Социальная политика гсударства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов и основных направлений государственной социальной политики; изучение вопроса уровня и качества жизни населения; выявление особенностей социальной политики Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

1 ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Продолжилась  тенденция снижения доли оплаты труда  в структуре доходов в 2009 г. – 58,7%, в 2010 г. – 56,5%. Незначительно сократилась  также доля социальных трансфертов  в общей сумме доходов в 2009 г. – 21,6%, в аналогичном периоде 2010 г. – 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в 2010 г. составило более 2 п.п. по сравнению с 2009 г.

Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) - лица пенсионного возраста.

Большинство пенсионеров  республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном - 35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства - на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.

Пенсионное  обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных  служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также  лиц, получающих социальные пенсии, производится (полностью или частично) за счет средств государственного бюджета.

В последнее  время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются  на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии  в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять между большим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан.

На основании  анализа можно сделать следующие  выводы: расходы Беларуси на образование  и здравоохранение самые высокие  в СНГ и превышают средний  уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

Таким образом, особенно важное место в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остаётся главным приоритетом.

Социальная  политика в Республике Беларусь играет весьма важную роль по следующим причинам:

- вследствие перехода к социально ориентированной рыночной экономике;

- население Республики имеет тенденцию к старению (отрицательный естественный прирост населения);

- Великая Отечественная война уничтожила более 80% национального богатства, вследствие чего уровень жизни белорусского населения стал ниже, чем в странах Западной Европы;

- высокая степень ориентации производственных мощностей Беларуси на советский рынок после распада СССР привела к резкому сокращению трудовых доходов населения и падению уровня жизни [5, стр. 267].

Основной целью  социальной политики является повышение  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации социальной политики в Республике Беларусь будут являться:

- повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

- постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

- укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

- повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

- улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Белорусская земля  может вместить, прокормить и обеспечить европейский уровень жизни гораздо  большему числу людей, чем сейчас. Население республики заслуживает того, чтобы жить дольше и лучше. Поэтому главный приоритет – повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.

Главные задачами демографической политики являются повышение ожидаемой продолжительности  жизни и уровня рождаемости населения.

В целях повышения  рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет с очерёдностью рождения [Приложение А]. Особое внимание уделяется созданию условий для воспитания детей-инвалидов в семейной среде.

В решении демографических  проблем важное место отводится  вопросам укрепления нравственных основ  семьи и брачно-семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда. Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

- создание новых рабочих мест в наукоёмких и высокотехнологичных производствах в сфере услуг;

- стимулирование роста занятости в сфере услуг;

- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

- повышение гибкости рынка труда за счёт совершенствования системы переподготовки кадров;

- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

- создание системы социального страхования от безработицы.

Основная цель – не просто обеспечить граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

В последние  годы в Республике Беларусь значительно повысилась покупательная способность населения [Приложение Г] и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой [15, с.221].

Огромнейшее значение в Республике придаётся развитию национальной системы образования [Приложение Б]. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире.

В основе государственной  политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, лежат следующие задачи:

- обеспечение равного доступа к образованию;

- реализация социальной справедливости в получении образования;

повешение качества образования.

Для их решения  предусматривается реализация следующих  направлений:

- развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;

- оптимизация объёмов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

- придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;

- совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодёжью;

- интеграция профессионального образования, науки и производства;

- повышение кадрового потенциала системы образования.

В Беларуси гарантировано бесплатное общедоступное среднее образование. Сохранилось бесплатное среднее специальное и высшее образование, которое может получить любой молодой человек на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодёжи. Выявлением и поощрением одарённых молодых людей занимается специальный фонд Президента Республики Беларусь [10].

Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление  политики социальной защиты Республики Беларусь. На нынешнем этапе развития пенсионная система столкнулась с рядом внешних и внутренних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старение нации. Тем не менее, своевременно и в полном объёме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчёт. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы [5, с. 270].

В условиях рыночных отношений в Республике Беларусь в первую очередь оказывается поддержка тем, кто в силу своего социального положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находиться в трудной жизненной ситуации. В 2011-2015гг. планируется повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся  граждан и создание условий для  повышение уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности  социальной поддержки населения  в 2011-2015гг. будет обеспечено путём:

- усиления мер социальной поддержки семей в связи рождением и воспитанием детей, в том числе путём повышения размера пособий по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет;

- повышения адресности оказания социальной помощи;

- внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

- создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;

- улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь является общедоступной и бесплатной [Приложение В]. Основной задачей развития здравоохранения в 2011-2015гг. является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счёт бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

В Республике Беларусь существует также государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС), который представляет собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Для здравоохранения установлены, например, четыре государственных минимальных социальных стандарта: обеспеченность участковыми врачами (один на 1,3 тыс. жителей), больничными койками (девять на 1 тыс. человек) и аптеками (одна на 8 тыс. жителей).

Информация о работе Социальная политика гсударства