1) обеспечение
доступности и бесплатности
2) перераспределение
социальных расходов
3) предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;
4)сокращение
бедности и социального
5) развитие человеческого потенциала.
Что касается человеческого потенциала, по индексу ИРЧП Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала:
Таблица 3.1. Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты для Республики Беларусь в 2010 году
Республики Беларусь | |
Рейтинг страны по ИРЧП |
61 место |
Индекс развития человеческого потенциала. |
0,732 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) |
69,6 |
Средняя продолжительность обучения (лет) |
9,3 |
Ожидаемая продолжительность обучения (лет) |
14,6 |
Продолжение | |
Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (ППС в долл. США 2008 г.) |
12 926 |
ВНД на душу населения минус рейтинг по ИРЧП |
1 |
Значение ИРЧП, не связанное с доходом |
0,763 |
Источник: [17, с.141]
Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.
Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.
Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата.
В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий [18, с.26].
В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.
В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:
— восстановление
воспроизводственной функции
— усиление зависимости
роста заработной платы от результатов
производственно-хозяйственной
Таким образом,
в Беларуси формируется эффективная
система справедливого
Таким образом, социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Структура социальной
политики представлена следующими направлениями:
политикой обеспечения
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей в способностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательном уровне, а также наличие такого фактора, как везение.
Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности населения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных денежных доходов населения. То есть в последнее время в Республике Беларусь наметилась положительная тенденция: наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.
В области социальной защиты населения реформирование идет по двум направлениям:
1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех в сферу труда и предпринимательства.
2) Для незащищенных слоев населения – оказание адресной социальной помощи в различных формах.
Таким образом,
в настоящее время необходим
выбор таких приоритетов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ